24 августа 2011 года г. Луга РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (дело № 2-1636/2011) Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Шулындиной С.А. при секретаре Козиной О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании c участием прокурора Сирачук Е.С. представителей ответчиков Семеновой Е.С., Бельской О.О., Бояковского Ю.Ю. представителя третьего лица Ермаковой О.В. гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Муниципальному унитарному предприятию, «Сигнал», Муниципальному унитарному предприятию «Городское хозяйство» о запрете деятельности по размещению отходов, обязании провести рекультивацию нарушенных земель, УСТАНОВИЛ: Первоначально Лужский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Муниципальному унитарному предприятию «Городское хозяйство» (далее-МУП «Городское хозяйство») о прекращении деятельности по размещению и хранению бытовых отходов и отходов потребления по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, у д. Смешино, возложении на ответчиков обязанности по организации работ по выполнению рекультивации земельного участка в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации (т. 1 л.д. 4-8). В ходе слушания дела прокурор уточнил заявленные требования, предъявив их к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, МУП «Городское хозяйство», МУП «Сигнал», просит суд прекратить деятельность по размещению и хранению бытовых отходов и отходов потребления на земельном участке, расположенном по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, у д. Смешино, и обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области, МУП «Городское хозяйство», МУП «Сигнал» провести рекультивацию земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства (т. 2 л.д.37-41). Иск мотивирован тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории Лужского муниципального района Ленинградской области, проведенной в июле 2011 года, установлено, что на земельном участке с кадастровым № 47:29:06-57-001:0012, расположенном на землях запаса по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, у д. Смешино, МУП «Городское хозяйство» на основании договора от 01.04.2011 г., заключенного с МУП «Сигнал», при отсутствии лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов, размещались отходы производства и потребления без разрешительной документации для пользования участка в указанных целях. В результате размещения отходов на землях, не отведенных для этих целей и не оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства под полигон ТБО, произошло возгорание отходов, в результате чего в течение июля-августа 2011 года экологическая остановка на территории района ухудшилась, имело место задымление г. Луга и близлежащих сельских поселений, что недопустимо и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Как установлено в ходе проведенной прокуратурой проверки, указанный земельный участок использовался под полигон ТБО с 1978 года, его площадь составляла 12 га. В 2000 году МУП «Сигнал» было разрешено его использование лишь для проведения проектно-изыскательских работ для рекультивации и консервации существующего полигона ТБО. В 2001 году участок предоставлен МУП «Сигнал» в аренду под рекультивацию и консервацию существующего полигона ТБО, сроком на 2,5 года. В 2004 году администрация МО «Лужский район» вновь предоставила земельный участок МУП «Сигнал» в аренду сроком на 5 лет под рекультивацию и консервацию полигона ТБО в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации, заключив 31.03.2004 г. с МУП «Сигнал» договор аренды земельного участка № 54. МУП «Сигнал» произвело рекультивацию участка площадью 4,5 га, названный участок был изъят постановлением главы МО «Лужский район» и передан в состав земель запаса, а оставшаяся часть участка площадью 7,5 га на основании внесенных в договор аренды изменений и дополнений была передана МУП «Сигнал» для использования под полигон ТБО. Таким образом, прокурор указал, что фактически земельный участок с кадастровым № 47:29:06-57-001:0012, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, у д. Смешино, в нарушение требований законодательства использовался МУП «Сигнал» на основании договора аренды земельного участка от 31.03.2004 г., с внесенными в него изменениями и дополнениями, как полигон ТБО, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. Данный объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. 01.04.2011 г. между МУП «Сигнал» и МУП «Городское хозяйство» заключен договор на выполнение работ по размещению и утилизации ТБО, согласно которого МУП «Городское хозяйство» обязалось оказывать МУП «Сигнал» услуги по размещению и утилизации твердых бытовых отходов на полигоне ТБО у д. Смешино своими силами и транспортом. Истец пояснил, что деятельность МУП «Городское хозяйство» по размещению и утилизации отходов на полигоне ТБО у д. Смешино противоречит законодательству, поскольку земельный участок незаконно используется для размещения отходов. Кроме того, МУП «Городское хозяйство» не вправе осуществлять деятельность в области обращения с отходами, поскольку у названного предприятия отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов. МУП «Сигнал» также не вправе осуществлять названную деятельность, срок действия лицензии у МУП «Сигнал» на право осуществления деятельности по обращению с опасными отходами истек в июле 2010 года. С учетом изложенного, обязанность по приведению земельного участка в исходное состояние путем его рекультивации должна быть возложена, по мнению истца, на всех ответчиков, а эксплуатация и размещение отходов производства и потребления на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, у д. Смешино, запрещена. В судебном заседании помощник Лужского городского прокурора Сирачук Е.С. поддержала заявленные требования в полном объеме. Администрация Лужского муниципального района в лице представителя Семеновой Е.С., действующей на основании доверенности от 15.12.2010 года (т. 1 л.д. 203), с иском прокурора не согласна. В обоснование имеющихся возражений представитель администрации пояснила, что к вопросам местного значения муниципального района не отнесено проведение рекультивации земельных участков в соответствии с разработанным и утвержденным проектом. К компетенции муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что не включает в себя проведение рекультивации нарушенных земель. Земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, у д. Смешино, не предоставлялся администрацией Лужского муниципального района для размещения бытовых отходов и отходов потребления. Названный участок предоставлялся МУП «Сигнал» под рекультивацию и консервацию полигона ТБО в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации. В связи с тем, что участок в течение многих лет фактически использовался для размещения отходов МУП «Сигнал», а в 2011 году- МУП «Городское хозяйство», обязанность по рекультивации участка должна быть возложена на названные юридические лица, которые незаконно его использовали для размещения отходов. В настоящее время решается вопрос и готовятся документы для организации нового полигона твердых бытовых отходов на территории Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района. Поскольку рекультивация земельного участка требует значительных материальных затрат, администрацией также решается вопрос о предоставлении земельного участка с кадастровым № 47:29:06-57-001:0012 в аренду для его рекультивации (т. 1 л.д. 202). Представитель МУП «Городское хозяйство» Бельская О.О., действующая на основании доверенности от 02.08.2011 г. (т. 1 л.д. 67), с заявленными требованиями согласна частично. Указала, что земельный участок площадью 12 га, расположенный у д. Смешено Заклинского сельского поселения, с 1978 года использовался под полигон ТБО и являлся в течение многих лет единственным местом для размещения отходов на территории Лужского муниципального района. Деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов на территории г. Луга и района осуществлял МУП «Сигнал», которое использовало полигон ТБО около д. Смешино для размещения отходов. В 1998 г., по результатам проверки соответствия полигона требованиям санитарного законодательства, было решено не использовать полигон для размещения отходов и провести его рекультивацию. Рекультивацию полигона проводило МУП «Сигнал» в соответствии с разработанным в 1998 г. проектом. Частично МУП «Сигнал» в 2004-2005 гг. провел рекультивацию участка площадью 4,5 га. Постановлением главы МО «Лужский район» рекультивированный участок передан в состав земель запаса. Участок площадью 7,5 га рекультивирован не был и поскольку новый полигон ТБО организован не был, размещение отходов продолжалось на земельном участке площадью 7,5 га. Использование участка для размещения отходов осуществлялось на основании договора аренды земельного участка от 31.03.2004 г. с внесенными в договор изменениями и дополнениями, заключенного администрацией Лужского муниципального района с МУП «Сигнал». Согласно договора, администрация предоставила МУП «Сигнал» в аренду, из состава земель запаса, земельный участок 74675 кв.м., расположенный по адресу: Лужский район, Заклинкая волость, у д. Смешино, для использования земельного участка под полигон твердых и промышленных отходов. МУП «Сигнал», имеющее до июля 2010 года лицензию на право сбора и транспортировки отходов, не имея права на их размещение, производило размещение отходов на полигоне ТБО у д. Смешино. С 2010 г., в связи с тяжелым финансово-хозяйственным положением, МУП «Сигнал» не осуществляет никакой деятельности, в том числе и по обращению с отходами. В связи с чем, 01.04.2011 был заключен договор с МУП «Городское хозяйство» на выполнение работ по размещению и утилизации ТБО, в соответствии с которым МУП «Городское хозяйство» осуществляло сбор, транспортировку и размещение отходов на полигон ТБО у д. Смешино. В июле 2011 году после проведенной прокуратурой проверки по фактам многочисленных возгораний отходов на территории полигона, МУП «Городское хозяйство» не размещает отходы на полигоне у д. Смешино, однако сбор отходов по-прежнему производится с территории г. Луга и в отдельных сельских поселения МУП «Городское хозяйство» при отсутствии лицензии на право обращения с отходами. Отходы временно складируются на площадке, расположенной по месту нахождения МУП «Городское хозяйство» - г. Луга, Ленинградское шоссе, дом 36. На основании договора от 12.07.2011 г., заключенного с ООО «Авто-Беркут», с площадки отходы вывозятся ООО «Авто-Беркут» на полигон ТБО, расположенный на территории Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района. Представитель ответчика пояснила, что эксплуатацию полигона ТБО на территории Мшинского сельского поселения, в соответствии с лицензией, вправе осуществлять лишь ООО «Авто-Беркут», расположенное там же. Поскольку Мшинское сельское поселение находится на значительном расстоянии от г. Луга, оплата оказываемых ООО «Авто-Беркут» услуг по сбору отходов с площадки их временного складирования и вывозу на полигон требует значительных материальных затрат. МУП «Городское хозяйство» не в состоянии длительное время оплачивать подобные услуги и намерено в ближайшее время расторгнуть заключенный договор. Кроме того, эксплуатируемый ООО «Авто-Беркут» полигон организовывался для размещения отходов, собираемых на территории Мшинского сельского поселения, где расположены несколько десятков садоводческих некоммерческих товариществ, по своей мощности полигон не в состоянии длительное время принимать объемы собираемых на территории г. Луга и Лужского района отходов (т. 1 л.д. 65, 68-70). Представитель МУП «Сигнал» Бояковский Ю.Ю., действующий на основании доверенности от 15.08.2011 г. (т. 1 л.д. 236), не возражал против заявленных прокурором требований. Пояснил, что МУП «Сигнал» на основании договора аренды земельного участка от 31.03.2004 г., заключенного с администрацией Лужского муниципального района, использовало земельный участок 74675 кв.м., расположенный по адресу: Лужский район, Заклинкая волость, у д. Смешино, под полигон твердых и промышленных отходов. До июля 2010 года МУП «Сигнал» имело лицензию на право сбора и транспортировки отходов и размещало их на полигоне ТБО у д. Смешино. С 2010 года МУП «Сигнал» не осуществляет никакой деятельности, практически все работники уволены, транспорт и техника отсутствуют. В связи с чем, 01.04.2011 был заключен договор с МУП «Городское хозяйство» на выполнение работ по размещению и утилизации ТБО, в соответствии с которым МУП «Городское хозяйство» осуществляло до июля 2011 года сбор, транспортировку и размещение отходов на полигон ТБО у д. Смешино (т. 1 л.д. 235). Представитель Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Ермакова О.В. (т. 1 л.д. 241), действующая на основании доверенности от 17.01.2011 г. считает, что требования прокурора обоснованны. Пояснила, что свалка отходов, расположенная у д. Смешино является несанкционированной, эксплуатировалась в течение многих лет МУП «Сигнал», а с 2011 года МУП «Городское хозяйство» незаконно, в отсутствие необходимых разрешительных документов. МУП «Сигнал» в соответствии с разработанным в 1998 г. проектом рекультивации, была частично произведена рекультивация земельного участка площадью 4,5 га. В 2004 году полигон ТБО у д. Смешино подлежал закрытию, так как ичерпал свои возможности для размещения отходов. Однако, поскольку администрацией Лужского муниципального района не было организовано в соответствии с требованиями действующего законодательства новое место для размещения отходов, отходы размещались на земельном участке площадью 7,5 га, рекультивация которого в соответствии с ранее разработанным и утвержденным проектом рекультивации не была осуществлена. Разработанный в 1998 году проект рекультивации устарел и не соответствует на сегодняшний день требованиям санитарного законодательства, поэтому необходимо запретить эксплуатацию несанкционированной свалки и побудить ответчиков к принятию мер по организации утилизации отходов в соответствии с требованиями закона, а также к восстановлению земель путем их рекультивации. Имеющийся полигон для размещения твердых бытовых отходов и промышленных отходов около пос. Мшинская, который в соответствии с лицензией на право сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения отходов 1-4 класса опасности, эксплуатирует ООО «Авто-Беркут», по своей мощности (количеству отходов) не в состоянии длительное время принимать отходы, образующиеся на всей территории Лужского муниципального района, поскольку названный полигон организован для сбора отходов с двух садоводческих массивов, расположенных на территории Мшинского сельского поселения (массив «Мшинская», массив «Дивенская»), а также населенных пунктов Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района (т. 1 л.д. 237-240). Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит слушать дело в отсутствие своего представителя. Из отзыва на иск прокурора следует, что земельный участок площадью 74675 кв.м. с кадастровым № 47:29:06-57-001:0012, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, у д. Смешино, не значится в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление в соответствии с постановлением правительства РФ от 16.07.07 г. № 447, в связи с чем, Территориальное управление не является заинтересованным по делу лицом (т. 1 л.д. 193-195). Администрация Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направила, возражений на иск не представила. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. На территории Лужского муниципального района по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение, у д. Смешино расположена свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления, которая эксплуатируется с 1978 года. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривалось участвующими в деле лицами. Как установлено судом, постановлением главы МО «Лужский район» № 3 от 06.01.2000 г., МУП «Сигнал» было разрешено проведение проектно-изыскательских работ для рекультивации и консервации существующего полигона ТБО г. Луги в районе дер. Смешино, Заклинской волости на земельном участке площадью 11,56 га. Указанным постановлением МУП «Сигнал» обязан разработать проектно-сметную документацию для рекультивации и консервации существующего полигона ТБО, оформить дополнительный землеотвод под рекультивацию существующего полигона ТБО в размере 3,56 га из земель государственного земельного запаса (т. 1 л.д. 190). Согласно постановления главы МО «Лужский район» № 634 от 21.09.2001 г., МУП «Сигнал» предоставлен в аренду сроком на 2,5 года до 01.04.2004 г. земельный участок площадью 12,0 га из земель государственного земельного запаса у д. Смешино под рекультивацию и консервацию существующего полигона ТБО и промышленных отходов (т. 1 л.д. 191). На основании заявочного письма МУП «Сигнал», названный земельный участок у д. Смешино Заклинской волости 31.03.2004 г. предоставлен на новый срок (5 лет) в аренду МУП «Сигнал» под рекультивацию и консервацию существующего полигона ТБО и промышленных отходов, о чем главой администрации МО «Лужский район» издано постановление № 214/4 от 31.03.2004 г. (т. 1 л.д. 13). Во исполнение указанного постановления, 31.03.2004 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Лужский район» и МУП «Сигнал» заключен договор аренды земельного участка № 54, согласно которого МО «Лужский район» предоставило МУП «Сигнал» в аренду на срок до 31.03.2009 г. земельный участок, из состава земель государственного земельного запаса, общей площадью 12 га, с кадастровым № 47:29:06-57-001:0008 (согласно кадастрового паспорта в настоящее время участок имеет кадастровый № 47:29:06-57-001:0012), находящийся по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинская волость, д. Смешино, 1 км западнее деревни, для использования участка для рекультивации и консервации существующего полигона твердых бытовых отходов (т. 2 л.д. 62-65). Постановлением № 455 от 02.06.2005 г. из состава земель, предоставленных МУП «Сигнал» под рекультивацию и консервацию существующего полигона твердых бытовых отходов и промышленных отходов, изъят земельный участок площадью 4,5 га, который передан в состав земель государственного земельного запаса. Оставшийся земельный участок площадью 7,5 га оставлен в аренде МУП «Сигнал» (т. 1 л.д. 14). 20.07.2005 г. сторонами в указанный выше договор аренды внесены изменения и дополнения, пункт 1.1 которых предусматривает, что администрация МО «Лужский район» предоставляет МУП «Сигнал» в аренду земельный участок, из состава земель государственного земельного запаса, общей площадью 74675 кв.м., находящийся по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинская волость, у д. Смешино, для использования земельного участка под полигон твердых бытовых и промышленных отходов в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка 47:29:06-57-001:0012, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение № 1) (т. 2 л.д. 70-77). Договор аренды земельного участка от 31.03.2004 г. № 54 с внесенными в него изменениями и дополнениями от 20.07.2005 г., зарегистрирован 07.11.2005 г. УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, номер регистрации 47-78-23/018/2005-492 (т. 2 л.д. 62-77, 77 оборот). Из представленного на запрос суда Инспекцией ФНС России по Лужскому району Устава МУП «Сигнал», с внесенными в него изменениями и дополнениями, усматривается, что данное муниципальное унитарное предприятие является юридическим лицом, созданным с целью поддержания санитарного порядка в городе, учредителем предприятия является администрация Лужского муниципального района (пункты 1.4 Устава, п. 1.4 изменений и дополнений) (т. 2 л.д. 19-27). Согласно копии лицензии и Выписки из реестра лицензий, МУП «Сигнал» в период с 18.07.2005 г. по 18.07.2010 г. праве было осуществлять деятельность лишь по сбору и транспортированию опасных отходов ( т. 2 л.д. 60-61). Представленными в материалы дела копиями соглашений и муниципальных контрактов на размещение твердых бытовых отходов, собранных от населения Лужского муниципального района Ленинградской области, а также копиями Актов сдачи- приемки выполненных работ по муниципальным контрактам подтверждается, что администрация Лужского муниципального района являлась заказчиком и оплачивала выполненные работы МУП «Сигнал» по размещению твердых бытовых отходов на полигоне ТБО у д. Смешино (т. 2 л.д. 42-59, 78-103, 96, 103). Установленные обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что с 2005 года по 2011 год МУП «Сигнал», при отсутствии лицензии на право размещения отходов, размещал на земельном участке, расположенном по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинская волость, у д. Смешино, твердые бытовые отходы и промышленные отходы, что не оспаривалось в судебном заседании представителем МУП «Сигнал». Данный вывод суда подтверждается договором аренды земельного участка от 31.03.2004 г. с внесенными в него 20.07.2005 г. изменениями и дополнениями. Суд полагает несостоятельными доводы представителя администрации Лужского муниципального района о том, что размещение отходов на полигоне ТБО у д. Смешино производилось МУП «Сигнал» при отсутствии согласия администрации района, которая не предоставляла МУП «Сигнал» земельный участок для указанных целей и не вносила 20.07.2005 г. изменения и дополнения в договор аренды земельного участка от 31.03.2004 г. № 54 в части предоставления МУП «Сигнал» в аренду земельного участка общей площадью 74675 кв.м., находящегося по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинская волость, у д. Смешино, для его использования под полигон твердых бытовых и промышленных отходов в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка 47:29:06-57-001:0012. Приобщенный к материалам дела в копии, заверенный судом, договор аренды земельного участка от 31.03.2004 г. № 54 с приложениями и внесенными изменениями и дополнениями, пронумерован, прошит и скреплен печатью КУМИ администрации МО «Лужский район», а также печатью УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Осуществлена государственная регистрация названного договора и изменений и дополнений к нему за № 47-78-23/018/2005-492. В связи с чем, у суда отсутствуют основания сомневаться в его подлинности. Кроме того, заключенные администрацией Лужского муниципального района с МУП «Сигнал» муниципальные контракты, по которым из бюджета производилась оплата работ по размещению твердых бытовых отходов и акты сдачи-приемки выполненных работ по ним, подписанные главой администрации Лужского муниципального района, свидетельствуют о том, что на полигоне ТБО у д. Смешино размещались собранные от населения Лужского муниципального района отходы (т. 2 л.д. 96,103). В связи с чем, администрация Лужского муниципального района, инициировала размещение отходов на земельном участке у д. Смешино, поскольку являлась заказчиком работ по их размещению. Земельный участок у д. Смешино площадью 120000 кв.м. (12 га) полностью подлежал рекультивации и не мог использоваться для размещения отходов, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами. Полигон ТБО у д. Смешино Заклинского сельского поселения Лужского района Ленинградской области, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (т. 1 л.д. 22). 01.04.2011 г. между МУП «Сигнал» и МУП «Городское хозяйство» заключен договор на выполнение работ по размещению и утилизации ТБО, по условиям которого МУП «Городское хозяйство» приняло на себя обязательства оказывать услуги по размещению и утилизации твердых бытовых отходов на полигоне ТБО у д. Смешино (т. 1 л.д. 77). Как установлено судом, МУП «Городское хозяйство» не имеет лицензии на право осуществлять деятельность по сбору, хранению, захоронению, транспортированию, утилизации, размещению отходов. При отсутствии лицензии, МУП «Городское хозяйство» осуществляло сбор и вывоз твердых бытовых отходов и промышленных отходов и размещало их на земельном участке у д. Смешино, что не оспаривалось в ходе слушания дела представителем МУП «Городское хозяйство». Со слов представителя МУП «Городское хозяйство» с июля 2011 года отходы на земельном участке у д. Смешино не размещаются в связи с проведенной Лужской городской прокуратурой проверкой. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещения вреда окружающей среде, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может быть основанием к иску о запрещении деятельности, создавшей такую опасность. Пункт 2 ст. 1065 ГК РФ предусматривает, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения или иной производственной деятельности, которая продолжает причинять или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В соответствии с правилами ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства» от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 12 статьи 6 Устава Лужского муниципального района Ленинградской области организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (ст. 1 указанного закона). Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ст. 12 названного выше закона). Пункт 74 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В соответствии со статьями 37, 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» строительство сооружений и иных объектов должно осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды. Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно Санитарным правилам СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на полигонах ТБО должно иметься освещение, изолирующий материал, согласованный план природоохранных и оздоровительных мероприятий, производиться надлежащий контроль за поступлением отходов и их учет по классам опасности и т.д. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи и т.п. обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 77). Решением суда на причинителей вреда может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет их средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п. 2 ст. 78). Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. № 140 «О рекультивации земель, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Анализ приведенных норм и доказательств по делу свидетельствует о том, что МУП «Сигнал», не имея лицензии на право осуществления деятельности по размещению отходов, незаконно эксплуатировало полигон ТБО у д. Смешино, нарушая в течение нескольких лет положения действующего законодательства. Как установлено судом, на территории района не имеется организованных органами местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства иных мест для утилизации и переработки твердых бытовых отходов и промышленных отходов, образующихся на территории Лужского муниципального района. Полигон твердых бытовых и промышленных отходов, расположенный по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Лужский лесхоз, Мшинское лесничество, 21 квартал (выдел 12), согласно лицензии от 28.09.2009 г. используется для размещения отходов ООО «Авто-Беркут» (т. 1 л.д. 228-234, 234). Из государственного реестра объектов размещения отходов видно, что указанный полигон создан для размещения отходов садоводческих массивов «Мшинская» и «Дивенская» и населенных пунктов Мшинского сельского поселения Лужского района Ленинградской области ( т. 1 л.д. 22). Данные факты согласуются с позицией представителя Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области о том, что мощность полигона у п. Мшинская не позволит размещать в течение длительного времени то количество отходов, которое образуется на территории Лужского муниципального района. Требуется организация и строительство нового полигона. Т.е. администрацией Лужского муниципального района не решен вопрос местного значения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Возражения представителя администрации, согласно которых рекультивация нарушенных земель не отнесена законом к вопросам местного значения муниципального района несостоятельны, поскольку проведение мероприятий по рекультивации земель, в силу действующего законодательства, является обязанностью любого юридического лица деятельностью которого нарушены земли, в том числе в результате незаконного размещения бытовых и других отходов, загрязнения участков поверхности земли. Установленные обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что на территории Лужского муниципального района, по инициативе администрации Лужского муниципального района длительное время незаконно, при отсутствии разрешения федерального органа власти в области обращения с отходами, без проведения необходимых согласований с контролирующими органами, эксплуатируется свалка бытовых отходов у д. Смешино Заклинского сельского поселения Лужского района Ленинградской области. Доказательства прекращения деятельности по размещению твердых бытовых отходов и промышленных отходов на земельном участке у д. Смешино, суду не представлены. Пояснения представителей ответчиков о прекращении использования свалки, не могут быть приняты во внимание. Суд не располагает убедительными доказательствами того, что в будущем ответчиками не будут вывозиться и размещаться бытовые отходы и отходы производства на земельном участке у д. Смешино. Устранение нарушений природоохранного законодательства возможно только путем наложения запрета в судебном порядке эксплуатировать свалку с последующей рекультивацией земель, на которых она расположена. Суд полагает, что обязанность по восстановлению (рекультивации) земель должны нести Муниципальное образование «Лужский муниципальный район Ленинградской области» и Муниципальное унитарное предприятие «Сигнал», поскольку свалка находится на территории района, образовалась в результате длительного незаконного вывоза МУП «Сигнал» отходов от населения и предприятий как г. Луга, так и Лужского района. Незаконное размещение отходов осуществлялось на основании договора аренды земельного участка, заключенного администрацией Лужского муниципального района с МУП «Сигнал» от 31.03.2004 г., а также муниципальных контрактов на размещение твердых бытовых отходов, собранных от населения Лужского муниципального района Ленинградской области, представленных в материалы дела. МУП «Сигнал» в свою очередь, будучи обязанным провести рекультивацию всего земельного участка площадью 12 га в соответствии с проектом разработанным в 1998 г., не имея с 2005 года лицензии на право осуществлять деятельность по размещению опасных отходов, а с июля 2010 года не имея права осуществлять сбор, транспортирование и размещение отходов, фактически до 2011 года собирало, транспортировало и размещало отходы на земельном участке площадью 74675 кв.м., находящемся по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинская волость, у д. Смешино, что не оспаривалось в судебном заседании. С учетом изложенного, суд не находит оснований для возложения обязанности по рекультивации земель на МУП «Городское хозяйство», которое осуществляет свою деятельность по вывозу отходов только с 2011 года на основании договора с МУП «Сигнал». В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) неотчуждаемые права человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности. Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Таким образом, прокурор правомерно обратился в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ. Требования прокурора направлены на понуждение ответчиков исполнить обязанности, возложенные на них законом. Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Устанавливая срок, в течение которого ответчиками должна быть проведена рекультивация нарушенных земель, суд учитывает, что для проведения работ по рекультивации земель требуется разработка в соответствии с действующим законодательством проекта рекультивации и его утверждение, соответственно, требуются временные затраты и финансовые затраты, что не оспаривалось сторонами, а также подтверждается пояснениями представителя Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения суда – в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что прокурор при обращении в суд в интересах неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с МУП «Сигнал», не освобожденного от ее уплаты, в сумме <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лужского городского прокурора, удовлетворить частично. Запретить эксплуатацию и размещение (захоронение, складирование) бытовых отходов и отходов потребления на земельном участке площадью 74675 кв.м. с кадастровым № 47:29:06-57-001:0012, расположенном по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение (Заклинская волость), у д. Смешино. Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области, Муниципальное унитарное предприятие «Сигнал» провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бытовых отходов и промышленных отходов, на земельном участке площадью 74 675 кв.м., расположенном по адресу: Ленинградская область, Лужский район, Заклинское сельское поселение (Заклинская волость), у д. Смешино. Установить срок для исполнения решения суда - двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований в остальной части, отказать. Взыскать с МУП «Сигнал» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области. Председательствующий: