гражданское дело № 2-51/2011



Дело № 2-51/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Луга Ленинградской области 18 марта 2011 года

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.Г.

при секретаре Гараниной А.О.

с участием представителей заявителя – Цветковой А.В., Чернега С.В., представителя заинтересованного лица администрации Лужского муниципального района – Кустаревой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цветкова <данные изъяты> об оспаривании бездействия администрации Лужского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Цветков В.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил суд:

- признать незаконным бездействие администрации Лужского муниципального района, выразившееся в непредставлении разрешения на строительство и градостроительного паспорта земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

- обязать администрацию Лужского муниципального района выдать Цветкову В.Г. разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований Цветков В.Г. указал, что ему на праве аренды на основании соглашения об уступке прав по договору аренды принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный в №. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к главе администрации Лужского муниципального района с просьбой выдать градостроительный паспорт земельного участка и разрешение на строительство. К заявлению были приложены все необходимые документы, схема планировочной организации земельного участка и чертеж градостроительного плана предоставлялись ранее, так как бывший арендатор земельного участка – Никанорова Р.И. обращалась с аналогичной просьбой в администрацию ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что заявитель не получил ответа на свое обращение, ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился за выдачей градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство. Ответа на свое обращение не получил. Из разговора с главным архитектором заявитель понял, что несоблюдение срока принятия решения вызвано претензиями со стороны землепользователя соседнего по границам участка. Цветков В.Г. полагает, что отношение это к его участку не имеет, поскольку участок поставлен на кадастровый учет по материалам межевания, его границы согласовывались с соседними землепользователями. Заявитель указывает, что бездействием администрации нарушены его права как арендатора земельного участка, заявитель является добросовестным арендатором, исполняет свои обязанности по договору аренды, осуществляет арендные платежи, заявитель лишен возможности начать строительство на предоставленном участке по причине отсутствия градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство. Цветков В.Г. указывает, что из-за бездействия администрации он несет финансовые издержки, так как приобретенные строительные материалы вынужден хранить в арендованном помещении.

Заявитель – Цветков В.Г. в судебное заседание не явился, его интересы на основании доверенностей представляли Цветкова А.В. и Чернега С.В., которые в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель заинтересованного лица администрации Лужского муниципального района - Кустарева Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что архитектор Япаев С.А. неоднократно устно давал ответы на обращения Цветкова В.Г., в связи с чем бездействия администрации не было. В письменном отзыве на заявление (л.д.23) администрация указала, что полномочия на выдачу разрешений на строительство и градостроительных планов в силу закона отнесены к администрации Заклинского сельского поселения.

Заинтересованное лицо – Преображенский К.К. и его представитель – Андреева И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явились, Андреева И.Ю. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в заседаниях против удовлетворения заявленных требований возражала, ставя под сомнение наличие у Цветкова В.Г. законного права на занимаемый земельный участок.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица – администрация Заклинского сельского поселения, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечила, письменного мнения по поводу заявленных требований суду не представила.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Никанорова Р.И. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, по существу указала, что оформила уступку прав аренды земельного участка Цветкову В.Г. У Никаноровой Р.И. нет никаких вопросов и претензий к Цветкову В.Г., считает его добросовестным арендатором и законопослушным гражданином. Все необходимые документы для получения разрешения на строительство были подготовлены Никаноровой Р.И. и сданы в администрацию Лужского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, никаких замечаний по объему и качеству представленных документов для оформления разрешения на строительство не поступало. Никанорова Р.И. не считает себя заинтересованным лицом по делу, с заявленными Цветковым В.Г. требованиями полностью согласна.

Суд, выслушав представителей заявителя - Цветкову А.В. и Чернега С.В., представителя заинтересованного лица администрации Лужского муниципального района - Кустареву Т.Ю., учитывая письменное мнение не явившихся участников процесса, допросив свидетеля, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В процессе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Цветков В.Г. обратился на имя главы администрации Лужского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок площадью <данные изъяты>., принадлежащий заявителю на основании соглашения об уступке прав по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выделенного под строительство индивидуального жилого дома в <адрес> (л.д. 18).

К заявлению Цветковым В.Г. были приложены копия соглашения об уступке прав по договору аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Схема планировочной организации земельного участка, согласованная главным архитектором Лужского муниципального района, и чертеж градостроительного плана, разработанные <данные изъяты>», были сданы предыдущим правообладателем земельного участка - Никаноровой Р.И., которая обращалась к главе администрации Лужского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок и разрешения на строительство <данные изъяты> (л.д.19)

ДД.ММ.ГГГГ Цветков В.Г. повторно обратился к главе администрации Лужского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок площадью <данные изъяты> в <адрес>, и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома (л.д. 20).

Вопрос о выдаче Цветкову В.Г. градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство администрацией Лужского муниципального района до настоящего времени не рассмотрен, какого-либо решения по результатам обращения не принято.

Устные пояснения главного архитектора представителю Цветкова В.Г. по причинам не рассмотрения в установленный срок его обращения не могут быть расценены судом в качестве надлежащего рассмотрения администрацией обращений заявителя.

Письменный ответ администрации № от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждает, что по существу обращения Цветкова В.Г. администрацией так и не рассмотрены (л.д. 189).

Довод администрации о том, что полномочия по выдаче разрешений на строительство и градостроительных планов на территории <адрес> отнесены к администрации Заклинского сельского поселения суд считает несостоятельным.

<адрес>, в которой находится земельный участок Цветкова В.Г., расположена в границах Заклинского сельского поселения.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

По сведениям, представленным администрацией Лужского муниципального района, Заклинское сельское поселение передавало администрации Лужского муниципального района полномочия, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Заклинским сельским поселением указанные полномочия переданы администрации Лужского муниципального района сроком на <данные изъяты> - до ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д.59, 81-84).

Таким образом, на момент первого обращения Цветкова В.Г. в администрацию – ДД.ММ.ГГГГ, администрация Лужского муниципального района являлась органом, полномочным принимать решения по поставленному заявителем вопросу.

Второе обращение Цветковым В.Г. было осуществлено ДД.ММ.ГГГГ – в период, когда у администрации отсутствовали полномочия на рассмотрение вопросов подготовки и утверждения градостроительных планов земельных участков и выдачи разрешений на строительства, однако с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время полномочия по разрешению указанных вопросов находятся вновь находятся в компетенции администрации Лужского муниципального района.

Кроме того, согласно показаниям допрошенного в качестве свидетеля главного архитектора администрации Лужского муниципального района <данные изъяты>., Цветков В.Г. обратился в уполномоченный орган за разрешением поставленных вопросов, поскольку вопросы о выдаче разрешений на строительство и градостроительных планов земельных участков всегда решала администрация района по причине отсутствия соответствующих специалистов в сельских поселениях.

Цветков В.Г. просит признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в невыдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительства, и устранить нарушение его прав путем обязания администрации выдать истребуемые документы.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из буквального толкования данной нормы следует, что орган местного самоуправления в безусловном порядке без истребования у заявителя каких-либо документов и их проверки, осуществляет подготовку и утверждение градостроительного плана земельного участка в течение 30 дней с момента соответствующего обращения.

Поскольку Цветков В.Г. неоднократно обращался с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка в администрацию Лужского муниципального района, а администрация в течение 30 дней не подготовила и не утвердила градостроительный план земельного участка, в соответствии с ч. 17 ст. 46 ГрК РФ на администрацию возлагается обязанность по устранению выявленного нарушения, а именно по выдаче Цветкову В.Г. градостроительного плана земельного участка площадью <данные изъяты>., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленного и утвержденного администрацией, поскольку на момент рассмотрения дела разрешение указанных вопросов находится в ведении администрации.

Помимо градостроительного плана земельного участка Цветков А.Г. настаивает на обязании администрации выдать ему разрешение на строительство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 9 указанной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Как следует из пункта 11 этой же статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В процессе судебного разбирательства установлено, что администрация Лужского муниципального района градостроительный план земельного участка Цветкова В.Г. по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 840, не подготовила и не утвердила, проверку соответствия представленной заявителем документации градостроительному плану земельного участка не провела, суд же не вправе самостоятельно проводить данную проверку, тем самым подменяя орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит разрешение указанного вопроса.

В целях устранения допущенного администрацией бездействия, с учетом того, что градостроительный план на земельный участок заявителя администрацией не подготовлен и не утвержден, на администрацию возлагается обязанность в предусмотренный законом 10-дневный срок рассмотреть вопрос о выдаче Цветкову В.Г. разрешения на строительство.

При установленных обстоятельствах, суд считает, что заявленные Цветковым В.Г. требования подлежат частичному удовлетворению, признается незаконным бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок обращения, на администрацию возлагается обязанность по выдаче Цветкову В.Г. градостроительного плана земельного участка и рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 215 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Цветкова <данные изъяты> об оспаривании бездействия администрации Лужского муниципального района – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Лужского муниципального района, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок вопроса о выдаче Цветкову <данные изъяты> разрешения на строительства и градостроительного плана земельного участка.

Обязать администрацию Лужского муниципального района выдать Цветкову <данные изъяты> градостроительный план земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Лужского муниципального района в 10-дневный срок рассмотреть вопрос о выдаче Цветкову <данные изъяты> разрешения на строительство.

Остальные требования Цветкова <данные изъяты> - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.

Председательствующий: