Дело № 2-1339-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Москва 07 февраля 2012 года
Люблинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Кененова А. А., при секретаре Юриной Д. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1339-12 по иску Курбатова А. В. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с вышеуказанным иском, Курбатова А. В. просит обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, обосновав свои требования тем, что ответчик неправомерно не включил в стаж ее трудовой деятельности ряд периодов работы, что повлекло за собой отказ в назначении пенсии.
В судебном заседании представитель истицы заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика иск не признали, в его удовлетворении просили отказать.
Суд, выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что решением комиссии по пенсионным вопросам Главного управления ПФР № 4 по городу Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии истице отказано по причине отсутствия у нее требуемого специального стажа, в который ответчик не включил следующие периоды:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с ст. ст. 56 и 57 ГПК РФ стороны должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами.
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как усматривается из трудовой книжки истицы, в спорный период она работала музыкальным руководителем в яслях-саду №.
С учетом того, что работа истицы протекала в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, то при решении вопроса о том, подлежат ли включению в стаж для назначения пенсии спорные периоды, следует руководствоваться законодательством, действовавшим в этот период. Такой вывод вытекает из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в ряде постановлений и определений в связи с обращениями граждан, в том числе в определении № от 05 ноября 2002 года. Из указанного решения Конституционного Суда РФ следует, что законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в том случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим на этот период законодательством.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 3, 57 Конституции РФ.
В период с 1984 года по 1991 год действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. В указанном Перечне должность «музыкальный руководитель» отсутствует, как отсутствует она и в Списке, утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, на что указывает ответчик, однако, как усматривается из разъяснения Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года № 19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы разъяснил, что по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах; педагогам – воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) – как руководителям – воспитателям и воспитателям. Данное разъяснение утратило силу лишь с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Исходя из изложенного следует, что период работы истицы в должности музыкального руководителя подлежит включению в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Разрешая требования истицы о включении в ее специальный трудовой стаж периодов работы в должности преподавателя по классу фортепиано в музыкальной школе, суд основывается на следующем.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 04 ноября 1999 года № 177-О «О проверке конституционности статьи 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» положения Закона о пенсиях не препятствуют суду общей юрисдикции в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан при определении актом Правительства Российской Федерации Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, либо Правил исчисления и назначения пенсий, а также о несоответствии предписаний такого нормативного акта нормам закона, принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона.
Как указано выше, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В наименованиях учреждений и должностей, работа в которых предоставляла лицам право на включение в педагогический стаж, музыкальная школа и должность преподавателя указаны в Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
В Постановлении Правительства от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также указаны музыкальные школы и должность преподавателя.
Таким образом и данный спорный период также подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы.
Разрешая вопрос о дате назначения Курбатова А. В. досрочной трудовой пенсии, суд руководствуется положениями ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, основываясь на положениях вышеприведенных нормативно-правовых актов и правоприменительной практике, суд удовлетворяет иск Курбатова А. В. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Курбатова А. В. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 4 по городу Москве и Московской области назначить Курбатова А. В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее первичного обращения за назначением пенсии, включив в ее трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии следующие периоды:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение тридцати дней через Люблинский районный суд города Москвы.
Судья