2-867-2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2012 года город Москва

Люблинский районный суд города Москвы в составе:

председательствующего федерального судьи Лебедева Ю. В.,

при секретаре Ноздрачевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебных заседаний № 214 гражданское дело № 2-867/2012 по иску Черномырдиной О. А. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Префектуре ЮВАО г.Москвы о признании права собственности на квартиру,-

УСТАНОВИЛ:

Черномырдина О.А. обратилась в суд с иском, в котором просит суд признать за ней право собственности на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, предоставленную в порядке переселения, указывая на то, что она и ее мать ФИО4 являлись собственниками однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> без определения долей. В соответствии с распоряжением супрефекта Управления муниципального округа «Люблино» ЮВАО от ДД.ММ.ГГГГ , в связи со смертью родителей истца как несовершеннолетнюю поместили в детское учреждение на полное государственное обеспечение с сохранением права на жилую площадь по адресу: <адрес>. На основании постановления Правительства Москвы от 08.10.2002г. № 841-ПП «Об отселении жителей первых этажей домов <адрес>» подлежал отселению. ДД.ММ.ГГГГ Префектом ЮВАО г. Москвы во исполнение указанного выше акта, вынесено распоряжение жк о предоставлении истцу по договору мены в порядке равноценного натурального возмещения (компенсации) за освобождаемое жилое помещение однокомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> жилой – <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Пунктом 2 данного распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы обязан заключить с истцом договор мены освобождаемого и предоставленного жилых помещений в установленном порядке. Поскольку истица являлась несовершеннолетней и находилась на полном государственном обеспечении, ее опекуны не оформили после смерти матери истца право собственности в порядке наследства на <данные изъяты> долю ранее принадлежавшей им квартиры, в настоящее время истица не может зарегистрировать свое право собственности по договору мены на предоставленное жилое помещение. По мнению истца, она приобрела право на приобретение в собственность предоставленного жилого помещения в порядке равноценного натурального возмещения (компенсации) за освобождаемое жилое помещение. В настоящее время <адрес> в <адрес> снесен, ДЖП и ЖФ г. Москвы должен заключить с истцом договор передачи жилого помещения в порядке компенсации за снесенное жилое помещение, однако ей отказывают в этом, поскольку до настоящего времени отсутствуют документы, подтверждающие, что истица является (являлась) единоличным собственником квартиры в снесенном доме по указанному выше адресу.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся материалам дела.

Суд, выслушав истца, изучив и проверив письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно ст. 31 ГК РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. (см. текст в предыдущей редакции)

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Согласно ст. 121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 122 СК РФ, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. (см. текст в предыдущей редакции)

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом. (см. текст в предыдущей редакции)

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 123 СК РФ, дддддети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса). (см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

В силу ст. 2 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», граждане при переселении из жилых помещений (жилых домов), а также их освобождении имеют право в установленном порядке на предоставление собственникам равноценного возмещения (компенсации) по их выбору в денежной либо натуральной форме в виде предоставления равнозначного жилого помещения.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, Черномырдина О.А. и ее мать ФИО4 являлись собственниками однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> без определения долей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла.

В соответствии с распоряжением супрефекта Управления муниципального округа «Люблино» ЮВАО от ДД.ММ.ГГГГ , в связи со смертью родителей Черномырдиной О.А., ее, как несовершеннолетнюю, поместили в детское учреждение на полное государственное обеспечение с сохранением права на жилую площадь по адресу: <адрес>.

Из справки ГОУ «Школа-интернат циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.В. Никулина» следует, что Черномырдина О.А., ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей данного учреждения и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела также следует, что на основании постановления Правительства Москвы от 08.10.2002г. № 841-ПП «Об отселении жителей первых этажей домов <адрес> подлежал отселению.

ДД.ММ.ГГГГ Префектом ЮВАО <адрес> во исполнение указанного выше акта, вынесено распоряжение жк о предоставлении Черномырдиной О.А. по договору мены в порядке равноценного натурального возмещения (компенсации) за освобождаемое жилое помещение однокомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> жилой – <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Пунктом 2 данного распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы обязан заключить с Черномырдиной О.А. договор мены освобождаемого и предоставленного жилых помещений в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что собственником <адрес> по адресу: <адрес> является <адрес>.

Заявляя требования истица указала, что поскольку она являлась несовершеннолетней и находилась на полном государственном обеспечении, ее опекуны не оформили после смерти матери – ФИО4 право собственности в порядке наследства на <данные изъяты> долю ранее принадлежавшей им квартиры, в настоящее время она не может зарегистрировать свое право собственности по договору мены на предоставленное жилое помещение. По мнению истца, она приобрела право на приобретение в собственность предоставленного жилого помещения в порядке равноценного натурального возмещения (компенсации) за освобождаемое жилое помещение. В настоящее время <адрес> в <адрес> снесен, ДЖП и ЖФ г. Москвы должен заключить с истцом договор передачи жилого помещения в порядке компенсации за снесенное жилое помещение, однако ей отказывают в этом, поскольку до настоящего времени отсутствуют документы, подтверждающие, что истица является (являлась) единоличным собственником <адрес> снесенном доме по указанному выше адресу.

Согласно ответа на запрос суда, наследственное дело к имуществу умершей ФИО4 не открывалось. То есть, обязанности, возложенные на государственные органы по защите прав, на тот момент, несовершеннолетней Черномырдиной О.А. исполнены не были, в результате чего, в настоящее время истица лишена возможности оформить право собственности на предоставленную ей в соответствии с распоряжением Префекта ЮВАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ квартиру в замен освобождаемого жилого помещения.

Из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 года» следует, что статья 32 ЖК РФ определяет порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 данной статьи установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 ЖК РФ. В нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Однако изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является лишь одним из оснований для сноса жилого дома.

Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в иных случаях, например при признании дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из этого при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ.

Применение аналогии к данным правоотношениям подтверждается также статьей 134 ЖК РФ, которая устанавливает порядок обеспечения членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома. Данная норма предусматривает, что в случае сноса дома по основаниям, предусмотренным Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 ЖК РФ.

Следовательно, если часть жилых помещений в подлежащем сносу доме принадлежит гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

При указанных выше обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черномырдиной О. А. к ДЖП и ЖФ по г. Москве, Префектуре ЮВАО г.Москвы о признании права собственности на квартиру - удовлетворить.

Признать право собственности Черномырдиной О. А. на квартиру по адресу: <адрес>

Решение является основанием для регистрации права собственности Черномырдиной О. А. в Управлении Росреестра по г. Москве на квартиру по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Люблинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200