дело № 2-1686/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Луга Ленинградской области 21 декабря 2010 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.Г.
при секретаре Афанасьевой О.А.
с участием: истца - Алексеева В.А., ответчика – Черкун Н.В., представителя третьего лица МУП «Землемер» - Воробьева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева <данные изъяты> к Черкун <данные изъяты>, администрации Торковичского сельского поселения об установлении границы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Алексеев В.А. обратился в суд с иском к Черкун Н.В., администрации Торковичского сельского поселения, Управлению ФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании записи регистрации, признании права собственности на земельный участок.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец неоднократно изменял предмет заявленных требований, окончательно истец сформулировал его в уточненном иске, в котором требования предъявил к Черкун Н.В. и администрации Торковичского сельского поселения, просил суд:
- установить границу между выделенным истцу земельным участком ДД.ММ.ГГГГ и земельным участком Черкун Н.В. по границе земельного участка, который был выделен истцу в ДД.ММ.ГГГГ по проекту квартала и эскизу застройки квартала усадебных жилых домов, по точкам Н 3, Н 4 по плану границ земельного участка, составленному МУП «Землемер».
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Торковичской волости истцу был выделен земельный участок в <адрес> для строительства жилого дома для постоянного проживания с учетом того, что в данном переулке имеется свободный земельный участок, на котором возможно строительство жилого дома. Площадь земельного участка составляла <данные изъяты> Данное обстоятельство подтверждается постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Торковичской волости. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Торковичской волости и истцом был заключен договор о выделении земельного участка. За выделенный земельный участок истец внес на счет администрации Торковичской волости сумму в размере <данные изъяты> до подписания данного договора. Данный факт подтверждается договором. В ДД.ММ.ГГГГ рядом с участком истца по договору купли-продажи ответчицей был приобретен земельный участок площадью <данные изъяты> В момент заключения сделки в ДД.ММ.ГГГГ Лужским БТИ было сформировано межевое дело, на основании которого участок ответчицы был поставлен на кадастровый учет. При постановке на учет участка Черкун Н.В. никаких ограничений и обременений установлено не было. В результате проведения указанных межевых работ, которые были выполнены не по проекту, часть участка истца (по проекту квартала) была отведена ответчице, чем, как указывает истец, были нарушены его права.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Ответчик – Черкун Н.В. в судебном заседании указала, что при приобретении земельного участка его границы на местности определены не были. Межевание проводило БТИ, границы согласовывал глава администрации Торковичского сельского поселения.
Ответчик – администрация Торковичского сельского поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, письменных возражений по существу заявленных требований не представила, по существу сообщила, что действующей администрации неизвестно, производилось ли закрепление границ участка Алексеева В.А. на местности, согласование границ земельного участка Черкун Н.В. <данные изъяты> производил на основании данных территориального отдела Роснедвижимости по Лужскому району, учитывая при согласовании проект квартала застройки усадебных жилых домов.
Привлеченное к участию в качестве третьего лица – ГУП «Леноблинвентаризация» (Лужское БТИ), представителя в судебное заседание не направило, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу заявленных требований представило письменный отзыв, в котором указало, что Лужским БТИ с Черкун Н.В. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор подряда на проведение работ по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> При заключении договора в Лужское БТИ заказчиком были представлены: договор купли-продажи земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка, свидетельство о государственной регистрации. Поскольку в Государственном земельном кадастре и администрации Торковичского сельского поселения отсутствовали сведения о существующих границах данного земельного участка, и каком-либо проекте, то БТИ установление границ осуществляло со слов заказчика. Был изготовлен и согласован в установленном законом порядке протокол согласования границ.
Представитель третьего лица МУП «Землемер» - Воробьев В.А. в судебном заседании указал, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению, по существу пояснил, что земельные участки сторон формировались при их предоставлении в соответствии с разработанным планом застройки, земельный участок Черкун Н.В. был сформирован и поставлен на кадастровый учет в нарушение указанного плана, что в результате повлекло за собой нарушение прав истца.
Третье лицо – Управление Росреестра по Ленинградской области, представителя в судебное заседание не направило, письменных возражений относительно требований истца об установлении границы земельного участка суду не представило.
Третье лицо - администрация Лужского муниципального района в судебное заседание представителя не направило, письменного мнения по поводу заявленных требований суду не представило.
Суд, выслушав истца, ответчика Черкун Н.В., представителя третьего лица МУП «Землемер», исследовав и оценив материалы дела, полагает, что заявленные Алексеевым В.А. требования основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 9, 10 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Судом установлено, что постановлением администрации Торковичской волости № от ДД.ММ.ГГГГ за Алексеевым В.А. был закреплен земельный участок площадью <данные изъяты>. за №, расположенный в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Торковичской волости и Алексеевым В.А. был заключен договор, согласно которому администрация выделила Алексееву В.А. земельный участок в размере <данные изъяты> а Алексеев В.А. за выделенный участок внес на счет администрации <данные изъяты>.
Постановлением главы администрации Торковичской волости № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный в <адрес>, для строительства жилого дома для временного и сезонного проживания, и <данные изъяты> в аренду с правом выкупа для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Черкун Н.В. был заключен договор купли-продажи, по условиям которого <данные изъяты>. обязался передать в собственность Черкун Н.В. земельный участок площадью <данные изъяты>
Право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>., зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Черкун Н.В. ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе судебного разбирательства установлено, что в первичных правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах сторон отсутствовали точные сведения о границах участков.
Достоверных доказательств, свидетельствующих о закреплении на местности границ выделенных Алексееву В.А. и <данные изъяты> земельных участков, суду представлено не было.
При установленных обстоятельствах спорная граница между участками сторон подлежит определению согласно ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре объектов недвижимости», исходя из сведений, содержащихся в документе, определявшем местоположение границ земельных участков при их образовании.
Таким документом является проект квартала усадебной застройки <данные изъяты>, представленный в материалы дела, данный проект определял местоположение границ земельных участков сторон при образовании указанных участков.
Участок Черкун Н.В. прошел межевание, был поставлен на кадастровый учет под номером №, однако границы земельного участка ответчика, установленные в процессе межевания, не соответствуют проекту квартала застройки, в связи с чем суд считает, что они определены неправильно.
Кроме того, в нарушение положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» согласование спорной границы участка Черкун Н.В. произведено не смежным землепользователем Алексеевым В.А., а главой администрации Торковичского сельского поселения.
План границ земельного участка истца, составленный МУП «Землемер», соответствует проекту квартала застройки, в соответствии с которым граница между участком Алексеева В.А.(кадастровый номер №) и участком Черкун Н.В. №) проходит по точкам <данные изъяты>
То обстоятельство, что участок ответчика сформирован и поставлен на кадастровый учет, само по себе не может служить достаточным основанием для отказа истцу в иске, поскольку та граница, по которой имеется между сторонами спор, при межевании участка Черкун Н.В. была определена неправильно, без учета документа, определявшего местоположение этой границы при образовании участка, судом в процессе судебного разбирательства установлена граница, которая не соответствует учтенной, что является основанием для внесения исправленных сведений о местоположении границы ранее учтенного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Довод ответчика о том, что его вины в неправильном определении границ участка не имеется, поскольку границы устанавливала специализированная организации, какого-либо юридического значения для дела не имеет, поскольку взаимоотношения Черкун Н.А. и ГУП «Леноблинвентаризация» не являются предметом настоящего судебного разбирательства.
Анализируя в совокупности и взаимосвязи все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования Алексеева В.А. подлежат удовлетворению, граница между участком Алексеева В.А. и участком Черкун Н.В. подлежит установлению по точкам <данные изъяты> по плану, составленному МУП «Землемер».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алексеева <данные изъяты> к Черкун <данные изъяты>, администрации Торковичского сельского поселения об установлении границы земельного участка – удовлетворить.
Установить границу между выделенным Алексееву <данные изъяты> земельным участком <адрес> (кадастровый номер № и земельным участком Черкун <данные изъяты> (кадастровый номер №) по точкам <данные изъяты> по плану границ земельного участка, составленному МУП «Землемер».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий: