24 августа 2011 года г. Луга РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (дело № 2-1784/2011) Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Шулындиной С.А. при секретаре Козиной О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании c участием представителя ответчика Некрасова А.В. представителя третьего лица Ермаковой О.В. гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственности «Мегатех» об обязании провести мероприятия по очистке земель от захламления, УСТАНОВИЛ: Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Лужский суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственности «Мегатех» (далее- ООО «Мегатех») о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок отходов и мусора на землях лесного фонда путем вывоза бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО. Иск мотивирован тем, что по результатам прокурорской проверки, проведенной совместно с Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, было установлено, что на землях лесного фонда, на территории отработанного карьера ПГС «Крупели», расположенного в кварталах 9,10,48 Лужского участкового лесничества, вдоль обочин дорог по дну карьера, расположены многочисленные несанкционированные свалки отходов и мусора объемом от 3-5 кубических метров до 10 куб.м., общим объемом около 300 кубических метров. Наличие отходов отражено в Акте от 13.07.2011 г. и подтверждается фототаблицами. Фотографирование выполнено по поручению природоохранного прокурора государственным инспектором Ленинградской области по охране природы Ермаковой О.В. Проверкой также установлено, что указанные кварталы по договору аренды лесного участка № 2-2008-12-245-З от 16.12.2008 года переданы в аренду сроком на 49 лет ООО «Мегатех». Часть 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязывают арендаторов участков лесного фонда осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах, к числу санитарно-оздоровительных мероприятий п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года, относит очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. В соответствии с п. 18 названного договора аренды лесного участка, ответчик принял на себя обязательство исполнять помимо перечисленных в договоре и иные обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следовательно, ответчик принял на себя и обязательство соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах и другие законодательные акты. В связи с чем, односторонний отказ от исполнения обязательства противоречит закону и ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, а также создает опасность причинения вреда окружающей среде. В судебное заседание Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 89). Ответчик ООО «Мегатех» в лице генерального директора Некрасова А.В., с иском не согласен. Не оспаривает, что земли лесного фонда в кварталах 9,10,48 Лужского участкового лесничества переданы в долгосрочную аренду ООО «Мегатех» на основании договора аренды от 16.12.2008 года. ООО «Мегатех» осуществляет деятельность по заготовке древесины, производству пиломатериалов и другую деятельность, связанную с лесозаготовками. Наличие отходов и мусора вдоль обочин дорог по дну карьера, объемами от 3-5 куб.м. до 10 куб.м., общим объемом до 30 куб.м. представитель ответчика также не оспаривает. Поскольку свалки образованы не по вине арендатора участка лесного фонда и не связаны с заготовкой древесины, а образованы гражданами, посещающими лес, считает, что соответствующая обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района. Кроме того, ликвидация свалок бытовых отходов арендатором не предусмотрена Проектом освоения лесов (далее-Проект). Обязательства, установленные Проектом, не возлагают на арендатора обязанности по ликвидации свалок, возникших не по вине арендатора. У ООО «Мегатех» отсутствуют финансовая возможность производить вывоз несанкционированных свалок бытовых отходов специализированным транспортом, поскольку для этого необходимо заключать договор с организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами и оплачивать соответствующие услуги, в то время как бюджетом Толмачевского городского поселения должны быть предусмотрены денежные средства на осуществление полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов (л.д. 75-76). Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области в лице представителя Ермаковой О.В., действующей на основании доверенности от 17.01.2011 г. (л.д. 81), поддержал заявленные прокурором требования. Представитель Комитета пояснила суду, что по поручению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора участвовала 13.07.2011 года в проведении прокуратурой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Лужского района. В ходе проверки ею совместно с представителем прокуратуры проведено обследование лесных земель территории Шалово-Перечицского государственного заказника, в районе отработанного карьера ПГС «Крупели». По дну карьера, вдоль обочин дорог, выявлены многочисленные очаговые навалы отходов. Общий объем отходов, размещенных на территории карьера, составляет около 300 куб.м. Морфологический состав отходов: строительные отходы, пластик, стеклобой, крупногабаритные отходы (мебель, бытовая техника), твердые бытовые отходы, остатки сгоревших бревен. Отходы были сфотографированы. Наличие отходов зафиксировано в Акте от 13.07.2011 года. Администрация Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района, извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направила, возражений на заявленные прокурором требования не представила. Суд, выслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав и оценив материалы дела, полагает, что заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено следующее: В соответствии с протоколом о результатах лесного конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда № 110 от 18.12.2006 между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ООО «Мегатех» заключен договор аренды лесного участка № 2-2008-12-245-З от 16.12.2008 года сроком действия до 31.12.2055 года, предметом которого является передача в аренду участков лесного фонда общей площадью 13059 га для использования в целях заготовки древесины, что следует из п. 2 договора и Приложения № 3 к договору (л.д. 173-174, 156-175). Данный договор заключен в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ ранее заключенного договора участка лесного фонда № 2 от 20.12.2006 г., что видно из его текста и зарегистрирован 22.04.2009 года УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Едином государственном реестре прав за № 47-78-01/003/2009-233 (л.д. 175). Согласно Акта приема-передачи лесного участка в аренду от 16.12.2008 года, являющегося обязательным приложением к договору аренды, участок лесного фонда общей площадью 13059 га передан ООО «Мегатех», в том числе кварталы 9,10,48 Лужского участкового лесничества Лужского лесничества (л.д. 169-170). 13.07.2011 года государственным инспектором Ленинградской области по охране природы Ермаковой О.В. по поручению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора проведено обследование территории лесных земель территории Шалово-Перечицского государственного заказника. Выявлены многочисленные очаговые навалы отходов общим объемами от 3-5 куб. м. до 10 куб.м. Местами размещение отходов произведено сплошным свалочным телом объемом до 30 куб.м. Общий объем отходов, размещенных на территории карьера, составляет около 300 куб.м. Морфологический состав отходов: строительные отходы, пластик, стеклобой, крупногабаритные отходы (мебель, бытовая техника), твердые бытовые отходы, остатки сгоревших бревен. Наличие отходов зафиксировано в Акте от 13.07.2011 года (л.д. 8-22). Согласно подпунктам «з», «н», «т» пункта 18 договора аренды от 16.12.2008 г. ООО «Мегатех» обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт 5.2. Проекта освоения лесов предусматривает, что на лесном участке, переданном в аренду ООО «Мегатех», в числе проектируемых мероприятий по противопожарному обустройству лесов содержится запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (л.д. 132, стр. 40 Проекта). Статья 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ). В соответствии с ч. 2 ст.55 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно подпунктам «з», н» и «т»пункта 18 договора аренды от 16.12.2008 года, ООО «Мегатех», являясь арендатором, приняло на себя обязательства осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, требования Санитарных правил в лесах, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Суд считает, что обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.07 № 414 ( далее - Правила). Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. В соответствии с пунктом 28 Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. На момент заключения договора аренды от 16.12.2008 года № 2-2008-12-245-З перечисленные выше императивные нормы права, закреплённые в части 2 статьи 55 ЛК РФ и пункте 4 Правил, действовали. Таким образом, и частью 2 статьи 55 ЛК РФ, и пунктом 4 Правил установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. По условиям самого договора ответчик принял на себя обязательства по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке в соответствии с Проектом освоения лесов (подпункт «з» п. 18). Содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения СОМ в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению СОМ под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Доводы представителя ответчика о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине, суд считает несостоятельными. В данном случае речь идёт не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Прокурором в качестве доказательства незаконного размещения на участках лесного фонда в кварталах 9,10,48 Лужского участкового лесничества многочисленных несанкционированных свалок отходов, вдоль обочин дорог по дну карьера, объемом от 3-5 куб.м. до 10 куб.м., общим объемом около 300 кубических метров, представлен Акт обследования территории от 13.07.2011 года и фототаблицы к нему, составленный государственным инспектором Ленинградской области по охране природы Ермаковой О.В. (л.д. 8-22). У суда отсутствуют основания не доверять указанному документу, поскольку он составлен по поручению прокурора государственным инспектором Ленинградской области по охране природы Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, на который постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 г. № 350 возложены полномочия по государственному контролю за деятельностью в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, государственному лесному контролю и надзору в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ. В силу п. 5.4 указанного постановления должностные лица Комитета (государственные инспекторы Ленинградской области в области охраны окружающей среды) при исполнении должностных обязанностей вправе посещать в ходе проведения контрольных мероприятий организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности. Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области является органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции в установленном законодательством Российской Федерации порядке полномочия по контролю и надзору в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности в лесах, расположенных в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением случаев, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Суд не принимает во внимание доводы ответчика о наличии обязанности органов местного самоуправления поселения, а именно администрации Толмачевского городского поселения, собрать и вывезти с участков лесного фонда, находящихся в аренде на срок 49 лет у ООО «Мегатех», незаконно размещенные бытовые отходы. Положения ст. 14 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к правоотношениям по пользованию участками лесного фонда, по мнению суда, не применимы. Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по использованию лесов, прямо предусматривает обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Ссылка представителя ответчика на отсутствие у ООО «Мегатех» денежных средств на сбор и вывоз отходов на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, не может быть принята во внимание. Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. На основании указанной нормы, ответчик, являясь арендатором участка лесного фонда на срок 49 лет, обязан нести расходы по содержанию арендованного имущества. Поскольку обязанность по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах прямо установлена законом, а зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории арендуемой ответчиком, то они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса. Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Часть 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно- правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, их жизнь и здоровье, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, а также может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан. На основании изложенного, требования прокурора об обязании ООО «Мегатех» провести мероприятия по очистке лесного фонда в кварталах 9,10, 48 Лужского участкового лесничества Лужского лесничества от несанкционированных свалок отходов, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с тем, что прокурор при обращении в суд в интересах неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в сумме 200 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Мегатех» провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза отходов, незаконно размещенных на землях лесного фонда в кварталах 9,10,48 Лужского участкового лесничества Лужского лесничества, вдоль обочин дорог по дну отработанного карьера ПГС «Крупели», общим объемом около 300 куб.м., специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Мегатех» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области. Председательствующий:
Санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (п. 4 Правил).