гражданское дело № 2-1273/2011



23 июня 2011 года г.Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-1273/2011

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.

при секретаре Мацкало И.С.,

с участием прокурора Шевченко Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» и администрации Лужского муниципального района об обязании ограждения территории,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» и администрации Лужского муниципального района об обязании ограждения территории школы забором.

В обоснование заявленных требований указал, что в мае 2011 года Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, антитеррористической защищенности образовательных учреждений Лужского муниципального района.

По результатам проверки деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», находящегося по адресу: <адрес>, установлено, что территория образовательного учреждения не ограждена забором, что противоречит требованиям действующего законодательства, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, обучающихся в данном образовательном учреждении и иных лиц, не отвечает требованиям предупреждения терроризма на территории Российской Федерации и в отдельно взятом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».

Лужский городской прокурор просит суд обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» и администрацию Лужского муниципального района оградить территорию данного образовательного учреждения забором высотой 1,5 м.

Участвующий в судебном заседании прокурор Шевченко Ю.Н. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Интересы ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» представляет директор школы Скачкова Л.А., которая с исковыми требованиями Лужского прокурора согласна. Поясняет, что отсутствие ограждения территории школы является результатом отсутствия финансирования.

Ответчик администрация Лужского муниципального района ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве на иск данный ответчик указал, что выполнения полномочий по предоставлению общедоступного и бесплатного образования создано МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», на содержание и функционирование которого бюджетом предусмотрено выделение денежных средств, которые перечисляются указанному образовательному учреждению, являющемуся самостоятельным юридическим лицом, распоряжающимся этими средствами для обеспечения деятельности учреждения. В этих же целях учреждению на праве оперативного управления передано муниципальное имущество, в том числе и объект недвижимости, на котором отсутствует ограждение забором. Считает, что требования прокурора об обязании ограждения территории школы забором не могут предъявляться к администрации Лужского муниципального района, поскольку для устранения данных нарушений необходимо выполнение подрядных работ, на организацию которых у администрации нет предусмотренных законом оснований.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит требования Лужского горпрокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Ч.1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.

На основании ст.2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 03.06.2011) "Об образовании"(далее Закона), одним из принципов государственной политики в области образования является: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся в т.ч. обеспечение зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Ст.32 Закона устанавливает: образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся в т.ч.: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных средств.

Согласно ст.51 указанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет: на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Пунктом 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. № 131 к вопросам местного значения муниципального района отнесено в т.ч.: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44, территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.

В ходе рассмотрения дела установлено:

Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, антитеррористической защищенности образовательных учреждений Лужского муниципального района. В ходе которой установлено отсутствие ограждения территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».

Данное обстоятельство подтверждается письмом и.о. главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 24.05.2011 года в адрес Лужской городской прокуратуры (л.д.5) и не оспаривается ответчиками.

Из справки комитета образования администрации Лужского муниципального района от 26.06.2011 г. (л.д.19) следует: устройство ограждения территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» предусмотрено муниципальной целевой программой «Обеспечение санитарно-гигиенических требований в общеобразовательных учреждениях Лужского района на 2011-2015 годы» на 2013 год.

Суд полагает, отсутствие ограждения территории школы является существенным нарушением, затрагивающим права неопределенного круга лиц, которые обучаются или могут находиться в данном учебном заведении, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, исковые требования Лужского городского прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», утвержденного главой администрации Лужского муниципального района от 10.12.2007 г. (л.д.26-45), школа является юридическим лицом, учредителем школы является администрация Лужского муниципального района (п.1.5. и 1.3. Устава).

П.6.3 Устава школы устанавливает: расходы на содержание зданий школы и коммунальные расходы финансируются учредителем из бюджета Лужского муниципального района по установленным муниципальным нормативам.

Из изложенного, следует, что обязанность по содержанию здания школы и ее территории возлагается на администрацию Лужского муниципального района.

В связи с тем, что школа является самостоятельным юридическим лицом на которое возложены обязанности соблюдения требований санитарных правил и норм, суд полагает обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена в равной мере на обоих ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Лужского муниципального района и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» оградить территорию МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» находящуюся по адресу: <адрес>, забором высотой 1,5 м.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 28.06.2011 г.