дело № 2-2407/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Луга Ленинградской области 14 декабря 2011 года Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Степановой Е.Г. при секретаре А. с участием представителя истца – Дмитриева М.С., представителя ответчика – Некрасова А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к ООО <данные изъяты> об обязании провести мероприятия по очистке земель от захламления, УСТАНОВИЛ: Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Лужский суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО <данные изъяты> просил суд (л.д.5-7): - обязать ООО <данные изъяты> провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления, находящихся у ООО <данные изъяты> на праве аренды, путем вывоза бытовых отходов (несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов объемом 5 кубических метров), незаконно размещенных вдоль лесной дороги на территории земель лесного фонда, а именно в выделе 11 квартала 58 Череменецкого участкового лесничества Лужского лесничества) специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО. В качестве оснований заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что вдоль лесной дороги на территории земель лесного фонда, а именно в выделе 11 квартала 58 Череменецкого участкового лесничества Лужского лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, объемом 5 кубических метров. Указанный лесной участок находится на праве аренды у ООО <данные изъяты> по договору аренды лесного участка с целью заготовки древесины, заключенному с комитетом по природным ресурсам Ленинградской области. Ссылаясь на положения ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 13 Земельного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 28 и п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, истец указывает, что ненадлежащее выполнение ООО <данные изъяты> возложенных законом обязанностей по очистке лесов от захламленности ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В судебном заседании представитель Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры – Дмитриев М.С. на удовлетворении исковых требований настаивал. Ответчик – ООО <данные изъяты> в лице генерального директора Некрасов А.В., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ года в судебном заседании против исковых требований возражал, ссылаясь на Закон «Об отходах производства и потребления», на ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на Лесной кодекс РФ, на Раздел V Санитарных правил, суду пояснил, что строительные и бытовые отходы не являются продуктами жизнедеятельности ООО <данные изъяты>, их можно идентифицировать как отходы жизнедеятельности граждан, проживающих в соседних деревнях. Обязанность по вывозу мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые распространяются на всю территорию поселения, и предусматривают сбор, вывоз и размещение отходов в установленных местах. Органы местного самоуправления должны следить за исполнение гражданами требований санитарного законодательства. Организация сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, включая несение затрат на выполнение этих работ, в лесах, расположенных в границах муниципальных образований Ленинградской области относится к вопросам местного значения, решение которых относится к компетенции органов местного самоуправления. Третье лицо – Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, в судебное заседание представителя не направил, ранее в судебных заседаниях представитель заявленные исковые требования поддержал. Третье лицо – Комитет по природным ресурсам по Ленинградской области в судебное заседание представителя не направил, по существу заявленных требований представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что описание свалки, представленное истцом в исковом заявлении, не позволяет точно определить ее местоположение, так как географические координаты отсутствуют. Не доказанным считается и наличие у ООО <данные изъяты> обязанности по осуществлению мер по санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду. Также третье лицо настаивает на том, что полномочия органов местного самоуправления поселения по организации сбора и вывоза отходов распространяется на всю территорию поселения, куда входят земли, независимо от форм собственности и целевого назначения. Соответственно, Комитет полагает, что надлежащим ответчиком по иску следует считать администрацию муниципального образования и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Третье лицо – администрация Скребловского сельского поселения, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание представителя не направила, письменного мнения по поводу заявленных требований не представила. Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО <данные изъяты> был заключен договор аренды лесного участка № № сроком действия на 49 лет, предметом которого является передача в аренду часть лесного участка Лужского лесничества площадью 8370,0 га, который имеет местоположение: <адрес> Данный договор был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в Едином государственном реестре прав. Согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ года, являющегося обязательным приложением к договору аренды, участок лесного фонда общей площадью 8370,0 га передан ООО <данные изъяты>, в том числе квартал 11 квартала 58 Череменецкого участкового лесничества Лужского лесничества. ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором Ленинградской области по охране природы Ермаковой О.В. по поручению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора проведено обследование территории лесных земель территории Череменецкого государственного заказника. По результатам проведенного обследования выявлены несанкционированные места размещения отходов, в том числе на лесных землях: в квартале 58, выдел 11 Череменецкого участкового лесничества на обочине лесной дороги свалка бытовых и строительных отходов объемом 5 куб. метров, указанные факты зафиксированы в акте обследования территории с приложенными фототаблицами. У суда отсутствуют основания не доверять указанному документу, поскольку он составлен по поручению прокурора государственным инспектором Ленинградской области по охране природы Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, на который постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 г. № 350 возложены полномочия по государственному контролю за деятельностью в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, государственному лесному контролю и надзору в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории Ленинградской области, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ. Согласно подпункту «и» пункта 19 договора аренды от 14 мая 2010 года ООО «Мегатех» взяло на себя обязательства осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 5.2. Проекта освоения лесов предусмотрено, что на лесном участке, переданном в аренду ООО <данные изъяты>, в числе проектируемых мероприятий по противопожарному обустройству лесов содержится запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Статья 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ). В соответствии с ч. 2 ст.55 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. В силу пункта 28 Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по использованию лесов, возлагает именно на арендаторов участка лесного фонда обязанность по проведению очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории арендуемой ответчиком, то она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса. Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Часть 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно- правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Анализируя в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, их жизнь и здоровье, нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, а также может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан. При установленных обстоятельствах суд считает, что требования прокурора об обязании ООО <данные изъяты> провести мероприятия по очистке от захламления территории земель лесного фонда, а именно в выделе 11 квартала 58 Череменецкого участкового лесничества Лужского лесничества, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с тем, что прокурор при обращении в суд в интересах неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в сумме 200 рублей в бюджет Лужского муниципального района согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к ООО <данные изъяты> об обязании провести мероприятия по очистке земель от захламления - удовлетворить. Обязать Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления, находящихся у ООО <данные изъяты> на праве аренды, путем вывоза бытовых отходов (несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов объемом до 5 куб.м.), незаконно размещенных вдоль лесной дороги на территории земель лесного фонда, а именно в выделе 11 квартала 58 Череменецкого участкового лесничества Лужского лесничества. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в бюджет Лужского муниципального района согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд Ленинградской области. Председательствующий: