15 сентября 2011 года г.Луга ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по делу № 2-1364/2011 Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Михайлова В.В. при секретаре Трофимовой И.С., с участием прокурора Зориной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Торковичского сельского поселения и ООО «Мегатех» об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Лужский городской прокурор первоначально обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Торковичского сельского поселения об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной ОНД Лужского района были выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности, в частности: - не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос), в нарушение п. 112 ППБ 01-03; - на территории д.<данные изъяты> отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, в нарушение ч.1 ст.68 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Исчерпывающие меры к обеспечению пожарной безопасности не приняты. Не устранение изложенных выше нарушений норм и правил пожарной безопасности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории Торковичского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, на защиту их жизни и здоровья, гарантированных ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации и ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности». Прокурор первоначально просил обязать администрацию Торковичского сельского поселения Лужского муниципального района устранить на территории поселения выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности, а именно: - выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос), в соответствии п. 112 ППБ 01-03, согласно плана по устройству минерализованных полос вокруг населенного пункта; - оборудовать на территории д.<данные изъяты> источники наружного противопожарного водоснабжения, в нарушение ч.1 ст.68 ФЗ № 123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, указал в качестве соответчика ООО «Мегатех», арендатора лесных участков, граничащих с населенным пунктом <данные изъяты> Торковичского сельского поселения, окончательно сформулировал требования в заявлении от 8.09.2011 г. где просит суд: 1. Обязать администрацию Торковичского сельского поселения проложить противопожарные разрывы с обустройством в них минерализованных полос между границей застройки населенного пункта д.<данные изъяты> и лесным массивом, в соответствии с действующим законодательством – расстоянием не менее 15 метров; 2. Обязать администрацию Торковичского сельского поселения обеспечить подъездные пути к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения, в соответствии с п. 94 ППБ 01-03; установить на территории населенного пункта у водоемов (водоисточников), а также но направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) ППБ 01-03 п.90; оборудовать подъездные пути к водоемам и оборудовать площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года ППБ 01-03 п. 94. Участвующий в судебном заседании прокурор Зорина А.А. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении. Интересы ответчика Торковичского сельского поселения представляет глава администрации Польшин В.М., который с исковыми требованиями Лужского прокурора согласен. Поясняет, что силами ООО «Мегатех» в д.<данные изъяты> был сделан ров. В д.<данные изъяты> очищен пожарный водоем, установлены световые знаки, затем эти знаки были сняты неизвестным лицом. Для обустройства дороги к водоисточникам необходимы большие средства, которые в администрации отсутствуют. Сейчас решается вопрос о прокладке дороги в тех деревнях, где количество жителей не менее 125 человек. Представитель ответчика ООО «Мегатех» на основании доверенности Пересторонина И.В. с иском не согласна, считает, что в пределах населенного пункта устранять нарушения требования пожарной безопасности должны органы местного самоуправления. Их организация не полномочна на вырубку противопожарных разрывов вне лесной зоны. Третье лицо Комитет по природным ресурсам Ленинградской области явку своего представителя в суд не обеспечил, в письменном отзыве на иск считает требования прокурора к ООО «Мегатех» не подлежащими удовлетворению, поскольку у данного ответчика отсутствует обязанность, которую на него просит возложить прокурор. Указывает, что меры пожарной безопасности предусмотренные ст.53 Лесного кодекса осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ЛОГБУ «Ленобллес» явку своего представителя в суд не направил. В предыдущем судебном заседании представитель данного лица Крючков Л.И., также считал исковые требования к ООО «Мегатех» не подлежащими удовлетворению. Суд, выслушав прокурора, представителя администрации Торковичского сельского поселения, исследовав материалы дела, находит требования Лужского горпрокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям: В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 18.07.2011г., далее Закона) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Ст.37 Закона устанавливает: руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам определены Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ. В ст.37 данного Закона среди противопожарных преград, в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара, указаны в том числе: противопожарные разрывы, противопожарные минерализованные полосы. В соответствии с пунктами 1,2,6 ст.63 указанного Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: - реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; - обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; П.15 ст.69 указанного Закона устанавливает: противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Согласно п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статья 53.1 Лесного кодекса РФ определяет: 1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. 2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе : -прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; -устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. 4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом. Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В которых содержатся следующие требования, относящиеся к территории населенных пунсктов: 90. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. 94. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). 112. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Ч.1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц. В ходе рассмотрения дела установлено: Согласно Устава муниципального образования Торковичского сельского поселения (л.д.16-43) к вопросам местного значения поселения относится первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.10 ст.6 Устава). 12.04.2011 г. Отделом надзорной деятельности (ОНД) Лужского района составлен акт проверки № 105 муниципального образования Торковичское сельское поселение, по результатам которого установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности по д.<данные изъяты>: не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос)(л.д.6-7). 15.06.2011 г. Отделом надзорной деятельности (ОНД) Лужского района составлен акт проверки № 180 муниципального образования Торковичское сельское поселение, по результатам которого установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: д.<данные изъяты>: не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос); д.<данные изъяты>: отсутствуют подъездные пути к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения; отсутствуют соответствующие указатели у водоисточников, отсутствуют соответствующие указатели по направлению к водоисточникам; к водоисточникам не оборудован подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года(л.д.60-61). Наличие указанных в акте проверки от 15.06.2011 г. нарушений, ответчиком администрацией Торковичского сельского поселения не оспаривается. Доводы представителя администрации Торковичского сельского поселения об отсутствии денежных средств суд полагает, не могут являться основанием для освобождения их от исполнения обязанностей по выполнению требований пожарной безопасности. Указанные нарушения являются существенными, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проживают на территории данного муниципального образования, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем, исковые требования Лужского городского прокурора к администрации Торковичского сельского поселения подлежат удовлетворению. Вместе с тем заявленные требования об обеспечении подъездных путей к водоисточникам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудования подъездных путей к водоемам направлены на устранение одного нарушения указанного в п.94 ППБ 01-03. Исковые требования, предъявленные к ответчику ООО «Мегатех» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: 06.07.2009 года между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Мегатех» заключен договор аренды № лесного участка площадью <данные изъяты> га (л.д.73-81), имеющего следующее местоположение: <адрес>. В подп. «з» п.18 указанного договора арендатор принял на себя обязательство осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств и систем. В материалы дела также предоставлен проект освоения лесов на лесном участке, предоставленным в аренду ООО «Мегатех» для заготовки древесины на территории Лужского лесничества Ленинградской области по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на 2010 годы, в котором предусмотрены мероприятия по ограничению распространения пожаров в лесной зоне. При этом мероприятия по обустройству противопожарных разрывов и минерализованных полос вокруг населенных пунктов в указанный проект не включены. Таким образом, у ООО «Мегатех» отсутствует обязанность, заявленная в исковых требованиях Лужского городского прокурора по прокладке противопожарных разрывов с обустройством в них минерализованных полос между границей застройки населенного пункта д.<данные изъяты> и лесным массивом. В связи с чем исковые требования к данному ответчику удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворить частично. Обязать администрацию Торковичского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности на территории поселения: - в д.<данные изъяты> -проложить противопожарный разрыв с обустройством в нем минерализованной полосы между границей застройки населенного пункта и лесным массивом расстоянием не менее 15 метров. - в д.<данные изъяты>: - установить на территории населенного пункта у водоемов (водоисточников), а также но направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), согласно ППБ 01-03 п.90; - оборудовать подъездные пути к водоемам, предназначенным для целей пожаротушения и оборудовать площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года ППБ 01-03 п. 94. В удовлетворении исковых требований к ООО «Мегатех» - отказать. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий: решение суда в окончательной форме изготовлено 20.09. 2011 г. Решение вступило в законную силу 01.10.2011 года
и ООО «Мегатех» устранить на территории поселения выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности:
в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить на территории поселения в населенных пунктах выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности в д. Овиновичи: