дело № 2-480/2011



03 марта 2011 года г. Луга

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гражданское дело № 2-480/2011

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Капустиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Бармичеву М.Н. о прекращении права на управление транспортными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Бармичеву М.Н. о прекращении права на управление транспортными средствами.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Лужского района проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов государственной власти требований Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ходе проверки установлено, что Бармичев М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в <данные изъяты> Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 337, лица, страдающие заболеванием «<данные изъяты>» не имеют право осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности. ОГИБДД ОВД по Лужскому району представлена справка, согласно которой Бармичеву М.Н. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение на право управления автомобилями. В соответствии со ст.ст. 23, 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» кандидаты в водители в обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование с целью определения медицинских противопоказаний или ограничения к водительской деятельности и могут быть допущены к управлению транспортными средствами в случае отсутствия ограничений. Статья 28 указанного закона в качестве одного из оснований прекращения действия на управление транспортными средствами предусматривает ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами. Согласно ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Бармичев М.Н., состоящий на учете у <данные изъяты>, в нарушение требований закона, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности, в результате чего нарушаются права участников дорожного движения на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сирачук Е.С. заявленные требования поддержала.

Ответчик требования не признал, пояснив, что обращение к <данные изъяты>

Суд, выслушав прокурора, ответчика, специалиста, исследовав материалы дела, находит требования Лужского городского прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства, регулирующего контроль оборота наркотических средств, в части недопущения к управлению транспортными средствами лиц, страдающих <данные изъяты>, может являться предметом прокурорского надзора.

Действия Лужского городского прокурора по истребованию в целях реализации соответствующих полномочий сведений о лицах, состоящих на учете в <данные изъяты>, и предъявления требований о прекращении права на управление транспортными средствами являются законными и обоснованными.

Статьей 53 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ определены права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований данного Федерального закона.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, должностные лица органов прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности в пределах своей компетенции имеют право требовать представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов, осуществлять иные меры контроля.

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 г. № 31 утверждено Положение о создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.

Единый банк данных создается в целях реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту, а также повышения эффективности взаимодействия в этой сфере федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Единый банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную систему, которая содержит сформированную в виде информационных ресурсов информацию, касающуюся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и предназначена для совместного использования федеральными органами исполнительной власти, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации.

В Перечень информации, представляемой для включения в состав единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, введены следующие разделы:

«О количестве больных с зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ» (раздел 3);

«О лицах, которые злоупотребляют наркотическими средствами и психотропными веществами, но у которых еще не сформировался синдром зависимости» (раздел 4).

За предоставление информации для перечисленных разделов отвечает Минздравсоцразвития России.

Таким образом, для соответствующей информации, представляющей особую значимость для интересов государства, законодателем установлен особый порядок использования.

В силу изложенного установленные статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гарантии конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну, могут быть ограничены в определенных законом случаях. К таковым относится особый порядок предоставления и передачи информации, связанной с заболеваниями, обусловленными приемом наркотических препаратов.

Должностные лица органов прокуратуры поименованы в качестве допущенных к данным сведениям.

В соответствии с абз. 9 ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно частям 1 и 2 ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Целью обязательного медицинского освидетельствования
и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

На основании ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

В пункте 1 ст. 27 ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных
в статье 25 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 28 названного Федерального закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

лишение права на управление транспортными средствами.

Согласно ст. 45 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в том числе для больных <данные изъяты>.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности согласно которому, противопоказанием к управлению транспортными средствами являются <данные изъяты>.

В соответствии с п. 4 приложения № 4 к Приказу Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» противопоказанием для водителей автотранспортных средств являются <данные изъяты>.

Как следует из материалов дела, Бармичеву М.Н. ДД.ММ.ГГГГ было выдано водительское удостоверение. На момент рассмотрения дела срок действия медицинских документов, подтверждающих отсутствие у ответчика медицинских заболеваний, препятствующих управлению транспортными средствами, не истек.

ДД.ММ.ГГГГ Бармичев М.Н. обратился в <данные изъяты>.

Как следует из медицинской карты Бармичева М.Н. (л.д. 23-27), ответчик с <данные изъяты>.

По месту жительства и по месту работы ответчик характеризуется положительно, нарушений общественного порядка в быту не допускает, в злоупотреблении спиртных напитков замечен не был. Как пояснил его непосредственный руководитель ФИО1 работает Бармичев М.Н. у него с ДД.ММ.ГГГГ водителем. Ежедневно проходит контроль трезвости. В употреблении спиртных напитков замечен не был.

Таким образом, в судебном заседании не было установлено, что состояние здоровья ответчика ухудшилось на столько, что он не может управлять транспортными средствами. Истцом доказательств в подтверждение ухудшения состояния здоровья Бармичева М.Н. не предоставлено.

Кроме того, суд учитывает, что заключение <данные изъяты>.

Лишение водительских прав приведет к неблагоприятным последствиям для ответчика: утрата работы, невозможность содержания жены и дочери (ДД.ММ.ГГГГ). Суд также учитывает длительный стаж работы ответчика водителем (<данные изъяты>). Отсутствие дисциплинарных наказаний.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований Лужского городского прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лужского городского прокурора отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий