гражданское дело № 2-1367/2011



19 сентября 2011 года г.Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-1367/2011

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.

при секретаре Трофимовой И.С.,

с участием прокурора Зориной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Скребловского сельского поселения и ООО «Мегатех» об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор первоначально обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района об обязании устранить нарушения требования пожарной безопасности. В связи с информацией, представленной в Лужскую городскую прокуратуру, Отделом надзорной деятельности Лужского района о не соблюдении требований о пожарной безопасности на территории населенных пунктов Скребловского сельского поселения.

Первоначально просил суд:

1. Обязать администрацию Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на территории поселения выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности:

д. <данные изъяты>

-            Выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (устройство защитных противопожарных полос), согласно плана по устройству минерализованных полос вокруг населенных пунктов, в соответствии с п. 112 ППБ 01-03;

-            Оборудовать территории населенных пунктов средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в соответствии с п. 114 ППБ 01-03;

-            Оборудовать территории населенных пунктов достаточным наружным освещением, для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений, в соответствии с п. 27 ППБ 01-03;

В д.<данные изъяты> оборудовать подъездные пути к естественным водоемам и оборудовать площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами 12*12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года ППБ 01-03 п. 94.

В д. <данные изъяты> - оборудовать искусственные водоисточники (пожарные водоемы) предназначенные для целей пожаротушения, в соответствии с п. 114 ППБ 01-03;

В д.<данные изъяты>- установить указатели, с нанесением на них цифр, указывающих расстояние до ближайших пожарных водоисточников на территории населенного пункта, согласно п.90 ППБ 01-03;

В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял свои требования, указав в качестве соответчика ООО «Мегатех». Окончательно требования прокурора сформулированы в исковом заявлении от 09.09.2011 года, где просит:

1. Обязать администрацию Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и ООО «Мегатех» устранить на территории поселения выявленные нарушения норм и требований пожарной безопасности:

- проложить противопожарные разрывы с обустройством в них минерализованных полос между границей застройки населенных пунктов д.<данные изъяты>, д.<данные изъяты> и лесным массивом, в соответствии с действующим законодательством – расстоянием не менее 15 метров.

2. Обязать администрацию Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на территории поселения нарушения норм и требований пожарной безопасности:

в д. <данные изъяты>:

-            Обеспечить населенный пункт пожарной мотопомпой, в соответствии с п. 11 ППБ 01-03;

в д. <данные изъяты>:

-            Оборудовать территорию сельского населенного пункта средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в соответствии с п. 114 ППБ 01-0

-            Оборудовать искусственные водоисточники (пожарные водоемы) предназначенные для целей пожаротушения, в соответствии с п. 114 ППБ 01-03;

- Оборудовать территорию населенного пункта достаточным наружным освещением, для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений, в соответствии с п. 27 ППБ 01-03.

Указав при этом в обоснование требований: арендатором лесных участков, граничащих с населенными пунктами <данные изъяты> Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области является ООО «Мегатех».

В ходе проверки, проведенной ОНД <адрес> были выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности администрацией Скребловского сельского поселения и ООО «Мегатех», в частности:

д. <данные изъяты> не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (устройство защитных противопожарных полос), в нарушение п. 112 ППБ 01-03;

Администрацией Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области допускаются следующие нарушения норм и требований пожарной безопасности:

д. <данные изъяты>:

-            Населенный пункт не обеспечен пожарной мотопомпой, в нарушение п. 11 ППБ 01-03;

д. <данные изъяты>:

-            Территория сельского населенного пункта не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в нарушение п. 114 ППБ 01-0

-            Отсутствуют искусственные водоисточники (пожарные водоемы) предназначенные для целей пожаротушения, в нарушение п. 114 ППБ 01-03;

-            Территория населенного пункта на оборудована достаточным наружным освещением, для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений, в нарушение п. 27 ППБ 01-03;

Указанные нарушения норм и правил пожарной безопасности свидетельствуют о том, что администрацией Скребловского сельского поселения и ООО «Мегатех» не соблюдается законодательство о пожарной безопасности и, как следствие, нарушаются права граждан на защиту их жизни и здоровья в случае пожара.

Исчерпывающие меры к обеспечению пожарной безопасности не приняты.

Указанные нарушения федерального законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от требований в части обязания администрации Скребловского сельского поселения и ООО «Мегатех» выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (устройство защитных противопожарных полос) по дер.<данные изъяты> и от требований в части обязания ответчиков проложить противопожарный разрыв с обустройством минерализованной полосы между м.<данные изъяты> и лесным массивом. Определениями суда от 28.07.2011 года и от 06.09.2011 года производство по делу в указанной части прекращено.

Участвующий в судебном заседании прокурор Зорина А.А. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Интересы ответчика Скребловского сельского поселения представляет на основании доверенности специалист администрации Левчук Д.С., который частично согласен с исковыми требованиями Лужского прокурора. Поясняет, что администрация поселения регулярно производит уборку растительности, строит водоемы, приобретает мотопомпы, по возможности проводится опашка. В д.<данные изъяты> приобретена и устанолена мотопомпа. Поскольку в д.<данные изъяты> фактически проживает один человек, считает, что имеется возможность не строить пожарный водоем, так как в соответствии с законодательством. Не оспаривает отсутствие в указанном населенном пункте звуковой сигнализации для оповещения при пожаре, вместе с тем, считает, что в этом нет необходимости.

В письменном отзыве на иск глава администрации Скребловского сельского поселения указал: в д.<данные изъяты> существует естественный противопожарный разрыв (дорога). В д.<данные изъяты> требуется минерализованная полоса протяженностью 1450 м. Силами администрации выполнена полоса 400 м. Для выполнения минерализованной полосы в лесном массиве требуется специальная техника или вырубка леса для создания противопожарного разрыва о чем направлено письмо в Лужское лесничество и арендатору леса ООО «Мегатех»

Представитель ответчика ООО «Мегатех» на основании доверенности Полак Д.Ю. с иском не согласен, считает, что в пределах населенного пункта устранять нарушения требования пожарной безопасности должны органы местного самоуправления. Их организация не полномочна на вырубку противопожарных разрывов вне лесной зоны.

В письменном отзыве на иск представитель данного лица указал, что проведено натурное обследование примыкания к лесному фонду в д.<данные изъяты>. В д.<данные изъяты> крайний участок деревни граничит с лесным фондом, забор вплотную к лиственному молодняку. В д.<данные изъяты> дома примыкают к лесу, нет противопожарных разрывов.

Третье лицо Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в лице своего представителя Васильева М.С. исковые требования поддерживает частично, возражает против удовлетворения исковых требований в части требований к ООО «Мегатех», поскольку у данного ответчика отсутствует обязанность по обустройству противопожарных разрывов и минерализованных полос на территории населенного пункта. В проекте освоения лесов также нет условия опашки населенного пункта арендатором лесного участка.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ЛОГБУ «Ленобллес» в лице представителя по доверенности Крючкова Л.И. согласен с мнением представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области. Указывает также на то, что создание противопожарных разрывов лесохозяйственным регламентом Лужского лесничества не предусматривается.

Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков администрации Скребловского сельского поселения и ООО «Мегатех», третьего лица Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и ЛОГБУ «Ленобллес», исследовав материалы дела, выслушав специалиста ФИО1, находит требования Лужского горпрокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии с ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ред. от 18.07.2011г., далее Закона) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Ст.37 Закона устанавливает: руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам определены Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ.

В ст.37 данного Закона среди противопожарных преград, в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара, указаны в том числе: противопожарные разрывы, противопожарные минерализованные полосы.

В соответствии с пунктами 1,2,6 ст.63 указанного Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

П.15 ст.69 указанного Закона устанавливает: противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Согласно п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статья 53.1 Лесного кодекса РФ определяет:

1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе :

-прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

-устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.

Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В которых содержатся следующие требования, относящиеся к территории населенных пунктов:

27. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

31. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

112. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

114. на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Ч.1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределённого круга лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено:

Согласно Устава муниципального образования Скребловского сельского поселения (л.д.22-74) к вопросам местного значения поселения относится первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п.10 ст.6 Устава).

07.04.2011 г. Отделом надзорной деятельности (ОНД) Лужского района в адрес Лужской городской прокуратуры направлено информационное письмо (л.д.7-8) в котором указано, что в период с 06 по 07 апреля 2011 года были проведены внеплановые проверки готовности к пожароопасному периоду населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, в ходе которой выявлены следующие нарушения на территории Скребловского сельского поселения: д. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, м. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> - не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (устройство защитных противопожарных полос), в нарушение п. 112 ППБ 01-03; на территориях населенных пунктов отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п.114 ППБ 01-03); территории населенных пунктов не оборудованы достаточным наружным освещением для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений (ППБ 01-03 п.27). Населенные пункты д.<данные изъяты>, м.<данные изъяты>, д.<данные изъяты> не оборудованы искусственными водоисточниками, предназначенными для целей пожаротушения.

16.06.2011 г. Отделом надзорной деятельности (ОНД) Лужского района составлен акт проверки № 182 муниципального образования Скребловское сельское поселение, по результатам которого установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

д.<данные изъяты>, д.<данные изъяты> и д.<данные изъяты>: не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос). Населенный пункт д.<данные изъяты> не обеспечен пожарной мотопомпой. В д.<данные изъяты> отсутствует пожарный водоем, предназначенный для целей пожаротушения, территория населенного пункта не оборудована средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и не оборудована достаточным наружным освещением, для быстрого нахождения противопожарных водоисточников и сооружений (л.д.133-134).

По сведениям полученным из Лужского лесничества филиала ЛОГБУ «Ленобллес» (л.д.81) необходимость устройства минеральной полосы в д.<данные изъяты> составляет - 0,8 км., в д.<данные изъяты> - 1,5 км., представлены схемы полос (л.д.82,85). При этом указано, что арендаторам лесных участков направлены уведомления о включении в проект освоения лесов на 2012 год участков для создания противопожарных разрывов.

В ходе рассмотрения дела администрацией Скребловского сельского поселения не предоставлено доказательств оборудования минерализованных полос и противопожарных разрывов вокруг указанных населенных пунктов, в связи с чем, требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Наличие мотопомпы в д.<данные изъяты> подтверждается копией накладной от 08.09.2011 года. В связи с чем требования об обязании обеспечить ею населенный пункт удовлетворению не подлежат.

Согласно п.5 ст.68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ, допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

По сведениям представленным администрацией Скребловского сельского поселения (л.д.13) в д.<данные изъяты> зарегистрирован один человек.

В связи с чем обустройство пожарного водоема для наружного пожаротушения в данном населенном пункте не является обязательным.

Соответственно не является обязательным территории указанного населенного пункта наружным освещением для быстрого нахождения противопожарных водоисточников.

На основании изложенного исковые требования Лужского прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, требования об обязании оборудования данный населенный пункт средствами звуковой сигнализации подлежат удовлетворению, поскольку исключения из установленных требований в зависимости от количества проживающих граждан в населенном пункте не установлены.

Исковые требования, заявленные к ответчику ООО «Мегатех» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО «Мегатех» заключен договор аренды лесного участка площадью <данные изъяты> га (л.д.141-149), имеющего следующее местоположение: <адрес>.

В соответствии с подп. «з» п.18 указанного договора арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств и систем.

В материалы дела также предоставлен проект освоения лесов на лесном участке, предоставленным в аренду ООО «Мегатех» для заготовки древесины на территории Лужского лесничества Ленинградской области по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на 2010 годы, в котором предусмотрены мероприятия по ограничению распространения пожаров в лесной зоне. При этом мероприятия по обустройству противопожарных разрывов и минерализованных полос в пределах населенного пункта в указанный проект не включены.

Согласно справке ЛОГБУ «Ленобллес» от 13.09.2011 года создание противопожарных разрывов лесохозяйственным регламентом Лужского лесничества, утвержденным приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, не предусматривается.

Таким образом, у ООО «Мегатех» отсутствует обязанность по прокладке противопожарных разрывов с обустройством в них минерализованных полос между границей застройки населенных пунктов д.<данные изъяты>, д.<данные изъяты> и лесным массивом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лужского городского прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- проложить противопожарный разрыв с обустройством в нем минерализованной полосы между границей застройки населенных пунктов д.<данные изъяты> и д.<данные изъяты> согласно схем минерализованных полос ЛОГБУ «Ленобллес» и лесным массивом, расстоянием не менее 15 метров

-оборудовать в д.<данные изъяты> территорию населенного пункта средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В удовлетворении остальной части исковых требований Лужского городского прокурора и удовлетворении исковых требований к ООО «Мегатех» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 26.09. 2011 г.

Решение вступило в законную силу 7.10.2011 года