2-1039/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2012 года                                                                            г. Москва

Люблинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Максимовой Е.Н., при секретаре Окопной О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1039/12 по заявлению Макарцева А. В. об оспаривании решения призывной комиссии, обязании вынести решение об освобождении от прохождения военной службы,

УСТАНОВИЛ:

Макарцев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии района Печатники отдела Военного комиссариата г. Москвы по Люблинскому району, обязании вынести решение об освобождении от прохождения военной службы. Требования мотивирует тем, что он признан годным к военной службе и призван на военную службу. В решением комиссии он не согласен, так как он не проходил диагностическое исследование в порядке и объеме, устанавливаемых МО РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ, в связи с чем врачи-специалисты не имели права его освидетельствовать, заключение врачей-специалистов и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также решение призывной комиссии должны быть признаны незаконными и отменены. Его жалобы по поводу имеющегося у него заболеваний – <данные изъяты>, были проигнорированы и в направлении на медицинское обследование было отказано. Копия решения о призыве ему не была вручена, вручена повестка. Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии района Печатники г. Москвы о признании его годным к военной службе и призыве на военную службу; обязать призывную комиссии вынести решение об освобождении его от прохождения военной службы на основании имеющихся заболеваний.

Заявитель Макарцев А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заявителя, действующий на основании доверенности, Лютницкая О.В. поддержал требования по доводам заявления. Кроме того, уточнил основания требований, указав, что Макарцев А.В. имел отсрочку для получения образования.

Представители ОВК Люблинского района ЮВАО Скачкова О.В., Финохина-Курдюмова В.Ю. заявленные требования не признали, полагали решение призывной комиссии законным и обоснованным.

Выслушав представителей заявителя и ОВК Люблинского района г. Москвы, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Во исполнение п. 16, 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара.

Судом установлено, что Макарцев А.В. решением призывной комиссии по району Печатники от ДД.ММ.ГГГГ признан годным к военной службе с незначительными ограничениями <данные изъяты>», согласно расписанию болезней, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02.2003 г., ему выдана повестка о явке в отдел (объединенный) военного комиссариата г. Москвы по Люблинскому району ЮВАО г. Москвы ДД.ММ.ГГГГ, контрольная явка - ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, Макарцев А.В. по итогам освидетельствования признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Согласно Положению военно-врачебной экспертизе утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123) (с изменениями от 20 января, 31 декабря 2004 г., 30 апреля 2005 г., 26 января, 9 ноября 2007 г., 28 июля 2008 г.) под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения (п. 4).

Медицинское освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, получивших в период военной службы (службы в органах) увечье, заболевание, проводится для определения категории годности их к военной службе (службе в органах) при определившемся врачебно-экспертном исходе.

Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) вынести заключение о категории годности к военной службе (службе в органах) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.

Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы (п. 17).

Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья (п. 19).

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 31 к Инструкции по и проведению мероприятий связанных с призывом на военную граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе к приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства 11.11.2006 № 663», граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии обязаны лично прибыть в военный комиссариат, имея при себе следующие документы:

удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

паспорт, свидетельство о рождении справку с места работы или учебы;

документ об образовании и его копию;

медицинские документы о состоянии здоровья, поскольку навоенный комиссариат города Москвы (как субъекта РФ) приказомМинистра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ от 23.05.2001 № 240/168 возложена    обязанность    по     изучению    обоснованности предоставления призывникам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Таким образом, медицинские документы, которые обязан представить призывник, могут являться основанием для направления его на дополнительное медицинское обследование и выдачу ему акта на амбулаторное или стационарное медицинское обследование.

Ранее Макарцеву А.В. было выдано направление на обследование в поликлинику связи с наличием предполагаемого диагноза «<данные изъяты>» (л.д. 16).

Согласно сведениям гастродуоденоскопии, проведенной в вышеназванной поликлинике, заявителю установлен диагноз «<данные изъяты>» (л.д. 17, ).

Представленные заявителем заключения эзофагогастродуоденоскопии не могут быть приняты судом в качестве доказательства факта наличия у Макарцева А.В. <данные изъяты> болезни (л.д. 13, 14, 18), поскольку заключения не заверены печатью лечебного учреждения и печатью врача, трижды исследования проводились одним и тем же врачом. Между тем, из медицинских карт амбулаторного больного, в том числе поликлиники , которые обозревались в судебном заседании, не усматривается, что Макарцев А.В. имел жалобы на боли в <данные изъяты> и был направлен на соответствующие обследования.

Доводы представителя заявителя о том, что диагноз «<данные изъяты>» был установлен при госпитализации в ПБ , также не может быть принят судом, так как установленный диагноз противоречит заключению ЭГДС: «<данные изъяты>» (л.д. 15, 20).

Ссылка представителя заявителя на то, что имеющийся у Макарцева А.В. диагноз должен оцениваться по ст. <данные изъяты>, не обоснован.

Согласно Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123"Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (с изменениями от 20 января, 31 декабря 2004 г., 30 апреля 2005 г., 26 января, 9 ноября 2007 г., 28 июля 2008 г., 23 декабря 2011 г.) наличие язвенной болезни должно быть подтверждено обязательным эндоскопическим исследованием и (или) рентгенологическим исследованием в условиях гипотонии.

К пункту "а" (ст. 58) относятся:

язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, осложненная пенетрацией, стенозом пилоробульбарной зоны (задержка контрастного вещества в желудке больше 24 часов), сопровождающаяся нарушением питания (ИМТ 18,5-19,0 и менее), при наличии противопоказаний к хирургическому лечению или отказе от него;

язвенная болезнь, осложненная массивным гастродуоденальным кровотечением (снижение объема циркулирующей крови до 30 процентов и более), в течение первого года после указанного осложнения;

экстирпация желудка или его субтотальная резекция;

последствия резекции желудка, наложения желудочно-кишечного соустья с нарушением питания (ИМТ 18,5-19,0 и менее);

последствия стволовой или селективной ваготомии с наложением желудочно-кишечного соустья со значительным нарушением функции пищеварения (не поддающиеся лечению демпинг-синдром, упорные поносы, нарушение питания (ИМТ 18,5-19,0 и менее), стойкие анастомозиты, язвы анастомозов).

К пункту "б" относятся:

язвенная болезнь с частыми (2 и более раза в год) рецидивами язвы;                  язвенная болезнь с гигантскими (3 см и более в желудке или 2 см и более в двенадцатиперстной кишке) язвами;

язвенная болезнь с каллезными язвами желудка;

язвенная болезнь с внелуковичной язвой;

язвенная болезнь с множественными язвами луковицы и вне ее;

язвенная болезнь с длительно не рубцующимися язвами (с локализацией в желудке - 3 месяца и более, с локализацией в двенадцатиперстной кишке - 2 месяца и более);

язвенная болезнь, осложненная перфорацией или кровотечением, с развитием постгеморрагической анемии (в течение 5 лет после указанных осложнений) или грубой рубцовой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки;

непрерывно рецидивирующая язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (рецидивы язвы в сроки до 2 месяцев после ее заживления);

последствия стволовой или селективной ваготомии, резекции желудка, наложения желудочно-кишечного соустья.

Грубой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки считается деформация, отчетливо выявляемая при полноценно выполненной дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, сопровождающаяся замедленной эвакуацией (задержка контрастного вещества в желудке более 2 часов).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, с язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки при наличии незначительной деформации луковицы двенадцатиперстной кишки с редкими (раз в год и реже) обострениями, без нарушения функции пищеварения освидетельствуются по пункту "в".

В отношении освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней при язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки с незначительным нарушением функций независимо от длительности (стойкости) ремиссии, заключение о категории годности к военной службе выносится по пункту "в".

В фазе ремиссии заболевания достоверным признаком перенесенной язвы луковицы двенадцатиперстной кишки является наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии и (или) грубой рубцовой деформации луковицы, выявляемой при дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, а перенесенной язвы желудка - наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии.

При неосложненных симптоматических язвах желудка и двенадцатиперстной кишки категория годности к военной службе определяется в зависимости от тяжести и течения основного заболевания по соответствующим статьям расписания болезней. При осложненных симптоматических язвах в отношении освидетельствуемых по графам I, II, III расписания болезней заключение о категории годности к военной службе выносится по пункту "а", "б" или "в" в зависимости от нарушения функций пищеварения.

Заявителем не представлено объективных и достоверных доказательств нарушения функций пищеварения, а сведениями, полученными из поликлиники , подтверждено их отсутствие. Ссылку заявителя на ответ «Военно-врачебной Экспертизы» на адвокатский запрос суд не может принят в качестве объективного и достоверного доказательства, так как из ответа следует, что заявителем комиссии были представлены именно те медицинские документы, которые не приняты судом в качестве доказательств, соответствующих требованиям ст. 67, 71 ГПК РФ, медицинские карты представлены не были.

При таких обстоятельствах, выводы медицинской и призывной комиссии обоснованы и законны.

Заключение о категории годности гражданина к военной службе выносится после прохождения медицинского освидетельствования в соответствии с пунктом 2 статьи 5.1. Закона.

Согласно пункту 4 статьи 5.1 Закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о категории годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

В соответствии с п. 19 приказа Министерства обороны РФ от 20.08.2003 № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ» гражданин на основании решения призывной комиссии может быть направлен в учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на указанные выше обследования для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.

Из личного дела призывника усматривается, что ухудшения состояния здоровья призывника выявлено не было, прогрессирующего течения болезни также не установлено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также предоставление заявителем вышеуказанной медицинской документации о наличии у него заболеваний, у медицинской комиссии имелась возможность вынесения медицинского заключения о категории годности гражданина к военной службе, а у призывной комиссии отсутствовали основания для направления призывника в учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Доводы о том, что призывник до медицинского освидетельствования должен быть направлен для прохождения диагностических исследований в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны совместно с Министерством здравоохранения РФ, противоречат материалам дела. Призывнику Макарцеву А.В. было выдано такое направление (л.д. 11), оригинал которого находится в медицинской карте.

Как пояснили представители ОВК по Люблинскому району, до прохождения медицинского освидетельствования из поликлиник запрашиваются медицинские карты, содержащие сведения о состоянии здоровья. При прохождении медицинского освидетельствования у Макарцева А.В. не было выявлено заболеваний, освобождающих от призыва на военную службу.

Из решения призывной комиссии по району печатники, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что решение о призыве Макарцева А.В., категория годности <данные изъяты>» отменено. Согласно личному делу призывника решение отменено в связи с передачей дела в прокуратуру.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

а) обучающиеся по очной форме обучения в:

имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднею профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:

программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацами шестым или седьмым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем восьмым настоящего подпункта.

Судом установлено, что Макарцев А.В. получил аттестат о среднем (полном) общем образовании ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Макарцеву А.В. выдана справка о том, что он является студентом 1 курса факультета <данные изъяты>» и обучается по очной (дневной) форме обучения в <данные изъяты>» со сроком окончания учебного заведения ДД.ММ.ГГГГ При этом справка выдана для предоставления в пенсионный фонд.

ДД.ММ.ГГГГ Макарцеву А.В. выдана справка о том, что он обучается на 1 курсе по очной форме обучения по направления подготовки (специальности) код <данные изъяты>» в <данные изъяты>» со сроком окончания учебного заведения в <данные изъяты> году.

Из вышеназванных справок следует, что заявитель очно обучается сразу в двух учебных заведениях различным профессиям, свидетельств о государственной аккредитации и приложений к ним суду не представлено, также не представлено сведений о продолжении обучения хотя бы в одном из названных учебных заведениях на момент вынесения решения о призыве. В материалах личного дела призывника отсутствует заявление Макарцева А.В. о предоставлении ему отсрочки в связи с обучением, равно как и решение о предоставлении ему отсрочки именно по этому основанию. Сами по себе сведения о поступлении на обучение в <данные изъяты> году не могут служить основанием для отсрочки от призыва на военную службу без соответствующего заявления и решения призывной комиссии. Решение об отсрочке от призыва для продолжения образования принимается один раз - при первоначальном прохождении призывником районной призывной комиссии на основании справки, выдаваемой призывнику учебным заведением. В последующем лица, получившие отсрочку от призыва для продолжения образования, ежегодно до 1 октября лично предоставляют в районные военкоматы справки, подтверждающие продолжение ими обучения в соответствующих учебных заведениях (приложение N 3 к пп. 27, 40 Инструкции, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400).

Данные справки подшиваются в личные дела призывников. Оформление отсрочек от призыва для продолжения образования производится с обязательным вызовом призывников в районные призывные комиссии, без прохождения ими медицинского освидетельствования. Решение районной призывной комиссии о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу для продолжения образования записывается в книгу протоколов районной призывной комиссии и учетную карту призывника с указанием, до какого срока предоставлена отсрочка. Полностью оформленные, проверенные и подписанные районным военкомом документы вручаются призывнику, при этом ему напоминается о необходимости своевременного предоставления соответствующих справок из учебного заведения о продолжении образовании.

Таких справок о продолжении образования материалы личного дела призывника не содержат, и заявителем не представлены.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Макарцева А.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Макарцева А. В. об оспаривании решения призывной комиссии, обязании вынести решение об освобождении от прохождения военной службы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Люблинский районный суд г. Москвы.

Судья                                                                                                      Максимова Е.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.02.2012 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200