27 сентября 2011 года г.Луга ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу № 2-1366/2011 Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Михайлова В.В. при секретаре Трофимовой И.С., с участием прокурора Зориной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заклинского сельского поселения и ООО «Мегатех» об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Лужский городской прокурор первоначально обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Заклинского сельского поселения об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной ОНД Лужского района были выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности, в частности: д. <данные изъяты> - водонапорная башня не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в нарушение п.95 ППБ 01-03; д. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> - не установлены указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников на территориях населенных пунктов, в нарушение п. 90 ППБ 01-03; - населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами, в нарушение п.31 ППБ 01-03; - территория населенного пункта не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. ППБ 01-03 п. 114; - населенные пункты не оборудованы подъездными путями к водоисточникам предназначенным для целей пожаротушения, в нарушение п. 94 ППБ 01-03; - не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос). ППБ 01-03 п. 112. Исчерпывающие меры к обеспечению пожарной безопасности не приняты. Не устранение изложенных выше нарушений норм и правил пожарной безопасности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, на защиту их жизни и здоровья, гарантированных ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации и ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности». Прокурор первоначально просил обязать администрацию Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района устранить на территории поселения выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности, а именно: в д. <данные изъяты> - приспособить водонапорную башню для отбора воды пожарной техникой в соответствии с п.95 ППБ 01-03; д. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> - установить указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников на территориях населенных пунктов в соответствии с п. 90 ППБ 01-03; - обеспечить населенные пункты пожарными мотопомпами в соответствии сп.31 ППБ 01-03; - оборудовать территории населенного пункта средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. ППБ 01-03 п. 114; - оборудовать подъездные пути к водоисточникам предназначенным для целей пожаротушения в соответствии с п. 94 ППБ 01-03; - выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос). ППБ 01-03 п.112. В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, указал в качестве соответчика ООО «Мегатех», арендатора лесных участков, граничащих с населенными пунктами <данные изъяты> и <данные изъяты> Заклинского сельского поселения, окончательно сформулировал требования в заявлении от 09.09.2011 г. где просит суд: 1. Обязать администрацию Заклинского сельского поселения д. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> проложить противопожарные разрывы с обустройством в них минерализованных полос между границей застройки населенных пунктов д.<данные изъяты> и д.<данные изъяты> и лесным массивом, в соответствии с действующим законодательством – расстоянием не менее 15 метров; 2. Обязать администрацию Заклинского сельского поселения д. <данные изъяты> - установить указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников на территории населенного пункта в соответствии с п. 90 ППБ 01-03; - обеспечить населенный пункт пожарной мотопомпой в соответствии с п.31 ППБ 01-03. В д. <данные изъяты> - установить указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников на территории населенного пункта в соответствии с п. 90 ППБ 01-03; - обеспечить населенный пункт пожарной мотопомпой в соответствии сп.31 ППБ 01-03; - оборудовать территорию населенного пункта средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. ППБ 01-03 п. 114; - оборудовать подъездные пути к водоисточникам предназначенным для целей пожаротушения в соответствии с п. 94 ППБ 01-03. Участвующий в судебном заседании прокурор Зорина А.А. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении. Ответчик администрация Заклинского сельского поселения, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила. В предыдущих судебных заседаниях глава администрации Смирнов Н.В. с исковыми требованиями Лужского прокурора был частично согласен, пояснял, что для д.<данные изъяты> администрацией закуплена одна пожарная мотопомпа, которая по приказу администрации района была отдана для тушения городской свалки, затем возвращена и в настоящее время находится в д.<данные изъяты>. Не оспаривал необходимость прокладки пожарных разрывов и минерализованных полос, пояснял, что часть минерализованных полос уже проложена, устройства для подачи звуковых сигналов уже изготовлены, будут установлены по деревням. Стоимость подъездных путей составляет <данные изъяты> тыс.руб., вместе с тем счет администрации на протяжении нескольких месяцев был арестован, долг составляет <данные изъяты> млн. руб. Представитель ответчика ООО «Мегатех» в судебное заседание не явился, ранее представитель Пересторонина И.В. с иском была не согласна, поясняла, что в июне-июле 2011 года их организацией было произведено обновление минерализованных полос по д.<данные изъяты> и д.<данные изъяты>. Полномочий на вырубку противопожарных разрывов вне лесной зоны у них не имеется. Третье лицо Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в лице своего представителя по доверенности Васильева М.С. считает требования прокурора к ООО «Мегатех» не подлежащими удовлетворению, поскольку у данного ответчика отсутствует обязанность выполнения работ по вырубке леса на территории населенного пункта. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ЛОГБУ «Ленобллес» в лице представителя по доверенности Крючкова Л.И. считал исковые требования к ООО «Мегатех» не подлежащими удовлетворению, поддерживает мнение представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области. Суд, выслушав прокурора, представителей Комитета по природным ресурсам и ЛОГБУ «Ленобллес», исследовав материалы дела, находит требования Лужского горпрокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям: В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 18.07.2011г., далее Закона) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Ст.37 Закона устанавливает: руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам определены Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ. В ст.37 данного Закона среди противопожарных преград, в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара, указаны в том числе: противопожарные разрывы, противопожарные минерализованные полосы. В соответствии с пунктами 1,2,6 ст.63 указанного Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: - реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; - обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; П.15 ст.69 указанного Закона устанавливает: противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Согласно п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статья 53.1 Лесного кодекса РФ определяет: 1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. 2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе : - прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; - устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. 4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом. Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В которых содержатся следующие требования, относящиеся к территории населенных пунктов: 31. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. 90. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. 94. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). 112. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). 114. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Ч.1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц. В ходе рассмотрения дела установлено: Согласно Устава муниципального образования Заклинского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.10 ст.6 Устава). 07.04.2011 г. Отделом надзорной деятельности (ОНД) Лужского района в адрес Лужской городской прокуратуры направлено информационное письмо (л.д.7-8) в котором указано, что в период с 06 по 07 апреля 2011 года проведены внеплановые проверки готовности к пожароопасному периоду населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, в ходе которой выявлены следующие нарушения на территории Заклинского сельского поселения: д. <данные изъяты> д. <данные изъяты>: - не установлены указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников на территориях населенных пунктов, в нарушение п. 90 ППБ 01-03; - населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами, в нарушение п.31 ППБ 01-03; - территория населенного пункта не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. ППБ 01-03 п. 114; - населенный пункт не оборудован подъездными путями к водоисточникам предназначенным для целей пожаротушения, в нарушение п. 94 ППБ 01-03; - не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос). ППБ 01-03 п. 112. 07.06.2011 г. Отделом надзорной деятельности (ОНД) Лужского района составлен акт проверки № 181 муниципального образования Заклинское сельское поселение (л.д.36-39), по результатам которого установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: д. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> - Не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос). ППБ 01-03 п. 112; - Не установлены указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников на территориях населенных пунктов, в нарушение п. 90 ППБ 01-03; - Населенные пункты не обеспечены пожарными мотопомпами, в нарушение п.31 ППБ 01-03; д. <данные изъяты> - Территория населенного пункта не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. ППБ 01-03 п. 114; - Населенный пункт не оборудован подъездными путями к водоисточникам предназначенным для целей пожаротушения, в нарушение п. 94 ППБ 01-03. В отношении администрации Заклинского сельского поселения составлен протокол № 297 об административном правонарушении (л.д.34). Постановлением Лужского городского суда от 23.06.2011 года по делу об административном правонарушении (л.д.32-33) администрация Заклинского сельского поселения привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.24 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности). По сведениям полученным из Лужского лесничества филиала ЛОГБУ «Ленобллес» (л.д.59) необходимость устройства минеральной полосы в д.<данные изъяты> составляет - 0,7 км., в д.<данные изъяты> - 1,2 км., представлены схемы полос (л.д.64, 65). При этом указано, что арендаторам лесных участков направлены уведомления о включении в проект освоения лесов на 2012 год участков для создания противопожарных разрывов. В ходе рассмотрения дела администрацией Заклинского сельского поселения не предоставлено доказательств оборудования минерализованных полос согласно схем их расположения и противопожарных разрывов вокруг указанных населенных пунктов, а также наличие мотопомп в данных населенных пунктах, в связи с чем, требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению. Кроме того, администрацией Заклинского сельского поселения не представлены доказательства оборудования территории населенного пункта д.<данные изъяты> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Представленные в материалы дела договор № на оказание услуг (выполнение работ) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Заклинского сельского поселения и ИП ФИО1 на изготовление и монтаж средств оповещения при пожаре (л.д.15) не является доказательством оборудования населенного пункта указанными средствами оповещения. А потому требования прокурора в указной части подлежат удовлетворению в полном объеме. Доводы представителя администрации Заклинского сельского поселения об отсутствии денежных средств на оборудование подъездных путей к водоисточникам предназначенным для целей пожаротушения суд полагает, не могут являться основанием для освобождения ее от исполнения обязанностей по выполнению требований пожарной безопасности. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности являются существенными, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проживают на территории данного муниципального образования, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, исковые требования Лужского городского прокурора к администрации Заклинского сельского поселения подлежат удовлетворению. Исковые требования, предъявленные к ответчику ООО «Мегатех» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Мегатех» заключен договор аренды № лесного участка площадью <данные изъяты> га, имеющего следующее местоположение: <адрес>. В подп. «з» п.18 указанного договора арендатор принял на себя обязательство осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств и систем в объемах определенных проектом освоения лесов. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Мегатех» заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка площадью <данные изъяты> га, имеющего следующее местоположение: <адрес>. Содержащий аналогичные условия в подп. «ж» п.18. В материалы дела также предоставлены проекты освоения лесов к указанным договорам, в которых предусмотрены мероприятия по ограничению распространения пожаров в лесной зоне. При этом мероприятия по обустройству противопожарных разрывов и минерализованных полос вокруг населенных пунктов в указанные проекты не включены. Таким образом, у ООО «Мегатех» отсутствует обязанность, заявленная в исковых требованиях Лужского городского прокурора по прокладке противопожарных разрывов с обустройством в них минерализованных полос между границей застройки населенных пунктов д.<данные изъяты> и д.<данные изъяты> и лесным массивом. В связи с чем исковые требования к данному ответчику удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворить частично. Обязать администрацию Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в силу устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности: - Проложить противопожарный разрыв с обустройством в нем минерализованной полосы между границей застройки населенных пунктов д.<данные изъяты> д.<данные изъяты> и лесным массивом, расстоянием не менее 15 метров согласно схем минерализованных полос ЛОГБУ «Ленобллес». в д. <данные изъяты> - установить указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников на территории населенного пункта; - обеспечить населенный пункт пожарной мотопомпой. в д. <данные изъяты> - установить на территории населенного пункта указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников; -обеспечить населенный пункт пожарной мотопомпой; -оборудовать территорию населенного пункта средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - оборудовать подъездные пути к водоисточникам предназначенным для целей пожаротушения. В удовлетворении исковых требований к ООО «Мегатех» - отказать. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий: решение суда в окончательной форме изготовлено 3.10. 2011 г. Решение вступило в законную силу 14.10.2011 года
и ООО «Мегатех» устранить выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности:
устранить нарушения требований пожарной безопасности: