Дело 2-510-2010 г
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
«21» июля 2010 г. р.п. Любинский
Любинский суд Омской области в составе председательствующего судьи Брагина В.М.,с участием помощника прокурора Любинской районной прокуратуры Титовой М.В.,
при секретаре Блиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Стройматериалы -99» о возложении обязанности разработать проект расчетной и окончательной санитарно-защитной зоны производства,
у с т а н о в и л:
Истец Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Любинский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Стройматериалы -99» о возложении на ответчика обязанности разработать проект расчетной и окончательной санитарно-защитной зоны производства, размещенного на промышленной площадке по ... ... в ..., представить его Главному государственному санитарному врачу РФ или его заместителю для получения санитарно -эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным нормам. В обоснование доводов заявления указал следующее.
ООО «Стройматериалы-99» осуществляет хозяйственную деятельность на площадке, расположенной в ... ..., где размещены стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: кирпичный завод, бетонно-растворный узел, асфальто-смесительная установка, деревообрабатывающий участок, цех металлоконструкций, где проводится сварка и резка металлоконструкций для строительства, гаражи транспортного участка, ремонтная зона транспортного участка, механические мастерские. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для площадки № 1 составляет 500 метров.
Основной вид деятельности предприятия - производство строительных материалов.
Общее число стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии 34, при этом в атмосферный воздух выбрасывается 31 загрязняющее вещество. Валовый выброс вредных веществ составляет 104,854 тонны в год.
В нарушение ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.1,2 ст.20, ч.З ст.39, ст.42, ст.52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ООО «Стройматериалы-99», эксплуатируя объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не установила специальную территорию с особым режимом использования - санитарно-защитную зону, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями заместителя генерального директора предприятия - директора по производству ФИО2 от 27.04.2010, письмом Управления Ростехнадзора по Омской области от 06.08.2008 № 06/3961 об утверждении инвентаризации, письмом Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 01.12.2009 исх.№ 26/6151 об утверждении проекта нормативов ПДВ и нормативами предельно допустимых выбросов предприятия, санитарно-эпидемиологическим заключением № Номер обезличен от 05.08.2009 и приложением к нему, свидетельствами о государственной регистрации права собственности на нежилые строения по ..., ..., договором аренды от Дата обезличена № Д-С-Номер обезличен земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен по ..., ..., договором аренды от Дата обезличена Номер обезличен земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен по ..., ....
Частью 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно частям 1, 2, 3 ст.20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии со ст.ст. 42, 52 указанного Федерального закона главные государственные санитарные врачи и их заместители на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной в целях установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных ст.ст. 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 настоящего Федерального закона, санитарным правилам, дают санитарно-эпидемиологические заключения.
Согласно пунктам 1.2., 2.1., 2.2., 2.3. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 2.10. названных санитарных правил предусмотрено, что размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
Частью 3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологическим заключением заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области Номер обезличен от Дата обезличена удостоверяется соответствие нормативов предельно допустимых выбросов ООО «Стройматериалы-99» СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и определяется ориентировочный размер СЗЗ площадок предприятия. Так, для объектов и производств, размещенных на площадке по ..., ..., ориентировочный размер СЗЗ составляет 500 метров (предприятие II класса опасности).
Объекты и производства, размещенные по ..., ..., являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека поскольку концентрация в атмосферном воздухе азота диоксид, азота оксид, сажи, серы диоксид, углерод оксид, бензола, бенз(а)пирена, взвешенных веществ на ориентировочной границе СЗЗ превышает 0,1 ПДК.
ООО «Стройматериалы-99» не исполняет требования ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ч.1,2 ст.20, ч.З ст.39, ст.42, ст.52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные юны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" поскольку [проект СЗЗ объектов и производств, размещенных на площадке по ..., ..., не разработан и не представлен Главному государственному санитарному врачу РФ или его заместителю для дачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанного проекта санитарным правилам.
Таким образом, ООО «Стройматериалы-99» при эксплуатации объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не принял мер по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физических факторов воздействия на население, установив специальную территорию с особым режимом использования - санитарно-защитную зону, что может оказать вредное влияние на здоровье населения. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду охрану здоровья, предусмотренные статьями 7, 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
В судебном заседании помощник прокурора Любинской районной прокуратуры Титова М.В. (по доверенности) поддержала требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме по тем же основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Стройматериалы -99» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен в установленном порядке. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ООО «Стройматериалы- 99» в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. О времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на приятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Ч. 1, 2 ст. 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст.ст.42, 52 указанного Федерального закона главные государственные санитарные врачи и их заместители на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной в целях установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных ст.ст. 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 настоящего Федерального закона, санитарным правилам, дают санитарно-эпидемиологические заключения.
Согласно пунктам 1.2., 2.1., 2.2., 2.3. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 2.10. названных санитарных правил предусмотрено, что размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
В судебном заседании установлено, что ООО «Стройматериалы-99» осуществляет хозяйственную деятельность по производству строительных материалов. На площадке по адресу г. ..., расположены кирпичный завод, бетонно-растворный узел, асфальто-смесительная установка, деревообрабатывающий участок, цех металлоконструкций, где проводится сварка и резка металлоконструкций для строительства, гаражи транспортного участка, ремонтная зона транспортного участка, механические мастерские, являющиеся источниками выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Из договора аренды земельного участка Номер обезличен следует, что ООО «Стройматериалы -99» в лице руководителя ФИО4 арендовало у Департамента недвижимости администрации ... сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 61 008 м.кв. с кадастровым номером Номер обезличен расположенный по адресу ...
Из договора аренды земельного участка Номер обезличен следует, что ООО «Стройматериалы -99» в лице руководителя ФИО4 арендовало у Департамента недвижимости администрации ... сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 15746 м.кв. с кадастровым номером Номер обезличен расположенный по адресу ...
В соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица серии 55 Номер обезличен общество с ограниченной ответственностью «Стройматериалы -99» поставлено на учет в качестве юридического лица на основании постановления Администрации Любинского района.
Из санитарно -эпидемиологического заключения Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что требования установленные в проектной документации, а именно в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «Стройматериалы - 99», по адресу г. ... соответствуют государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам.
Из объяснения заместителя генерального директора по производству ООО «Стройматериалы-99» ФИО2 следует, что предприятие, расположенное по ... осуществляет производство строительных материалов. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется на основании разрешения на срок до 15.02.2012 года. Проект санитарно-защитных зоны для промышленной площадки не разработан. В марте 2010 года руководителю ОАО ... было направлено письмо с просьбой включения предприятия в разработку проекта ... промышленного узла. Ответ не получен в настоящее время.
Из устава ООО «Стройматериалы -99», утвержденного Советом директоров ОАО ...» следует, что основными видами деятельности общества являются производство строительных материалов.
Исследовав материалы дела суд приходит к выводу о том, что ответчик ООО «Стройматериалы - 99» не исполняет требования федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, при эксплуатации объектов и производств являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не принимает меры по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух, тем, что проект санитарно -защитной зоны ими до настоящего времени не разработан и не представлен Главному государственному санитарному врачу или его заместителю для дачи санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представителем ООО «Стройматериалы - 99» суду не представлены доказательства, обосновывающие возражения по существу заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Омского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности на ООО «Стройматериалы - 99» разработать проект расчетной и окончательной санитарно-защитной зоны производства, размещенного на промышленной площадке по ... ... в ..., представить его Главному государственному санитарному врачу РФ или его заместителю для получения санитарно -эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным нормам являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера составляет для юридических лиц 4000 рублей.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, государственную пошлину следует взыскать с ответчика в бюджет Любинского муниципального района.
Руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Стройматериалы - 99» разработать проект расчетной и окончательной санитарно-защитной зоны производства, размещенного на промышленной площадке по ... ... представить его Главному государственному санитарному врачу РФ или его заместителю для получения санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам.
Взыскать с ООО «Стройматериалы -99» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в бюджет Любинского муниципального района Омской области.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Омский областной суд путём подачи жалобы в Любинский районный суд Омской области.
Судья В.М. Брагин