гражданское дело № 2-43/2011



19 мая 2011 года г.Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-43/2011

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.

при секретаре Мацкало И.С.,

с участием прокурора Сирачук Е.С.

и адвоката Михеевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области, ГУ ЛО «Управление автомобильных дорог Ленинградской области», Ленинградскому областному государственному предприятию «Лужское ДРСУ» об обязании приведения в соответствии с техническими нормами автомобильной дороги общего пользования регионального значения,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области, ГУ ЛО «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее - ГУ «Ленавтодор»), Ленинградскому областному государственному предприятию «Лужское ДРСУ» (далее - ЛОГП «Лужское ДРСУ») об обязании приведения в соответствии с техническими нормами автомобильной дороги общего пользования регионального значения Пружицы-Осьмино-Толмачево, подъезд к д.Саба Лужского района.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки ОГИБДД ОВД по Лужскому району Ленинградской области 28.09.2010 года установлено, что участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лужского района Ленинградской области Пружицы-Осьмино-Толмачево, а именно подъезд к д.Саба находится в состоянии, непригодном для проезда транспортных средств:

1. Необходимо профилирование участка автомобильной дороги подъезд к д.Саба, имеющего щебеночное покрытие. На момент осмотра имеются нарушения профиля проезжей части в виде щебенки. Обочины завышены по отношению к проезжей части. Обочины не окошены от травы. Необходимо ликвидировать разницу высот в сопряжении участка дороги, имеющем асфальтобетонное покрытие, с участком дороги, имеющем щебеночное покрытие.

2. На проезжей части имеющей асфальтобетонное покрытие имеются выбоины на примыкании автомобильной дороги Осьмино-Хилок к автомобильной дороге подъезд к д.Саба. Отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» - 2 шт., 2.4 «Уступи дорогу» - 1 шт. на примыкании автомобильной дороги Осьмино-Хилок к автомобильной дороге подъезд к д.Саба. (п.2.6.1 Требований к автомобильным дорогам с регулярным автобусным движением).

3. На перекрестке автомобильной дороги 74 км. Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево-Нарва) и подъезд к д.Саба отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» - 1 шт., требуют замены в связи с износом дорожные знаки 8.13 «Направление главной дороги - 1 шт. Знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу» установлены с нарушением п. 5.3.7 - 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по способу
установки.

4. Отсутствуют дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений» в следующих местах: 73 км. автомобильной дороги Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево-Нарва) «направление па Пружины, Будилово, Луга»; 74 км. - «направление на Пружицы, Будилово, Луга» и 2 км. автомобильной дороги подъезд к д. Саба «направление на Хилок».

5. Отсутствуют в полном объеме дорожные знаки 6.13 «Километровый
знак» 72, 73, 74 км. автомобильной дороги Пружины-Осъмино-Толмачево, 1, 2, I, 4 км. автомобильной дороги подъезд к д. Саба.

6. Отсутствуют дорожные знаки 5.23.1 и 5.24.1 «Начало и конец населенного пункта»: «Осьмино» со стороны н.п. Пружицы 1.23.1 - I шт., 1.24.1 - 1 шт., со стороны г. Луги 5.24.1 - 1 шт. не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52290-2004 «Знаки дорожные. Общие технические требования» и ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по способу установки, со стороны н.п.Саба отсутствуют 5.23.1 -1 шт., 5.24.1 - 1 шт., «Саба» 5.23.1. - 1 шт., 5.24.1 - I шт.

7. Отсутствуют, в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004, направляющие столбики на примыканиях и пересечениях, водопропускных сооружениях на всем протяжении участка автомобильной дороги.

8. Отсутствуют обозначенные дорожными знаками и дорожной разметкой
пешеходные переходы и пешеходные дорожки.

9. Отсутствует дорожная разметка на участке автомобильной дороги подъезд к д. Саба, имеющем асфальтное покрытие, (п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»).

В ходе проверки установлено, что на основании государственного контракта на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог Лужского района ЛОТ №11, заключенного между ГУ «Ленавтодор» и ЛОГП «Лужское ДРСУ», ЛОГП «Лужское ДРСУ» приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по содержанию региональных дорог, обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, строительными нормами и правилами, ГОСТами.

Участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лужского района Ленинградской области Пружицы-Осьмино-Толмачево входит в перечень автомобильных дорог, обслуживаемых ЛОГП «Лужское ДРСУ».

В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 05.11.2004 г. № 497-р «О создании Государственного Учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» на ГУ «Ленавтодор» возложены обязанности по обеспечению надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, а также создание условий для бесперебойного движения транспортных средств на автомобильных дорогах Ленинградской области, повышения их пропускной способности и благоустройства, а также выполнение функций заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области в сфере дорожного хозяйства, решения имущественных вопросов по объектам строительства (реконструкции, капитального ремонта).

Кроме того, указанным распоряжением установлено, что учредителем ГУ «Ленавтодор» от имени Правительства выступает Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области.

Таким образом, ответчики не исполняют возложенные на них обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В результате сложившейся ситуации ненадлежащее состояние подъезда к д.Саба Лужского района Ленинградской области, расположенного на участке автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево, не дает возможности организовать пассажирские перевозки от д.Саба, таким образом нарушает права граждан на право пользования автомобильными дорогами.

Первоначально Лужский городской прокурор просил обязать Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области, ГУ «Ленавтодор», ЛОГП «Лужское ДРСУ» привести подъезд к д.Саба Лужского района, расположенный на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения Пружицы-Осьмино-Толмачево и подъезд к д.Саба, в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93.

В ходе рассмотрения дела Лужский городской прокурор неоднократно уточнял свои требования, в окончательном виде сформулировав их в исковом заявлении от 04.04.2011 года, в котором просит обязать ответчиков:

1.                 Произвести профилирование участка автомобильной дороги подъезд к д.Саба, имеющего щебеночное покрытие;

2.                 Ликвидировать завышение обочины по отношению к проезжей части. Ликвидировать разницу высот в сопряжении участка дороги, имеющем асфальтобетонное покрытие, с участком дороги, имеющем щебеночное покрытие;

3.                 Ликвидировать выбоины на проезжей части имеющей асфальтобетонное покрытие на примыкании автомобильной дороги Осьмино-Хилок к автомобильной дороге подъезд к д.Саба;

4.                 Установить дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» - 13 шт. в точках: 71+169, 71+198, 71+239, 71+268, 71+467, 71+495, 71+709, 71+739, 72+556, 72+585, 73+632, 73+782, 74+041 автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» – в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

5.                 Установить в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» дорожные знаки 2.4 «уступи дорогу» в точках 0+025 (справа) автодороги «Старополье - Осьмино»; 0+025 (справа) автодороги «Сижно-Будилово-Осьмино»; 0+025 (справа) автодороги «подъезд к д. Псоедь»; 1+600, 1+800 (справа) автодороги «подъезд к д. Саба»;

6.                 Оборудовать в соответствии с требованиями п. 4.5.1.2, п. 4.5.1.6 и п. 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» пешеходные дорожки (тротуары) на участке дороги по отметкам с 70+862 по 72+893 левая и правая сторона автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево - а/д «Нарва») н.п. Осьмино;

7.                 Установить в соответствии с требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» дорожные знаки 8.13 «Направление главной дороги» - в точках: 73+632 (справа), 73+782 (справа) автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

8.                 Установить дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений» в следующих точках автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»: 71+417 (справа), 71+545 (слева), 72+250 (справа), 72+387 (слева), 73+755 (справа) и 73+940 (слева) в соответствии с требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

9.                 Установить дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» 71+000, 72+000, 73+000, 74+000 автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

10.             Установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» проектом организации дорожного движения дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» дорожные знаки 1, 2, 3, 4 км. автодороги подъезд к дер. Саба;

11.             Установить дорожные знаки 5.24.1 «Конец населенного пункта»: «Осьмино» на отметках 70+862 и 72+893 автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

12.             Заменить изношенные дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта»: «Осьмино» на отметках 70+862 и 72+893 автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

13.             Установить дорожные знаки 5.23.1 «начало населенного пункта» и 5.24.1 «конец населенного пункта» «Саба» на отметке 3км.+600м. автодороги подъезд к дер. Саба в соответствии с требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования»

14.             Установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» направляющие столбики на примыкании и пересечениях, водопропускных сооружениях на отметках: 73+620 - 73+789 (4 шт. слева, 3 шт. справа); 73+789 – 73+890 (8 шт. слева; 20 шт. справа); 73+890 – 74+000 (4 шт. слева; 3 шт. справа);

15.             Установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» на отметках 72+358 (справа) и 72+362 (слева); установить дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» на отметках 72+358 (справа) и 72+362 (слева) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

16.             Установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» предупреждающие дорожные знаки 1.11.1 «Опасный поворот» на отметках: 71+650 (слева), 72+050 (слева), 73+321(слева), 74+400 (справа); 1.11.2 «Опасный поворот» на отметках 71+392 (справа), 71+825(справа), 72+650(справа), 74+876(слева) автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

17.             Установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» запрещающие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» на отметках автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево 71+650 (слева), 71+956 (слева), 73+321 (слева), 73+724 (слева), 74+876 (слева), 71+496 (справа), 71+825 (справа), 72+475 (справа), 72+591 (справа), 73+910 (справа), 74+400 (справа);

18.             Установить в соответствии со СНиП 23-05-95* и требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» искусственное наружное освещение на отметках автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево – а/д «Нарва») н.п. Осьмино с 70км.+775м. по 73км.000м;

19.             Обозначить дорожную разметку на участке автодороги подъезд дер. Саба имеющем асфальтобетонное покрытие в соответствии с п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований в части обязания ликвидировать разницу высот в сопряжении участка дороги, имеющем асфальтобетонное покрытие, с участком дороги имеющем щебеночное покрытие, установки дорожных знаков: 2.1 «Главная дорога» в точке 73+782 автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево; 2.4 «Уступи дорогу» в точках 1+600 и 1+800 автодороги подъезд к дер.Саба; 6.13 «Километровый знак» в точке 71+000 автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево, в связи с добровольным исполнением требований прокурора.

Определением суда от 19.05.2011 года производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании, участвующий в рассмотрении дела прокурор Сирачук Е.С. поддерживает заявленные исковые требования, полагает они подлежат удовлетворению, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в письменных возражениях на иск Лужского городского прокурора ( т.2 л.д.16-26) указал о том, что Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области не является надлежащим ответчиком по делу поскольку является органом исполнительной власти Ленинградской области и не осуществляет содержание автомобильных дорог регионального значения. Кроме того, в соответствии с распределением средств областного бюджета Ленинградской области в 2010 году для нормативного содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений и нанесение горизонтальной разметки в Лужском районе выделены средства областного бюджета в размере 103439,954 тыс. руб. Таким образом, считает, Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области выполнил свои полномочия по финансированию содержания автомобильных дорог в Лужском районе Ленинградской области, в том числе автомобильных дорог «Пружицы-Осьмино-Толмачево» и «Подъезд к дер.Саба».

Дополнительно указывает, что приведенные в иске прокурора ссылки на отсутствие на отдельных участках спорной автодороги элементов обустройства (электрического освещения, пешеходных дорожек), дорожных знаков нарушением законодательства не является. Установка данных элементов обустройства возможна при осуществлении строительства или реконструкции дороги и лишь после производства необходимых проектно-изыскательных работ, для чего необходимо внесение изменений в бюджет Ленинградской области. Кроме того указывает, что практически все заявленные требования относятся к требованиям по проведению работ по содержанию автомобильных дорог, которые охватываются государственным контрактом заключенным ГУ «Ленавтодор» и ГП «Лужское ДРСУ».

Ответчик ГУ «Ленавтодор», надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства», явку своего представителя в суд не направил, письменного отзыва на иск не представил.

Интересы ЛОГП «Лужское ДРСУ» представляет адвокат Михеева Н.В., действующая на основании доверенности от 20.09.2010 г., которая не согласна с исковыми требованиями прокурора, поясняет, что автодорога «Подъезд к дер.Саба» относится к четвертой технической категории и содержится на допустимом уровне содержания. Виды работ, необходимые выполнить на указанной дороге определены сметой, в связи с чем выполнение дополнительных работ, не указанных в смете, на ЛОГП «Лужское ДРСУ» не возложено.

Указывает в письменном отзыве на иск (л.д.42-43 т.1), что часть знаков заменена в рабочем режиме. Исковые требования об обязании установить дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений»: 73 км автомобильной дороги Пружицы-Осьмино-Толмачево» «направление на Пружицы, Будилово, Луга»; 74 км «направление на Пружицы, Будилово, Луга» и 2 км автомобильной автодороги подъезд к д.Саба «направление на Хилок»; установить дорожные знаки 6.13 « Километровый знак» 72.73,74 км автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»; 1.2.3.4 км автомобильной дороги подъезд к д.Саба, установить дорожные знаки 5.23.1 и 5.24.1 «Начало и конец населенного пункта»: «Осьмино» со стороны н.п. Пружицы 1.23.1 - 1 шт., 1.24.1 - 1 шт.; со стороны н.п.Саба 5.23.1 - 1 шт., 5.24.1 - 1 шт., установить дорожные знаки 5.24.1 - 1 шт. со стороны г. Луги - необоснованны в силу того, что автодорога изменила название, соответственно, начало и окончание по километражу - установке дорожных знаков и выполнение этих работ возможно исключительно в случае выделения бюджетных денежных средств и поступления их ЛОГП «Лужское ДРСУ».

Директор ЛОГП «Лужское ДРСУ» Сацкий В.Г. в судебном заседании от 22.12.2010 года пояснял, что ЛОГП «Лужское ДРСУ» не определяет, что необходимо установить в первую очередь: установить знаки или скосить траву, а выполняет те работы, которые профинансированы заказчиком. Дорожные знаки, перечисленные в иске прокурора, всегда там и стояли, хотя допускает, что они могут не соответствовать ГОСТ. Дорожные знаки меняются по согласованию с Ленавтодором, согласно выделяемым средствам.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация Осьминского сельского поселения, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку в суд своего представителя не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном
движении, над экономическим результатами их хозяйственной деятельности;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при
обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст.5 указанного Закона обеспечение безопасного дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 6 названного Закона полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в данном случае Ленинградской области, исполнительным органом которого является Правительство Ленинградской области.

Ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливает: ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст.21 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Ст.22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения определяет: деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Согласно ст. 33 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

В ходе рассмотрения дела установлено:

10.09.2009 года комиссией, состоящей из представителей администрации Лужского муниципального района, ОГИБДД ОВД по Лужскому району, ГПУ «Лужское ДРСУ» и администрации Осьминского сельского поселения, составлен акт обследования маршрута п.Осьмино-дер.Саба длиной 7 км. предполагаемого к открытию автобусного движения, проходящего по дорогам регионального значения Пружицы-Осьмино-Толмачево и подъезд к дер.Саба, в соответствии с которым был установлен ряд нарушений, а именно не соответствие указанного маршрута требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (л.д.7-8, т.1).

28.09.2010 года госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Лужскому району Григорьевым А.В. составлен акт повторного обследования указанного маршрута (л.д.9-10), в ходе которого были выявлены следующие нарушения:

1. Необходимо профилирование участка автомобильной дороги подъезд к д.Саба, имеющего щебеночное покрытие. На момент осмотра имеются нарушения профиля проезжей части в виде щебенки. Обочины завышены по отношению к проезжей части. Обочины не окошены от травы. Необходимо ликвидировать разницу высот в сопряжении участка дороги, имеющем асфальтобетонное покрытие, с участком дороги, имеющем щебеночное покрытие.

2. На проезжей части имеющей асфальтобетонное покрытие имеются выбоины на примыкании автомобильной дороги Осьмино-Хилок к автомобильной дороге подъезд к д.Саба. Отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» - 2 шт., 2.4 «Уступи дорогу» - 1 шт. на примыкании автомобильной дороги Осьмино-Хилок к автомобильной дороге подъезд к д.Саба. (п.2.6.1 Требований к автомобильным дорогам с регулярным автобусным движением).

3. На перекрестке автомобильной дороги 74 км. Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево-Нарва) и подъезд к д.Саба отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» - 1 шт., требуют замены в связи с износом дорожные знаки 8.13 «Направление главной дороги - 1 шт. Знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу» установлены с нарушением п. 5.3.7 - 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по способу
установки.

4. Отсутствуют дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений» в следующих местах: 73 км. автомобильной дороги Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево-Нарва) «направление па Пружины, Будилово, Луга»; 74 км. - «направление на Пружицы, Будилово, Луга» и 2 км. автомобильной дороги подъезд к д. Саба «направление на Хилок».

5. Отсутствуют в полном объеме дорожные знаки 6.13 «Километровый
знак» 72, 73, 74 км. автомобильной дороги Пружины-Осъмино-Толмачево, 1, 2, I, 4 км. автомобильной дороги подъезд к д. Саба.

6. Отсутствуют соответствующие требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. На всем маршруте отсутствуют дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» и 5.19.1 (2) «Пешеходный переход».

7. Отсутствуют дорожные знаки 5.23.1 и 5.24.1 «Начало и конец населенного пункта»: «Осьмино» со стороны н.п. Пружицы 1.23.1 - I шт., 1.24.1 - 1 шт., со стороны г. Луги 5.24.1 - 1 шт. не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52290-2004 «Знаки дорожные. Общие технические требования» и ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по способу установки, со стороны н.п.Саба отсутствуют 5.23.1 -1 шт., 5.24.1 - 1 шт., «Саба» 5.23.1. - 1 шт., 5.24.1 - I шт.

8. Отсутствуют, в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004, направляющие столбики на примыканиях и пересечениях, водопропускных сооружениях на всем протяжении участка автомобильной дороги.

9. Отсутствуют обозначенные дорожными знаками и дорожной разметкой
пешеходные переходы и пешеходные дорожки.

10. Отсутствует дорожная разметка на участке автомобильной дороги подъезд к д. Саба, имеющем асфальтное покрытие, (п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»).

18.05.2011 года госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Лужскому району Григорьевым А.В. составлен акт обследования спорного маршрута (л.д.189-191), в ходе которого были выявлены следующие нарушения:

1.           Необходимо проведение профилирования участка автомобильной дороги подъезд к д.Саба, имеющего щебеночное покрытие с добавлением материала для ликвидации на проезжей части нарушения профиля проезжей части в виде «гребенки». А также необходимо провести профилирование обочин для ликвидации их завышения по отношению к проезжей части на всем протяжении автодороги подъезд к д.Саба;

2.           Отсутствует дорожный знак приоритета 2.1 «Главная дорога» - 2 шт. (применен в нарушение п.5.1.9 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги на отметке 1 км.+800м. автодороги подъезд к д.Саба;

3.           Отсутствуют в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» пешеходные дорожки (тротуары) на отметках 70км.+862м 72км.+893м левая и правая сторона автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево - а/д «Нарва») н.п.Осьмино;

4.           Отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» - 12 шт. на отметках 71км+169м, 71км.+198м., 71км.+239м., 71км.+268м., 71км.+467м, 71км.+495м., 71км.+709м., 71км.+739м, 72км.+556м., 72км.+585м., 73км.+632м., 73км.+782м., 74км.+041м. На перекрестке автодорог 74 км. Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево-Нарва) и подъезд к д.Саба требует замены в связи с износом и несоответствием технических параметров требованиям ГОСТ Р 52290-2004 «Знаки дорожные» дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги» - 1 шт. на отметке 73 км.+782 м. Знаки приоритета 2.1 «главная дорога» установлены с нарушением п.5.1.7-5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;

5.           Отсутствуют в полном объеме дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений» в следующих местах: 71км.+417м. (справа), 71км.+545м. (слева) автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево «направление на Толмачево, Старополье, Пружицы, Сланцы», 72км.+250м. (справа) и 72км.+387м. (слева) «направление на Лугу, Будилово, Пружицы», 73км.+755м. (справа) и 73км.+940м (слева) «направление на Пружицы, Саба, Лугу»;

6.           Отсутствуют в полном объеме дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» на отметках 72км.+000м., 73км.+000м., 74км.+000м. автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево. Применены не соответствующие требованиям ГОСТ Р 52290-2004 «Знаки дорожные» и установлены с нарушением требований ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» по способу установки и фактической протяженностью между ними дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» на отметках 0/4 км., 1/3 км., 2/2 км., 3/1 км., 4/0 км. автодороги подъезд к д.Саба;

7.           Отсутствуют соответствующие требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» Элементы обустройства. Общие требования» и СНиП 2.07.01-89* п.6.20 остановки для общественного транспорта на начальной и конечной точках маршрута, а также на промежуточной точке в районе поликлиники п.Осьмино;

8.           Применены не соответствующие требованиям ГОСТ Р 52290-2004 по способу изготовления и ГОСТ Р 52289-2004 по способу установки дорожные знаки 5.23.1 и 5.24.1 «Конец и начало населенного пункта»: «Осьмино» со стороны н.п.Пружицы и н.п.Сара Лог на отметках 70км.+862м. и 73км.+980 м. автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево. Отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Осьмино» на отметке 2км.+350м. и 3 км. + 600 м. и дорожный знак 5.24.1 «Саба» на отметке 3 км.+600 м. автодороги подъезд к д.Саба, которые установлены в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004;

9.           Отсутствуют в нарушение ГОСТ Р 52289-2004 направляющие столбики на примыканиях и пересечениях кривых в плане, водопропускных сооружениях на отметках 73 км.+620м. – 73км.+789м. (4 шт. справа, 3 шт.слева), 73км.+789м. – 73км.+890м. (8 шт.слева, 20 шт.справа), 73 км.+890м. – 74 км.+000м. (4 шт.слева, 3 шт.справа) автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево;

10.       Отсутствуют 4 дорожных знака 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» на отметках 72км.+358 м. и 72 км.+362 м. автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево;

11.       Требует замены в связи с износом и переустановки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак приоритета 2.4 «Уступи дорогу» - 1 шт. на перекрестке, примыкающем к автодороге Пружицы-Осьмино-Толмачево 71 км. +496 м. (со стороны н.п.Старополье);

12.       Отсутствуют в нарушение ГОСТ Р 52289-2004 предупреждающие дорожные знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» - 8 шт. на отметках 71 км.+650м. (справа), 71 км.+650 м. (слева), 71 км.+825 м. (справа), 72 км.+050 м. (слева), 72 км.+650 м. (справа), 73 км.+321 м. (слева), 74 км.+400 м. (справа), 74 км.+876 м. (слева);

13.       Отсутствуют в нарушение ГОСТ Р 52289-2004 запрещающие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» -11 шт. на отметках автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево 71 км.+496 м. (справа), 71км.+650м. (слева), 71 км.+825 м. (справа), 71км.+986 м. (слева), 72 км.+475м. (справа), 72 км.+591 м. (справа), 73км.+321м. (слева), 73 км.+724м. (слева), 73км.+910 м. (справа), 74км.+400м. (справа), 74 км.+876 м. (слева);

14.       Отсутствует в нарушение СНиП 23-05-95* соответствующее требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» искусственное наружное освещение на отметках автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево – а/д «Нарва») н.п. Осьмино с 70км.+775м. по 73км.+000м;

15.       Отсутствует дорожная разметка на участке автодороги подъезд к дер.Саба имеющем асфальтобетонное покрытие;

16.       Не ликвидированы выбоины в асфальтобетонном покрытии автодороги подъезд к д.Саба на примыкании автодороги Осьмино-Хилок на отметке 1км.+700 м.

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 27.11.2007 г. № 294. В соответствии с п.25 указанного перечня автомобильная дорога Пружицы-Осьмино-Толмачево относится автомобильным дорогам регионального значения.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.09.2008 года № 283 утверждено Положение о Комитете по дорожному хозяйству по Ленинградской области, в соответствии с которым к полномочиям Комитета относится в том числе: осуществление планирования объемов работ и финансирование дорожной деятельности и технического оснащения автомобильных дорог общего пользования регионального значения за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, иных источников, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Правительством Ленинградской области издано распоряжение от 05.11.2004 года № 497-р «О создании государственного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области», целями которого является обеспечение надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений, находящихся в собственности Ленинградской области, а также создание условий для безопасного и бесперебойного движения транспортных средств на автомобильных дорогах Ленинградской области, повышения их пропускной способности благоустройства.

29.12.2004 года Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом издано распоряжением № 367 «О закреплении государственного имущества Ленинградской области на праве оперативного управления за государственным учреждением Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (л.д.87, т.1).

Автодорога Пружицы-Осьмино-Толмачево и подъезд к д.Саба Лужского района входит в перечень государственного имущества, закрепленного за ГУ «Ленавтодор» (л.д.89-91, т.1).

12.04.2010 года между ГУ «Ленавтодор» и ЛОГП «Лужское ДРСУ» заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог Лужского района ЛОТ № 11, в соответствии с которым ЛОГП «Лужское ДРСУ» приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств соответствии с действующим законодательством, строительными нормами и правилами, ГОСТами (л.д.11-17, т.1). Срок выполнения работ установлен с момента заключения контракта до 31.03.2011 года.

В соответствии с приложением № 1 к указанному контракту в перечень автомобильных дорог, обслуживаемых ГП «Лужское ДРСУ», относится автомобильная дорога Пружицы-Осьмино-Толмачево протяженностью 71,83 км. (л.д.18-19, т.1).

06.04.2011 года между Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области, ГУ «Ленавтодор» и ЛОГП «Лужское ДРСУ» заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог Лужского района Ленинградской области (л.д.133-145, т.2). В соответствии с данным контрактом ЛОГП «Лужское ДРСУ» приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств соответствии с действующим законодательством, строительными нормами и правилами, ГОСТами. Срок выполнения работ установлен с 01.04.2011 года по 31.12.2013 года. Согласно контракта сумма работ направляемая на содержание дороги составляет: 171897118, 92 руб., на содержание искусственных сооружений 7610822,38 руб., выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки 8558050 руб., ремонт автомобильных дорог 294001781,48 руб. Общая стоимость выполнения работ по контракту составляет 482097773,52 руб.

В соответствии с приложением № 1 к указанному контракту в перечень автомобильных дорог, обслуживаемых ГП «Лужское ДРСУ», относится автомобильная дорога Толмачево-автодорога Нарва протяженностью 71,83 км. и подъезд к д.Саба (л.д.146-147, т.2).

В мае 2009 года разработан проект организации дорожного движения «Автомобильная дорога «Пружицы-Осьмино-Толмачево» 55км.+279 – 133 км.+044». Указанный проект утвержден ГУ «Ленавтодор», согласован с УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 07.08.2009 года (л.д.233-245, т.1).

Необходимость установки дорожных знаков на указанной автодороге, об обязании установки которых заявлены требования и их фактическое отсутствие подтверждается указанным проектом.

Так необходимость установки 12 знаков приоритета 2.1 главная дорога (п.4 исковых требований) на указанной дороге по точкам 71+169, 71+198, 71+239, 71+268, 71+467, 71+495, 71+709, 71+739, 72+556, 72+585, 73+632, 74+041 указана в проекте ( т.1 л.д.235, 243-245, т.2 л.д.80). Кроме того факт отсутствия данных знаков подтверждается актами обследования выполненными инспектором дорожного надзора.

Необходимость установки дорожных знаков 2.4 «уступи дорогу» (п.5 исковых требований) в точках 0+025 (справа) автодороги «Старополье – Осьмино»; 0+025 (справа) автодороги «Сижно-Будилово-Осьмино»; 0+025 (справа) автодороги «подъезд к д. Псоедь» указана в проекте (т.1 л.д. 243-244). Факт отсутствия данных знаков подтверждается актами обследования выполненными инспектором дорожного надзора. Согласно п.5.1.9 ГОСТа 52289-2004 данные знаки в черте населенного пункта должны быть установлены на расстоянии не более чем 25 м. перед перекрестком.

Необходимость оборудования пешеходной дорожки шириной 1,5 м. вдоль автомобильной дороги в пределах населенного пункта п.Осьмино начиная с отметки 70 км. + 862 м. и до 72 км.+893 м. также предусмотрена проектом (л.д.242-244). Факт ее отсутствия ответчиками не оспаривается.

Суд полагает оборудование данной дорожке позволит пешеходам безопасно передвигаться в черте указанного населенного пункта.

Необходимость установки дорожных знаков 8.13 «направление главной дороги» (п.7 исковых требований) в точках 73+632 (справа),73+782 (справа) указана в проекте (т.1 л.д. 245), необходимость установки знаков также указана в проекте (т.2 л.81) и акте дорожного инспектора от 18.05.2011 г.

Необходимость установить дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений» (п.8 требований) в точках: 71+417 (справа), 71+545 (слева), 72+250 (справа), 72+387 (слева), 73+755 (справа) и 73+940 (слева) также указана в проекте (т.1 л.д.243-245), факт отсутствия также подтверждается проектом ( т.1 л.д.240) и актом дорожного инспектора.

Необходимость установить дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» 72+000, 73+000, 74+000 (п.9 требований) также подтверждается проектом, из акта обследования дорожного инспектора от 18.05.2011 г. следует, что данные знаки отсутствуют.

Километровые знаки 1, 2, 3, 4 км. автодороги подъезд к д.Саба (п.10 требований) установлены не в соответствии с требованиями ГОСТА Р 52290-2004 по способу установки и фактической протяженности между ними как следует из акта дорожного инспектора.

Из проекта организации дорожного движения ( т.1 л.д.240 об.) следует, дорожные знаки 5.23.1 «начало населенного пункта «Осьмино» и 5.24.1 «конец населенного пункта «Осьмино» на отметках 70+862 и 72893 установлены (п.п.11,12 требований). Из акта дорожного инспектора от 18.05.2011 г. что данные знаки применены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 по способу изготовления и требованиям ГОСТ 52289-2004 по способу установки.

Необходимость установить дорожные знаки 5.23.1 «начало населенного пункта «Саба» и 5.24.1 «конец населенного пункта «Саба» на отметке 3+600 м. (п.13 требований) подтверждается схемой расстановки дорожных знаков (т.1 л.д.159), из акта обследования дорожного инспектора от 18.05.2011 г. следует, что данные знаки применены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004.

Необходимость установить направляющие столбики на примыкании и пересечениях, водопропускных сооружениях на отметках: 73+620 - 73+789 (4 шт. слева, 3 шт. справа); 73+789 – 73+890 (8 шт. слева; 20 шт. справа); 73+890 – 74+000 (4 шт. слева; 3 шт. справа) (п.14 требований) подтверждается проектом организации дорожного движения (т.1 л.д.245), факт их отсутствия ответчиками не оспаривается и подтверждается актами дорожного инспектора;

Из проекта организации дорожного движения следует, что дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» на отметках 72+358 (справа) и 72+362 (слева); и 5.19.2 «Пешеходный переход» на отметках 72+358 (справа) и 72+362 (слева) – установлены (п.15 требований). Из акта инспектора дорожного движения от 18.05.2011 г. следует, что данные знаки отсутствуют.

Необходимость установки предупреждающих дорожных знаков 1.11.1 «Опасный поворот» на отметках: 71+650 (слева), 72+050 (слева), 73+321(слева), 74+400 (справа); 1.11.2 «Опасный поворот» на отметках 71+392 (справа), 71+825(справа), 72+650(справа), 74+876(слева) автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» (п.16 требований) подтверждается проектом организации дорожного движения (т.1 л.д.234) из которого следует, о том что их необходимо установить, необходимость установки обусловлена опасной кривой на плане. Факт отсутствия подтверждается и актом инспектора дорожного движения от 18.05.2011 г.

Необходимость установки запрещающих дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» на отметках автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево 71+650 (слева), 71+956 (слева), 73+321 (слева), 73+724 (слева), 74+876 (слева), 71+496 (справа), 71+825 (справа), 72+475 (справа), 72+591 (справа, 73+910 (справа), 74+400 (справа) (п.17 требований) также подтверждается проектом организации дорожного движения (т.1 л.д.235-236) из которого следует, что их необходимо установить, необходимость установки обусловлена не обеспечением видимости встречного автомобиля. Факт отсутствия подтверждается и актом инспектора дорожного движения от 18.05.2011 г.

Согласно п 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.

В соответствии с ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лужским ДРСУ в качестве доказательства выполнения работ по установке дорожных знаков представлен акт приемки выполненных работ от 21.12.2010 г. (т.2 л.д.1) в котором указано об установке 25 дорожных знаков. При этом, доказательств где именно устанавливались данные знаки не представлено.

Доводы представителя ответчика об устранении недостатков опровергаются актом обследования дорожного инспектора от 18.05.2011 г.

Т.о. в ходе рассмотрения нашли подтверждение нарушения установленных законодательством требований на указанном участке автомобильной дороги. Перечисленные недостатки ставят под угрозу жизнь и безопасность граждан, использующих данную дорогу, не дают возможности организовать движение общественного транспорта. В связи с чем, суд полагает, исковые требования Лужского прокурора заявленные в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению

Согласно приказа Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 г. № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» к работам по содержанию автомобильных дорог отнесены среди прочих: устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок), замена поврежденных дорожных знаков, уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной горизонтальной и вертикальной разметки.

В связи с чем, исковые требования об обязании выполнения работ относящихся к техническому содержанию дороги суд полагает должны быть возложены на ЛОГП «Лужское ДРСУ».

Доводы представителя Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, об отсутствии финансирования, суд полагает не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ст.33 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» формирование расходов на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог утверждается с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.

Поскольку остальная часть исковых требований прокурора относится к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог, суд полагает обязанность по устранению таких недостатков должна быть возложена на всех ответчиков, в т.ч. и Лужское ДРСУ, поскольку с ним заключен контракт и на ремонт дорог.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.

Обязать Ленинградское областное государственное предприятие «Лужское ДРСУ»:

1.Произвести профилирование участка автомобильной дороги подъезд к д. Саба, Лужского района имеющего щебеночное покрытие;

2. Ликвидировать выбоины на проезжей части имеющей асфальтобетонное покрытие на примыкании автомобильной дороги Осьмино-Хилок к автомобильной дороге подъезд к д. Саба;

3. Установить дорожные знаки 5.24.1 «Конец населенного пункта»: «Осьмино» на отметках 70+862 и 72+893 автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

4. Заменить изношенные дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта»: «Осьмино» на отметках 70+862 и 72+893 автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

5.Установить дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» на отметках 72+358 (справа) и 72+362 (слева); установить дорожные знаки 5.19.2 «Пешеходный переход» на отметках 72+358 (справа) и 72+362 (слева) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

6. Установить дорожные знаки 5.23.1 «начало населенного пункта» и 5.24.1 «конец населенного пункта» «Саба» на отметке 3км.+600м. автодороги подъезд к дер. Саба в соответствии с требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования»

7. Обозначить дорожную разметку на участке автодороги подъезд дер. Саба имеющем асфальтобетонное покрытие в соответствии с п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Обязать Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области, ГУ ЛО «Управление автомобильных дорог Ленинградской области», Ленинградское областное государственное предприятие «Лужское ДРСУ»

1. Установить дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» - 12 шт. в точках: 71+169, 71+198, 71+239, 71+268, 71+467, 71+495, 71+709, 71+739, 72+556, 72+585, 73+632, 74+041 автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» – в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

2. Установить в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» дорожные знаки 2.4 «уступи дорогу» в точках 0+025 (справа) автодороги «Старополье – Осьмино»; 0+025 (справа) автодороги «Сижно-Будилово-Осьмино»; 0+025 (справа) автодороги «подъезд к д. Псоедь»;

3. Оборудовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» пешеходные дорожки (тротуары) на участке дороги по отметкам с 70+862 по 72+893 левая и правая сторона автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево - а/д «Нарва») н.п. Осьмино;

4. Установить в соответствии с требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» дорожные знаки 8.13 «Направление главной дороги» - в точках: 73+632 (справа), 73+782 (справа) автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

5. Установить дорожные знаки 6.10.1 «Указатель направлений» в следующих точках автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»: 71+417 (справа), 71+545 (слева), 72+250 (справа), 72+387 (слева), 73+755 (справа) и 73+940 (слева) в соответствии с требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

6. Установить дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» 72+000, 73+000, 74+000 автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

7. Установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» проектом организации дорожного движения дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» дорожные знаки 1, 2, 3, 4 км. автодороги подъезд к дер. Саба;

8. Установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» направляющие столбики на примыкании и пересечениях, водопропускных сооружениях на отметках: 73+620 - 73+789 (4 шт. слева, 3 шт. справа); 73+789 – 73+890 (8 шт. слева; 20 шт. справа); 73+890 – 74+000 (4 шт. слева; 3 шт. справа);

9. Установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» предупреждающие дорожные знаки 1.11.1 «Опасный поворот» на отметках: 71+650 (слева), 72+050 (слева), 73+321(слева), 74+400 (справа); 1.11.2 «Опасный поворот» на отметках 71+392 (справа), 71+825(справа), 72+650(справа), 74+876(слева) автодороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево»;

10. Установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Пружицы-Осьмино-Толмачево» запрещающие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» на отметках автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево 71+650 (слева), 71+956 (слева), 73+321 (слева), 73+724 (слева), 74+876 (слева), 71+496 (справа), 71+825 (справа), 72+475 (справа), 72+591 (справа, 73+910 (справа), 74+400 (справа);

11. Установить в соответствии со СНиП 23-05-95* и требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» искусственное наружное освещение на отметках автодороги Пружицы-Осьмино-Толмачево (Толмачево – а/д «Нарва») н.п. Осьмино с 70км.+775м. по 72 км.893 м;

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 24.05.2011 г.

Решение суда вступило в законную силу 04.08.2011 года