Гражданское дело № 2-18/2012



город Луга 17 февраля 2012 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданское дело № 2-18/2012

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Гараниной А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ботвинской Н.Е. к Администрации Мшинского сельского поселения об обязании предоставления жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском об обязании Администрации Мшинского сельского поселения предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

В обоснование исковых требований истец указал, что зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года и постоянно проживает в одноэтажном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Собственниками дома в равных долях являются его внуки - Шаргородский С.В. и Шаргородская Т.В..

Жилой дом одноэтажный, бревенчатый, состоит из двух комнат размерами <***> кв.м. и <***> кв.м., кухни площадью <***> кв.м., прихожей, веранды.

Дом давно находится в ветхом состоянии.

Истец неоднократно обращался к Главе администрации Мшинского сельского поселения с просьбами предоставить ему другое жилое помещение.

Летом 2010 года к нему выходила комиссия по обследованию жилищных условий, но решение комиссии предоставлено не было.

18 ноября 2010 года Директор МУ «Единая служба заказчика» К.А.Р. осмотрел дом и составил акт в соответствии, с которым:

-вследствие отсутствия фундамента дома пристроечная часть просела от основного сруба в верхней части на 250 мм, основной сруб имеет отклонение от горизонтали до 150 мм;

-деревянные полы, вследствие проседания балок просели более чем на 100 мм;

-нижние венцы имеют износ 70% - требует замены;

-кладка печи и трубы находится в неудовлетворительном состоянии, дом является ветхим, подлежит капитальному ремонту - требует замены;

-электропроводка находится в аварийном состоянии;

По результатам технического осмотра дом является ветхим, подлежит капитальному ремонту.

20 декабря 2010 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Лужского муниципального района было проведено обследование дома и составлен акт.

В акте указано, что бревна имеют трещины, имеется просадка дома, перекосы сруба, кирпичная кладка печи и дымовой трубы имеют трещины, часть кирпичей отсутствуют, деревянные полы вспучены и изношены, имеются щели и гниль.

В соответствии с заключением комиссии дом был признан нуждающимся в проведении ремонтных работ, но пригодным для проживания.

24 декабря 2010 года межведомственная комиссия издала Заключение, в соответствии с которым дом пригоден для проживания, нуждается в проведении ремонтно-восстановительных работ.

03 мая 2011 года истец вновь обратился к Главе администрации Мшинского сельского поселения с заявлением, в котором просил обеспечить его жильем, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истцу <***> год, является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны, <***>.

Дом в аварийном состоянии, в доме нет воды, бани, водопроводная колонка находится далеко от дома.

14 июня 2011 года истцу было отказано в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В качестве оснований отказа указано, что дом хоть и требует ремонта, но пригоден для проживания, истец обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

Истец считает отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и незаконным, так как при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по причине непригодности жилого помещения для проживания не имеет значения размер общей жилой площади.

Истец считает дом непригодным для проживания по следующим основаниям:

В соответствии с техническим паспортом высота от пола до потолка в доме 2,4 м. В соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» высота комнат и кухни от пола до потолка должна составлять не менее 2,5 м.

В соответствии с п. 10 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома.

Основания и несущие конструкции дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации.

Как видно из акта обследования помещения от 20 декабря 2010 года у дома отсутствует фундамент, бревна имеют трещины, имеется просадка дома, полы вспучены, балки пола частично прогнили, кирпичная кладка печи и трубы имеет трещины, часть кирпичей отсутствует

Истец просит суд обязать Администрацию Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке предоставления жилых помещений не менее нормы предоставления на одного человека.

Истец, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители истца адвокат Самсонова Н.В. и Шаргородская Р.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали и пояснили, что жилой дом на данный момент непригоден для проживания и истец имеет право на предоставление иного жилого помещения.

Ответчик заявленные требования не признал, считает, что истец не доказал, что его жилое помещение непригодно для проживания. Кроме этого, по мнению, ответчика, истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, произведя отчуждение жилого дома. Истец длительное время не ухаживал за домом, что привело к его частичному разрушению. При проведении обследования было установлено, что дом требует ремонта, но дом пригоден для проживания.

Третьи лица на стороне истца Шаргородский С.В. и Шаргородская Т.В., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, считает требования истца не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям Нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как на вдову участника Великой Отечественной войны, на истца распространяются положения ст. 21 Федерального закона от 12января1995года N5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие предоставление членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Президентом РФ был издан Указ № 714 от 07.05.2008 года, которым предписывалось необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Таким образом, правом на обеспечение жильем в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства имеют только лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 4-5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета депутатов Мшинского сельского поселения Лужского района Ленинградской области от 22 марта 2007 года за № 73 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории поселения установлена в размере 10 кв.м.

Общая площадь жилого дома составляет <***> кв.м. Следовательно, на каждого пользователя жилого помещения приходится более 10 кв.м.

Заболеваниями, препятствующими совместному проживанию с ней в одной квартире других лиц, истец не страдает.

Ботвинская Н.Е. является обеспеченной жилой площадью.

Из представленной копии справки Управления социальной защиты населения следует, что ФИО3 являлся инвалидом Великой Отечественной войны.

Однако истец не предоставил доказательства того, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, является получателем пенсии по потере кормильца и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Копии соответствующих доказательств суду не предоставлены.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец подарил жилой дом своим внукам Шаргородской Т.В. и Шаргородскому С.В.. Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ.

08 сентября 2009 года истец обратился в администрацию Мшинского сельского поселения Лужского района с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на то, что дом, в котором он проживает, требует капитального ремонта, без удобств. 03 мая 2011 года истец повторно обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения.

14 июня 2011 года истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с указанием на пригодность жилого помещения к проживанию, на обеспеченность жилым помещением и намеренным ухудшением своих жилищных условий.

В соответствии с указанной нормой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. В статье 53 ЖК РФ содержатся последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, в которой указано, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как пояснил представитель ответчика, факт дарения дома ДД.ММ.ГГГГ своего дома внукам и послужил основанием для отказа в принятии истца на учет, отчуждение дома расценено жилищной комиссией как намеренное ухудшение своих жилищных условий. Однако, какие жилищные условия изменились для истца в результате заключения данного договора, пояснить представитель ответчика не смог. Вместе с тем, как следует из условий договора дарения дома Ботвинская Н.Е. не сохраняет право пользования домом после его отчуждения, что свидетельствует о том, что Ботвинская Т.Е. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Вместе с тем она продолжает проживать в тех же условиях, что и до отчуждения дома, а постановка её на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не связана с её материальным обеспечением, так как она претендует на обеспечение её жильем не в качестве малоимущей, а в качестве члена семьи ветерана Великой Отечественной войны, и как основание для обеспечения её жильем ею указано состояние жилого дома, в котором она проживает.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что отказ в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании того, что она, якобы, намеренно ухудшила свои жилищные условия, и не прожила в таких условиях более пяти лет, является необоснованным.

Вместе с тем, истец не предоставил доказательств непригодности жилого помещения для проживания, что является основанием для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из акта межведомственной комиссии при Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 17 января 2012 года, жилой дом нуждается в проведении ремонтных работ, но пригоден для постоянного проживания.

Истец в обоснование своих требований ссылается на акт обследования жилого помещения от 12 декабря 2011 года, составленный МУ «Единой службы заказчика», указывая, что жилое помещение непригодно для проживания.

Данные доводы истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного следствия.

Из акта следует, что износ фундамента жилого дома составил 70%. Капитальный ремонт дома не производился.

При визуальном осмотре дома было установлено, что наружные стены рассохлись и просели, имеется просадка дома, перекос трубы. Кирпичная кладка печи и дымовой трубы растрескалась, часть кирпичей отсутствует. Деревянные полы вспучены и изношены, имеются щели и гнили, балки сгнили – требуется замена. Износ электропроводки составил около 70%, требуется ее замена.

Состояние внутренней отделки и косметики неудовлетворительное.

Специалисты МУ «Единой службы заказчика» пришли к выводу, что требуется капитальный ремонт жилого дома – собственниками дома.

В судебном заседании был допрошен в качестве специалиста директор МУ «Единой службы заказчика» - К.А.Р...

К.А.Р.. пояснил, что плановый ремонт жилого дома не производился. Печь в доме начала оседать. Печь требует переборки. Для восстановления конструктивных элементов печи необходимо возвести фундамент под печь, поменять нижние венцы, произвести стяжку стен. Трещины в стенах не были своевременно собственником обработаны и заделаны. Пристройка к дому возведена неграмотно. Связи с домом не имеет. Все перечисленные обстоятельства говорят о ненадлежащем уходе собственником за жилым домом. Разрушение стен и фундамента это длительный процесс. Необходим капитальный ремонт дома. Несущая способность стен позволяет сделать капитальный ремонт.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста – директор Лужского БТИ Л.М.Н., пояснил, что его служба занимается инвентаризацией объектов жилого фонда. Лужским БТИ проводилась инвентаризация жилого дома. Был установлен процент износа дома 48 %. В компетенцию МУ «Единой службы заказчика» не входит установление процента износа жилого дома. 70% - это когда у дома уже упала крыша. В данном случае дом пригоден для проживания.

Филиалом «Отряда государственной противопожарной службы Лужского района Ленинградской области» 16 января 2012 года был произведен осмотр жилого дома в ходе, которого было установлено, что требуется замена электропроводки, у отопительной печи отсутствует предтопочный лист, дымоход в пределах чердака не оштукатурен и не побелен, оголовок печной трубы требует перекладки, у отопительного щита и трубы отсутствует фундамент, дом не обеспечен первичными средствами пожаротушения.

Указанные нарушения не подтверждают факт непригодности жилого помещения для проживания.

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лужском районе также было проведено исследование жилого дома на предмет пригодности его для проживания.

В ходе исследования было установлено, что жилой дом требует ремонта. Непригодным для проживания дом не признан.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с его назначением состоянии. Возложение этой обязанности на собственника следует понимать двояко: во-первых, как не позволяющее собственнику требовать несения бремени содержания его имущества от кого бы то ни было, если только такая обязанность других лиц не предусмотрена законом или договором, и, во-вторых, как обязывающее собственника поддерживать имущество в таком состоянии в тех случаях, когда это необходимо в интересах иных лиц или общественных интересах.

Таким образом, собственник жилого помещения (сначала истец, а потом и его внуки) - длительное время не предпринимает попыток для приведения данного дома в состояние, пригодное для проживания, чем нарушает права и законные интересы истца, проживающего в указанном доме на основании договора найма.

Суд приходит к выводу, что истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий: Ботвинская Н.Е. является обеспеченной жилой площадью; жилое помещение пригодно для проживания.

Основания для предоставлении истцу иного жилого помещения отсутствуют.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 98, 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ботвинской Н.Е. отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.

Председательствующий