23 июня 2011 года г.Луга ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу № 2-1272/2011 Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Михайлова В.В. при секретаре Мацкало И.С., с участием прокурора Шевченко Ю.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и администрации Лужского муниципального района об обязании ограждения территории, УСТАНОВИЛ: Лужский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и администрации Лужского муниципального района об обязании ограждения территории школы забором. В обоснование заявленных требований указал, что в мае 2011 года Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, антитеррористической защищенности образовательных учреждений Лужского муниципального района. По результатам проверки деятельности МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», находящегося по адресу: <адрес>, установлено, что территория образовательного учреждения не ограждена забором, что противоречит требованиям действующего законодательства, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в данном образовательном учреждении и иных лиц, не отвечает требованиям предупреждения терроризма на территории Российской Федерации и в отдельно взятом МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Лужский городской прокурор просит суд обязать МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и администрацию Лужского муниципального района оградить территорию данного образовательного учреждения забором высотой 1,5 м. Участвующий в судебном заседании прокурор Шевченко Ю.Н. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении. Интересы ответчика МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» представляет директор школы Короченкова Н.И., которая с исковыми требованиями Лужского прокурора согласна. Поясняет, что в настоящее время проходит межевание участка. Финансирование в данной части расходов запланировано на 2014 год, при наличии денежных средств школа выполнит указанные прокурором требования. Ответчик администрация Лужского муниципального района ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на иск данный ответчик указал, что выполнения полномочий по предоставлению общедоступного и бесплатного образования создано МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», на содержание и функционирование которого бюджетом предусмотрено выделение денежных средств, которые перечисляются указанному образовательному учреждению, являющемуся самостоятельным юридическим лицом, распоряжающимся этими средствами для обеспечения деятельности учреждения. В этих же целях учреждению на праве оперативного управления передано муниципальное имущество, в том числе и объект недвижимости, на котором отсутствует ограждение забором. Считает, что требования прокурора об обязании ограждения территории школы забором не могут предъявляться к администрации Лужского муниципального района, поскольку для устранения данных нарушений необходимо выполнение подрядных работ, на организацию которых у администрации нет предусмотренных законом оснований. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит требования Лужского горпрокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Ч.1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц. В соответствии со ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства. На основании ст.2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 03.06.2011) "Об образовании"(далее Закона), одним из принципов государственной политики в области образования является: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся в т.ч. обеспечение зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Ст.32 Закона устанавливает: образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся в т.ч.: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных средств. Согласно ст.51 указанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет: на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Пунктом 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. № 131 к вопросам местного значения муниципального района отнесено в т.ч.: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44, территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. В ходе рассмотрения дела установлено: Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, антитеррористической защищенности образовательных учреждений Лужского муниципального района. В ходе которой установлено отсутствие ограждения территории МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». Данное обстоятельство подтверждается письмом и.о. главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 24.05.2011 года в адрес Лужской городской прокуратуры (л.д.5) и не оспаривается ответчиками. Из справки комитета образования администрации Лужского муниципального района от 22.06.2011 г. (л.д.20) следует: устройство ограждения территории МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» предусмотрено муниципальной целевой программой «Обеспечение санитарно-гигиенических требований в общеобразовательных учреждениях Лужского района на 2011-2015 годы» на 2014 год. Суд полагает, отсутствие ограждения территории школы является существенным нарушением, затрагивающим права неопределенного круга лиц, которые обучаются или могут находиться в данном учебном заведении, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, исковые требования Лужского городского прокурора подлежат удовлетворению. Согласно Устава МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», утвержденного главой администрации Лужского муниципального района от 05.08.2010 г. (л.д.23-34), школа является юридическим лицом, учредителем школы является администрация Лужского муниципального района (п.1.5. и 1.3. Устава). П.6.3 Устава школы устанавливает: расходы на содержание зданий школы и коммунальные расходы финансируются учредителем из бюджета Лужского муниципального района по установленным муниципальным нормативам. Из изложенного, следует, что обязанность по содержанию здания школы и ее территории возлагается на администрацию Лужского муниципального района. В связи с тем, что школа является самостоятельным юридическим лицом на которое возложены обязанности соблюдения требований санитарных правил и норм, суд полагает обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена в равной мере на обоих ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Лужского муниципального района и МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» оградить территорию МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» находящуюся по адресу: <адрес>, забором высотой 1,5 м. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ