решение о признании неправомерным бездействие по не проведению аттестации рабочих мест



Дело № 2-601/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«14» сентября 2010 года р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием помощника прокурора Любинского района Титовой М.В.,

представителя ответчика МОУ «... СОШ» Грасс Н.Э.,

представителя Управления образования Любинского муниципального района Черниковой Е.С.,

при секретаре Блиновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Любинского района к муниципальному образовательному учреждению «... средняя общеобразовательная школа» (МОУ «... СОШ») и Управлению образованию Любинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест, о возложении обязанности по устранению нарушения закона путем проведения аттестации рабочих мест,

у с т а н о в и л:

Прокурор Любинского района обратился в Любинский районный суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации МОУ «... СОШ» и Управления образования Любинского муниципального района Омской области по не проведению аттестации рабочих мест, о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки в МОУ «... СОШ» выявлены нарушения трудового законодательства в части организации охраны труда.

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Вследствие несоблюдения администрацией учреждения требований трудового законодательства нарушаются права лиц, работающих в МОУ «... СОШ» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Титова М.В. поддержала исковое заявление в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.

Директор МОУ «... СОШ» Грасс Н.Э. заявленные исковые требования признал, суду пояснил, что администрацией МОУ «... СОШ» начата работа по подготовке документов к проведению аттестации, но в полном объеме аттестация не проведена, в связи с отсутствием денежных средств. В настоящее время заключен договор на проведение аттестации одного рабочего места, расходы по проведению аттестации одного рабочего места составляют 2180 рублей. Всего в учреждении 32 рабочих места. В ближайшее время по мере поступления денежных средств мероприятия по проведению аттестации будут продолжены.

В судебном заседании представитель ответчика Управления образования Любинского муниципального района Омской области Черникова Е.С. заявленные исковые требования не признала, суду пояснила следующее. Аттестация рабочих мест не была проведена только по причине отсутствия финансирования со стороны Администрации Любинского муниципального района. При формировании бюджета на 2010 год не были предусмотрены денежные средства для проведения аттестации рабочих мест в данном учреждении, финансирование возможно только в 2011 году. В настоящее время сотрудники Управления образования готовят ходатайство на имя Главы Любинского муниципального района о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на 2011 год на проведение мероприятий по проведению аттестации муниципальных общеобразовательных учреждений.

Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. Исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п.4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; для оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

В судебном заседании установлено, что администрация МОУ «... СОШ» и администрация Управления образования Любинского муниципального района Омской области не выполняют в полной мере нормы действующего законодательства, обязывающие обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что может повлечь грубое нарушение прав граждан на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Согласно пункту 1.2. Устава Учреждения учредителем учреждения является Любинский муниципальный район Омской области от имени которого выступает администрация Любинского муниципального района в лице Управления образования Любинского муниципального района.

Согласно пункту 6.2. данного Устава основным источником финансирования и материально-технического обеспечения являются средства, передаваемые учредителем на основании сметы.

Из письменного объяснения директора МОУ «... СОШ» Грасс Н.Э., следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда в учреждении не проведена, однако мероприятия частично проводятся, а именно издан приказ о проведении аттестации, заключен договор на аттестацию одного рабочего места.

Из справки помощника прокурора Любинского района от 26 августа 2010 года следует, что в результате проверки соблюдения требований законодательства об охране труда, проведенной совместно со специалистом Управления Министерства труда и социального развития Омской области, в МОУ «... СОШ» установлены нарушения трудового законодательства - аттестация рабочих мест не проведена.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что администрацией МОУ «... СОШ» и Управлением образования Любинского муниципального района Омской области нарушаются требования ст. 212 ТК РФ, не принимаются меры по организации проведения аттестации рабочих мест в учреждении. Данное бездействие создает угрозу нарушения гражданских прав граждан, так как аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В связи с указанным, на администрацию МОУ «... СОШ» и Управление образования Любинского муниципального района Омской области должна быть возложена обязанность по устранению нарушений трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест в учреждении.

Руководствуясь ст. 212 ТК РФ, ст.254-258 ГПК РФ, ст.103 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать неправомерным и противоречащим положениям ст. 212 Трудового кодекса РФ бездействие юридических лиц Управления образования Любинского муниципального района Омской области и администрации муниципального общеобразовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа» по не проведению аттестации рабочих мест в учреждении.

Обязать Управление образования Любинского муниципального района Омской области и администрацию муниципального общеобразовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест в учреждении.

Взыскать с Управления образования Любинского муниципального района Омской области и администрации муниципального общеобразовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа» солидарно госпошлину в доход бюджета Любинского муниципального района в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

...

...

Судья Л.В. Железнова

...а