РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 июня 2012 года г. Москва Люблинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Максимовой Е.Н., при секретаре Окопной О.Д., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4844/12 по заявлению Меньшиковой С. В. об оспаривании действий и решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, УСТАНОВИЛ: Меньшикова С.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий и решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Требования мотивировала тем, что она с сыном проживает на основании договора социального найма в комнате жилой площадью <данные изъяты> кв.м, общей площадью <данные изъяты> кв.м двухкомнатной коммунальной квартиры по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года она с сыном состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «общие основания». С ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке с ФИО4, брак с которым был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Фактически с бывшим супругом не проживает с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮВАО с заявлением о предоставлении ей по договору купли-продажи с рассрочкой платежа однокомнатной квартиры. Данный вопрос был рассмотрен положительно, в ДД.ММ.ГГГГ года ей была предложена для приобретения однокомнатная квартира по адресу: <адрес>. Распоряжением префектуры ЮВАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № жк данная квартира была ей предоставлена. Она оплатила выставленные Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы счета, как ей объяснили, за подбор жилой площади и дополнительные услуги, связанные с оформлением и заключением договора купли-продажи, и стала ожидать приглашения для подписания договора купли-продажи. Получив на основании распоряжения префектуры в управляющей компании ключи от квартиры, она произвела в ней ремонт и фактически стала в ней проживать. Спустя год в ДД.ММ.ГГГГ года ею вызвали в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮВАО и попросили принести документы на бывшего мужа. После того, как она принесла данные документы ей сообщили, что квартиру ей не дадут в связи с тем, что бывший супруг проживает в трехкомнатной квартире, где прописано «всего трое человек», а ее семью снимают с очереди. Спустя еще полгода в ответ на ее заявление был дан ответ, что распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № № ее семья снята с очереди, распоряжение префектуры ЮВАО о предоставлении мне однокомнатной квартиры отменено. Считает, распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы незаконным и нарушающим ее права на улучшение жилищных условий по следующим основаниям. В соответствии с ст. 10 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 при предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. Расторжение брака не привело к уменьшению размера занимаемых ее семьей из двух человек (она и сын) жилых помещений, никто из них не отчуждал никакого жилого помещения за последние пять лет. Она никогда не проживала с бывшим мужем в принадлежащем ему жилом помещении, так же как и он не проживал с ними в комнате. На жилищный учет в ДД.ММ.ГГГГ году ее принимали без бывшего мужа. С момента постановки на жилищный учет ее и сына жилищные условия сына ни разу не улучшались и никакого жилого помещения семья не получала. Считает, что пересмотр решения о предоставлении ей жилого помещения другим органом не соответствует нормам действующего законодательства и противоречит принципу необходимости стабильности и определенности гражданско-правовых отношений в обществе. Просит признать действия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по отмене распоряжения префектуры ЮВАО г.Москвы и снятию ее семьи с жилищного учета – незаконными; признать распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Заявитель Меньшикова С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, действующий на основании доверенности, Цой Д.В. возражал против удовлетворения заявления, полагал, что оно вынесено законно и обоснован. Заинтересованное лицо Префектура ЮВАО г. Москвы явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещалось надлежащим образом, мнения по иску не выразило, о причинах неявки не уведомляло. Суд, выслушав объяснение заявителя, представителя заинтересованного лица, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Меньшикова С.В. на основании договора социального найма, заключенного ДД.ММ.ГГГГ занимает с сыном ФИО4 одну комнату площадью <данные изъяты> кв.м в коммунальной квартире по адресу: <адрес> (л.д. 10-11), постоянно в ней зарегистрирована по месту жительства, что подтверждается финансовым лицевым счетом, выпиской из домовой книги, единым жилищным документом (л.д. 16, 17, 14-15). На основании личного заявления и распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ семья Меньшиковой С.В. из двух человек принята на учет по улучшению жилищных условий по категории «общие основания», учетное дело № (л.д. 26, 20). ДД.ММ.ГГГГ Меньшикова С.В. обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о предоставлении ей по договору купли-продажи с рассрочкой платежа однокомнатной квартиры за выездом на территории ЮВАО (л.д. 23). Согласно ч. 1 ст. 21 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам префектуры ЮВАО от ДД.ММ.ГГГГ №, решено подобрать однокомнатную квартиру по договору купли-продажи с рассрочкой платежа за выбытием граждан, как очереднице с <данные изъяты> года, согласно Закону № (л.д. 25). ДД.ММ.ГГГГ заявителю был выдан смотровой талон на жилое помещение № в доме № по ул. <адрес>. Меньшикова С.В. подписала данный талон, согласившись на предоставление ей по договору купли-продажи с рассрочкой платежа указанной квартиры (л.д. 19). В ДД.ММ.ГГГГ года ею были оплачены квитанции, выданные Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (л.д. 21-22). ДД.ММ.ГГГГ года Распоряжением Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы № Меньшиковой С.В., одной, предоставлена по договору купли-продажи с рассрочкой платежа сроком до 15 лет однокомнатная квартира, площадью жилого помещения <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Этим же распоряжением ее семья снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в управе района Печатники. ГУП г. Москвы «Московский городской центр арендного жилья» поручено оформить договор купли-продажи с рассрочкой платежа на указанную квартиру (л.д. 9). ДД.ММ.ГГГГ Меньшиковой С.В. направлено письмо, в котором предложено представить дополнительные документы на бывшего мужа ФИО4 (л.д. 24). ДД.ММ.ГГГГ Меньшикова обратилась с заявлением в департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о том, что ее семья из одного человека приобретает квартиру по договору купли-продажи с рассрочкой платежа по адресу: <адрес> (л.д. 13). ДД.ММ.ГГГГ Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы вынесено распоряжение № № об отмене распоряжения префектуры ЮВАО города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, очереднику района Печатники гр. Меньшиковой С.В. по договору купли-продажи с рассрочкой платежа» (л.д. 8). В качестве оснований для отмены распоряжения послужил факт расторжения брака заявителем с ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ года, а также то обстоятельство, что бывший супруг заявителя является собственником квартиры площадью жилого помещения <данные изъяты> кв.м, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: г. <адрес>. Письмо, содержащее сведения о том, что распоряжение, на основании которого заявителю была предоставлена однокомнатная квартира по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, отменено, было направлено заявителю только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Согласно ч.2ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-6ч.1ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Согласно ст. 4 Закономг.Москвы от 14.06.2006года N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право на улучшение жилищных условий путем, 1) предоставления жилых помещений по договору социального найма; 2) предоставления жилых помещений по договору найма; 3) предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования; 4) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений (далее - субсидия); 5) приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы; 6) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, это право сохраняется. Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» жители г. Москвы снимаются с жилищного учета при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ). В ч. 2 ст. 1 вышеназванного Закона г. Москвы предусмотрено, что к членам семьи заявителя (то есть лица, признанного нуждающимся в жилом помещении) относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители этого собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи ( ч. 2 ст. 31 ЖК РФ). В соответствии со ст. 10 вышеназванного Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 при предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. Как пояснил в судебном заседании заявитель, ее бывший супруг ФИО4 никогда не вселялся в жилое помещение, занимаемое ею, на улучшение жилищных условий не претендовал, зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей ему на праве собственности. Сама она также никогда не вселялась и не проживала в квартире, принадлежащей ее бывшему супругу, с которым не проживает с ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, ФИО4 право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и ее сыном, не приобрел. Меньшикова С.В. и ФИО4 воспользовались своим правом выбора места жительства, предусмотренным ст. 31 СК РФ, и каждый из них остался проживать по прежнему месту жительства. В соответствии ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в целях установления обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Поскольку ФИО4 не приобрел права пользования занимаемым Меньшиковой С.В. жилым помещением, суд полагает, что сам по себе факт нахождения заявителя в браке и последующего его расторжения уровень обеспеченности жилой площадью заявителя не изменил. Изменений в жилищных условиях заявителя, ее сына, зарегистрированных в спорной квартире, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, не произошло. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 50 ЖК РФ). Сам ФИО4 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи Меньшиковой С.В. не состоял. Размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи Меньшиковой С.В. составлял и по-прежнему составляет менее учетной нормы, в связи с чем оснований для снятия ее с сыном с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось. Заявителем и членами его семьи, вместе с ним состоящими на учете нуждающихся в жилых помещениях, заявлений по месту учета о снятии учета не подавалось, на другое место жительства они не выезжали, бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения никем из них не получались, земельный участок для строительства жилого дома не предоставлялся; сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, не выявлено. Доказательств обратного заинтересованными лицами суду не представлено. Ссылка в оспариваемом распоряжении о том, что квартира, принадлежащая ФИО4 по праву собственности на основании договора купли-продажи, приобретена в период брака и является совместной собственностью супругов, не может быть принята судом как законное основание отмены распоряжения и снятии Меньшиковой С.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как сам по себе факт приобретения недвижимого имущества в период брака не свидетельствует о возникновении совместной собственности. Помимо приобретения имущества в период брака, необходимым условием является приобретение его на общие средства супругов. Доказательств приобретения квартиры, принадлежащей ФИО4, на общие средства супругов, суду не представлено. Суд также принимает во внимание, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Департаментом Жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не соблюдено ни одного требования, а именно: в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ № № не содержится ссылка на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ, решение о снятии заявителя с учета принято по истечении пяти месяцев с момента представления документов, копия распоряжения заявителю не направлялась. При этом суд принимает во внимание, с момента предоставления Меньшиковой С.В. жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, заявитель проживает в предоставленной ей квартире, что подтверждается актом. Суд соглашается с доводом заявителя о том, что положения Вводного закона не устанавливают основания снятия граждан с жилищного учета, и более того, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (определение КС РФ от 01.12.2009 № 1549-О-П). Также в распоряжении Департамента не содержится ссылок на правовые основания признания распоряжения префектуры ЮВАО недействительным и на выявленные неправомерные действия уполномоченных должностных лиц префектуры. На момент издания распоряжения в 2010 году полномочия по предоставлению жилых помещений были возложены на префектуры административных округов, то есть распоряжение было издано правомочным на принятие решений такого рода органом. В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Закона города Москвы № 29 уполномоченный орган по результатам рассмотрения всех документов поданных при улучшении жилищных условий принимает одно из трех решений: снятие с учета, отложение улучшения жилищных условий или предоставление жилого помещения. Учитывая, что на момент предоставления жилого помещения я в зарегистрированном браке не состояла, какого-либо иного недвижимого имущества на праве собственности не имела и ранее жилищные условия не улучшала, префектурой ЮВАО было принято решение о предоставлении мне жилого помещения. При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, и действия Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по отмене распоряжения, на основании которого заявителю предоставлена квартира, и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № № надлежит признать незаконными, существенно нарушающими жилищные права Меньшиковой С.В. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Меньшиковой С. В. об оспаривании действий и решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы – удовлетворить. Признать незаконными действия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по отмене распоряжения префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № и снятию семьи Меньшиковой С. В. из двух человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № № незаконным. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Люблинский районный суд г. Москвы. Судья Максимова Е.Н. Решение в окончательной форме изготовлено 09.07.2012 года.
Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № № недействительным с момента его принятия.