27 июня 2011 года г.Луга ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу № 2-1284/2011 Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Михайлова В.В. при секретаре Мацкало И.С., с участием прокурора Сирачук Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Лужская центральная районная больница» и администрации Лужского муниципального района об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Лужский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Лужская центральная районная больница» и администрации Лужского муниципального района об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки Лужской прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности Лужского района в здании городской поликлиники МУЗ «Лужская центральная районная больница» по адресу: г.Луга, пр.Володарского, д.32а выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: - Здание не оборудовано пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения ГПС, в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03, Постановления правительства Ленинградской области № 269 от 30.10.2007, Постановление администрации Лужского муниципального района № 1038 от 30.10.2010; - Планы эвакуации выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ, п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; - Инфекционное отделение поликлиники на 1-ом этаже не оборудовано вторым эвакуационным выходом, в нарушение п. 6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Помещение охраны (пожарный пост» не обеспечен помещением не менее 15 м.кв., в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; - В помещениях кладовых не установлены противопожарные двери 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30 мин., в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4, 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Не произведена проверка противопожарных водопроводов на отдачу, в нарушение п. 89 ППБ 01-03; - Отсутствует у гидранта, а также по направлению движения к нему, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), в нарушение п. 90 ППБ 01-03; - Не приведена в соответствие ширина лестничных маршей на 2, 3, 4, 5 этажах здания, нормативным требованиям (менее 1,2 м.), в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Не предусмотрен в подвальном помещении перед лифтом тамбур-шлюз с подпором воздуха, в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.26 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Двери путей эвакуации не оборудованы легко отпираемыми запорами, в нарушение п. 52 ППБ 01-03; - Допускается закрытие дверей эвакуационных выходов на замки при наличии людей в помещениях, в нарушение п. 542 ППБ 01-03; - Допускается установка глухих решеток в оконных проемах, в нарушение п. 40 ППБ 01-03; - Не приведены в рабочее состояние приспособления для самозакрывания дверей путей эвакуации, в нарушение п. 6.18 СНиП 21-01-97*. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре. Указанные нарушения федерального законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся в помещениях МУЗ «Лужское ЦРБ» на защиту их жизни и здоровья, гарантированные ст.ст.20,41 Конституции РФ, ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности». Лужский городской прокурор просит обязать администрацию МУЗ «Лужское ЦРБ» и администрацию Лужского муниципального района в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - Оборудовать здание городской поликлиники пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения ГПС, в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03, Постановления правительства Ленинградской области № 269 от 30.10.2007, Постановление администрации Лужского муниципального района № 1038 от 30.10.2010; - Выполнить планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ, п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; - Оборудовать инфекционное отделение поликлиники на первом этаже вторым эвакуационным выходом в соответствии с п. 6.13* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Обеспечить пожарный пост помещением не менее 15 м.кв., в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; - Установить в кладовых помещениях противопожарные двери 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30 мин., в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4, 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Произвести проверку противопожарных водопроводов на отдачу, в соответствии с п. 89 ППБ 01-03; - Оборудовать гидрант и путь к нему соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), в соответствии с п. 90 ППБ 01-03; - Привести в соответствие ширину лестничных маршей 2, 3. 4, 5 этажей здания (не менее 1,2 м.), в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Оборудовать в подвальном помещении перед лифтом тамбур-шлюз с подпором воздуха, в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 7.26 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Оборудовать двери путей эвакуации легко отпираемыми запорами, в соответствии с п. 52 ППБ 01-03; - Привести в рабочее состояние приспособления для самозакрывания дверей путей эвакуации, двери помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, оборудовать устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре, в соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97*. В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований в части обязания ответчиков привести в соответствие ширину лестничных маршей 2, 3. 4, 5 этажей здания (не менее 1,2 м.), в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Определением суда от 27.06.2011 года производство по делу в указанной части прекращено. Участвующий в судебном заседании прокурор Сирачук Е.С. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении. Интересы ответчика МУЗ «Лужское ЦРБ» представляет Сафокина С.В. на основании доверенности от 20.06.2011 г., которая исковые требования Лужского прокурора признает в части обязания оборудования нового здания поликлиники помощи» пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения ГПС, поясняя, что денежные средства на эти цели выделены. После монтажа системы автоматической пожарной сигнализации на всех объектах ЦРБ, они будут подключены на пульт пожарной части. Поясняет, также, что часть нарушений устранена как указано в акте от 24.06.2011 г. Факт наличия указанных нарушений требований пожарной безопасности не оспаривает. Устранение остальных нарушений требует дополнительного выделения денежных средств. Дополнительных доказательств подтверждающих выполнение указанных недостатков представлять не намерены. Администрация Лужского муниципального района явку в суд представителя не обеспечила, просит слушать дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск данный ответчик не соглашается с исковыми требованиями. При этом указал, что для выполнения полномочий по оказанию медицинской помощи населению создано МУЗ «Лужское ЦРБ», на содержание и функционирование которого бюджетом предусмотрено выделение денежных средств. Считает, что данное лицо не допускает бездействия. Исходя из финансовых возможностей осуществляет организацию работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит требования Лужского горпрокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Ч.1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц. В соответствии с ст. 37 Закона РФ от 21.12.1994, №69-ФЗ «О пожарной безопасности», на руководителей организаций возложена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, выполнения предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, а также разработки и осуществления мер по обеспечению пожарной безопасности. Ст.20 указанного Федерального закона устанавливает: нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Согласно п.12 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. № 131, к вопросам местного значения муниципального района относится: организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; Аналогичная норма содержится в п.11 ст.6 Устава Лужского муниципального района, утвержденного Советом депутатов Лужского муниципального района 30.11.2005 г. Ст.210 ГК РФ возлагает на собственника бремя принадлежащего ему имущества. В ходе рассмотрения дела установлено: Согласно Устава МУЗ «Лужская центральная районная больница», утвержденного главой администрации Лужского муниципального района 30.09.2002 г., МУЗ «Лужкая ЦРБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, учредителем школы является МО «Лужский район». Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет средств бюджета на основе сметы (п.1.1. и 1.3. Устава). 16.05.2011 г. отдел надзорной деятельности (ОНД) Лужского района обратился с информационным письмом в Лужскую горпрокуратуру (л.д.8-19), где указал, что при проведении проверки в МУЗ «Лужская ЦРБ» норм и требований пожарной безопасности выявлены следующие нарушения в здании городской поликлиники МУЗ «Лужская центральная районная больница»: - Здание не оборудовано пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения ГПС, в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03, Постановления правительства Ленинградской области № 269 от 30.10.2007, Постановление администрации Лужского муниципального района № 1038 от 30.10.2010; - Планы эвакуации выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ, п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; - Инфекционное отделение поликлиники на 1-ом этаже не оборудовано вторым эвакуационным выходом, в нарушение п. 6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Помещение охраны (пожарный пост» не обеспечен помещением не менее 15 м.кв., в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; - В помещениях кладовых не установлены противопожарные двери 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30 мин., в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4, 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Не произведена проверка противопожарных водопроводов на отдачу, в нарушение п. 89 ППБ 01-03; - Отсутствует у гидранта, а также по направлению движения к нему, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), в нарушение п. 90 ППБ 01-03; - Не приведена в соответствие ширина лестничных маршей на 2, 3, 4, 5 этажах здания, нормативным требованиям (менее 1,2 м.), в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Не предусмотрен в подвальном помещении перед лифтом тамбур-шлюз с подпором воздуха, в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.26 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Двери путей эвакуации не оборудованы легко отпираемыми запорами, в нарушение п. 52 ППБ 01-03; - Допускается закрытие дверей эвакуационных выходов на замки при наличии людей в помещениях, в нарушение п. 542 ППБ 01-03; - Допускается установка глухих решеток в оконных проемах, в нарушение п. 40 ППБ 01-03; - Не приведены в рабочее состояние приспособления для самозакрывания дверей путей эвакуации, в нарушение п. 6.18 СНиП 21-01-97*. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре. Наличие указанных нарушений, представителями ответчиков не оспаривается. Доводы ответчиков об отсутствии денежных средств суд полагает, не могут являться основанием для освобождения их от исполнения обязанностей по выполнению требований пожарной безопасности. Доводы представителя МУЗ «Лужская ЦРБ» об устранении части нарушений не подтвержден надлежащими доказательствами по делу. В материалы дела представлен акт проверки хода выполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 24.06.2011 года, подписанный сотрудниками МУЗ «Лужской ЦРБ»(л.д.27-28). Подписи представителей ОНД Лужского района, контролирующего органа в данной сфере, отсутствуют, в связи с чем, суд считает невозможным принять указанный документ в качестве доказательства устранения нарушений требований пожарной безопасности. Указанные нарушения являются существенными, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проходят лечение, работают в данном лечебном учреждении, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, исковые требования Лужского городского прокурора подлежат удовлетворению. Обязанность по устранению перечисленных нарушений требований пожарной безопасности суд полагает должна быть возложена на обеих ответчиков. На МУЗ «Лужская ЦРБ», поскольку оно является самостоятельным юридическим лицом, на которое возложены обязанности соблюдения требований пожарной безопасности и на администрацию Лужского муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган от которого зависит выделение и распределение средств для выполнения данных требований. Суд полагает указанный прокурором двухмесячный срок для устранения недостатков является достаточным, для исполнения обязанностей возлагаемых на ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Лужского муниципального района и МУЗ«Лужская центральная районная больница» в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности в здании городской поликлиники МУЗ«Лужская ЦРБ» по адресу: г.Луга, пр.Володарского, д.32а: - Оборудовать здание городской поликлиники пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный пункт связи пожарной части территориального подразделения ГПС, в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 12 НПБ 110-03; - Выполнить планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ, п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; - Оборудовать инфекционное отделение поликлиники на первом этаже вторым эвакуационным выходом в соответствии с п. 6.13* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Обеспечить пожарный пост помещением не менее 15 м.кв., в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 12.55 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; - Установить в кладовых помещениях противопожарные двери 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30 мин., в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4, 5.14* табл. 2* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Произвести проверку противопожарных водопроводов на отдачу, в соответствии с п. 89 ППБ 01-03; - Оборудовать гидрант и путь к нему соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), в соответствии с п. 90 ППБ 01-03; - Оборудовать в подвальном помещении перед лифтом тамбур-шлюз с подпором воздуха, в соответствии с п. 3 ППБ 01-03, п. 7.26 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; - Оборудовать двери путей эвакуации легко отпираемыми запорами, в соответствии с п. 52 ППБ 01-03; - Привести в рабочее состояние приспособления для самозакрывания дверей путей эвакуации, двери помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, оборудовать устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре, в соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97*. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий: решение суда в окончательной форме изготовлено 4.07.2011 г.