17 февраля 2011 г. г.Луга
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-440/2011
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Мацкало И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Лужского муниципального района об оспаривании решения Совета депутатов Лужского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов Лужского муниципального района от 27.01.2011 года № 122 «О принятии полномочий по теплоснабжению администрацией Лужского муниципального района» в части принятия Лужским муниципальным районом Ленинградской области полномочий по организации теплоснабжения (п.1 решения), а также обязания администрации Лужского муниципального района заключить соглашение о принятии полномочий по теплоснабжению (п.2 решения) и обязать Совет депутатов Лужского муниципального района отменить указанные пункты решения, а также обязать Совет депутатов Лужского муниципального района опубликовать решение по настоящему делу в газете «Лужская правда».
В обоснование заявленных требований представитель администрации Лужского муниципального района указал, что принятое Советом депутатов Лужского муниципального района решение противоречит законодательству и нарушает права заявителя.
Решением установлено, что Лужским муниципальным районом приняты полномочия по организации теплоснабжения городских и сельских поселений Лужского муниципального района: Толмачевского городского, Волошовского, Дзержинского, Заклинского, Мшинского, Осьминского, Ретюнского, Серебрянского, Скребловского и Тесовского сельских поселений с одновременной передачей межбюджетных трансферов из бюджетов этих поселений в бюджет Лужского муниципального района. При этом содержание, срок, размер межбюджетных трансферов по принимаемым полномочиям не отражены.
Полагает в данном случае допущено нарушение п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. № 131, которым организация в границах поселений теплоснабжения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Передача осуществления части полномочий за счет межбюджетных трансфертов осуществляется путем заключения соглашения с органом местного самоуправления.
Указывает также, что никаких документов, подтверждающих инициативу администраций поселений по прекращению ими полномочий по решению вопросов местного значения поселения в части теплоснабжения и одновременного принятия решений представительным органом поселения по осуществлению расходов средств бюджета поселения не имелось. Данный вопрос не согласовывался с заявителем, как исполнительно-распорядительным органом, который должен быть стороной при заключении таких соглашений.
Лаас О.В., представляющая в судебном заседании администрацию Лужского муниципального района на основании доверенности от 15.12.2010 г., считает заявление подлежащим удовлетворению, по изложенным в нем основаниям. Дополнительно поясняет, что принято Советом депутатов решение было продиктовано необходимостью и целесообразностью, но вместе с тем противоречит законодательству и находятся за рамками компетенции Совета депутатов.
Скопинская Л.В., представляющая интересы заявителя на основании доверенности от 9.02.2011 г., также полагает заявление подлежащим удовлетворению, поскольку данное решение неизбежно повлечет необходимость дополнительных расходов не предусмотренных бюджетом. Полагает, что данным соглашением фактически передается только ответственность органов местного самоуправления поселений, не обеспеченная денежными средствами.
Интересы Совета депутатов Лужского муниципального района в судебном заседании представляют Волков А.В. и Буденная С.А. на основании доверенностей от 04.02.2011 г., которые считают заявление не подлежащим удовлетворению. Поясняют, что решение от 27.01.2011 г. принято в соответствии с законодательством и было направлено на улучшение социально-экономического положения в поселении.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрации поселений Лужского муниципального района: Толмачевское городское поселение, Волошовское сельское поселение, Дзержинское сельское поселение, Заклинское сельское поселение, Мшинское сельское поселение, Осьминское сельское поселение, Ретюнское сельское поселение, Серебрянское сельское поселение, Скребловское сельское поселение и Тесовское сельское поселение.
В судебном заседании интересы Волошовского сельского поселения представляет глава администрации Феклистов Г.Е., интересы администрации Скребловского сельского поселения глава администрации Кулакова Н.Е., интересы администрации Толмачевского городского поселения представитель по доверенности Павлов А.С., которые считают заявление администрации Лужского муниципального района не подлежащим удовлетворению, поскольку у администраций поселений отсутствуют денежные средства для обеспечения теплоснабжения, а возможность получения кредитов на данные нужды имеется только у администрации района.
Администрации Заклинского и Мшинского сельских поселений просят слушать дело в отсутствие представителей.
Администрации Дзержинского, Осьминского, Ретюнского, Серебрянского и Тесовского сельских поселений, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в суд не обеспечили, отзывов на заявление не представили.
Суд, выслушав мнение сторон, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, находит заявление администрации Лужского муниципального района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Советом депутатов Лужского муниципального района 27.01.2011 г. принято решением № 122 «О принятии полномочий по теплоснабжению администрацией Лужского муниципального района», которым решено: Лужскому муниципальному району принять полномочия по организации теплоснабжения городских и сельских поселений Лужского муниципального района: Толмачевского городского, Волошовского, Дзержинского, Заклинского, Мшинского, Осьминского, Ретюнского, Серебрянского, Скребловского и Тесовского сельских поселений с одновременной передачей межбюджетных трансферов из бюджетов этих поселений в бюджет Лужского муниципального района.
Пунктом 2 указанного решения администрации Лужского муниципального района предписано заключить соглашение о принятии полномочий по организации теплоснабжения с администрациями вышеназванных поселений Лужского муниципального района до 07.02.2011 года.
В материалы дела представлены решения Совета депутатов Осьминского, Серебрянского, Волошовского, Тесовского, Заклинского, Ретюнского, Дзержинского, Мшинского, Скребловского сельских поселений и Толмачевского городского поселения о передаче полномочий указанных поселений по теплоснабжению администрации Лужского муниципального района.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ)
П.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закона) вопросы организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, отнесены в вопросам местного значения поселения.
Вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления муниципального района перечислены в ч.1 ст.15 Закона.
Вопросы местного значения Лужского муниципального, аналогичные установленным в ст.15 Закона, перечислены в ст.6 Устава Лужского муниципального района (далее Устава), утвержденного Советом депутатов Лужского муниципального района 30.11.2005 г., зарегистрированного в Минюсте РФ 28.12.2005 г. (л.д.43-80). Вопрос организации в границах района теплоснабжения поселений в данном перечне отсутствует.
В соответствии с ч.3 ст.17 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает: органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования. Аналогичная норма содержится в п.3 ст.6 Устава.
П.12 ст.35 Закона определено: нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Аналогичная нома содержится и в п.4 ст.20 Устава Лужского муниципального района.
Согласно ст.37 Закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Ст.32 Устава к числу полномочий администрации отнесено и исполнение местного бюджета.
Из анализа перечисленных норм права следует, что на каждый из органов местного самоуправления возложены обязанности разрешения вопросов отнесенных к его компетенции. Возможность полной передачи правомочий от одного органа местного самоуправления к другому без ограничения сроком, законодательством не предусмотрена. Допускается возможность заключения соглашений о передаче части полномочий за счет межбюджетных трансфертов, на определенный срок, содержащих условия, перечисленные в ч.4 ст.35 Закона.
На основании изложенного, суд полагает оспариваемое решение об обязании принятия полномочий по теплоснабжению на территории перечисленных поселений района принято Советом депутатов Лужского муниципального района с превышением полномочий, в нарушение перечисленных норм права, поскольку вопрос организации теплоснабжения на территориях поселений отнесен к компетенции органов местного самоуправления поселения, обязанность принятия полномочий не ограничивается каким-либо сроком.
Суд полагает, при принятии данного решения советом депутатов Лужского муниципального района нарушен порядок его принятия, установленный п.12 ст.35 Закона, поскольку оспариваемое решение неизбежно влечет необходимость дополнительного расходования средств местного бюджета, вынесено на обсуждение Совета депутатов без заключения главы администрации, на которую возложена обязанность исполнения бюджета.
Кроме того, суд полагает заседание совета депутатов 27.01.2011 г. назначено в нарушение п.4 ст.24 Регламента Совета депутатов от 11.03.2008 г. (л.д.71), согласно которого решение о проведении внеочередного заседания доводится до сведении всех депутатов вместе с проектом повестки дня и проектами решений не позднее чем за два дня до заседания, в исключительных случаях указанный срок может быть сокращен.
Из заявления группы депутатов о созыве внеочередного заседания Совета депутатов следует, что оно поступило в Совет депутатов 25.01.2011 г., заседание назначено на 27.01.2011 г. 13.00. До сведения депутатов, как следует из объяснений представителей Совета депутатов, повестка дня доводилась по телефону.
Т.о. заседание Совета депутатов было назначено менее чем за два дня, после принятия решения о его проведении, без предоставления депутатам проектов решений.
В связи с изложенным, заявление администрации Лужского муниципального района о признании незаконными пунктов 1 и 2 решения Совета депутатов Лужского муниципального района от 27.01.2011 г. № 122 подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, требования об обязании устранить допущенные нарушения и отменить оспариваемые пункты удовлетворению не подлежит, поскольку после вынесения судом настоящего решения, данные положения утрачивают юридическую силу и в дополнительной отмене не нуждаются.
В связи с публикацией в газете «Лужская правда» обжалуемого решения, суд полагает, на Совет депутатов Лужского муниципального района должна быть возложена обязанность опубликовать сообщение о вынесении судом решения по настоящему делу в газете «Лужская правда».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Заявление администрации Лужского муниципального района удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 1 и 2 решения Совета депутатов Лужского муниципального района от 27.01.2011 г. № 122 «О принятии полномочий по теплоснабжению администрацией Лужского муниципального района».
Обязать Совет депутатов Лужского муниципального района опубликовать сообщение о вынесении решения по настоящему делу в газете «Лужская правда».
В удовлетворении остальной части заявления администрации Лужского муниципального района – отказать.
Решение может быть обжаловано в Леноблсуд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий :
решение суда в окончательной форме изготовлено 22.02.2011 г.
Решение суда на 24.02.2011 года в законную силу не вступило