Решение о признании незаконным бездействия Райпо по не проведению аттестации рабочих мест



Дело № 2-466/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«29» июня 2010 года р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием помощника прокурора Любинского района Титовой М.В.,

представителя ответчика Любинского РайПо Шахворостова Д.Л.,

представителя Управления Министерства труда и социального развития по Любинскому району Трубицина П.Н.

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия администрации Любинского районного потребительского общества Любинского района Омской области (Любинского РайПО) по не проведению аттестации рабочих мест, о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест,

у с т а н о в и л:

Прокурор Любинского района обратился в Любинский районный суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Любинского РайПО по не проведению аттестации рабочих мест, о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки в Любинском РайПО выявлены нарушения трудового законодательства в части организации охраны труда.

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Вследствие несоблюдения требований трудового законодательства нарушаются права лиц, работающих в Любинском РайПО в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Титова М.В. поддержала исковое заявление в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика - Любинского РайПО Шахворостов Д.Л. заявленные исковые требования признал, суду пояснил, что администрацией Любинского РайПО начата работа по подготовке документов к проведению аттестации, но в полном объеме аттестация не проведена. В ближайшее время данная работа будет продолжена.

Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району Трубицин П.Н. исковые требования прокурора поддержал, суду показал следующее. Он является ведущим инспектором группы социальной защиты населения Управления министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району. С октября 2006 действует закон о проведении аттестации рабочих мест. В июле 2008 г. издано новое положение об аттестации, органы надзора и контроля стали обращать внимание на необходимость проведения аттестации. Главным в проведении аттестации является то, что проверяется, какие условия труда существуют на рабочем месте, а также, что необходимо сделать для того, чтобы условия труда соответствовали нормативам. Проведение аттестации является обязанностью работодателей. В Любинском РайПО работает большое число работников, аттестации рабочих мест начата, но в полном объеме не проведена.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п.4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; для оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

В судебном заседании установлено, что Любинское РайПО не выполняет нормы действующего законодательства, обязывающие обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что может повлечь грубое нарушение прав граждан на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Из объяснения председателя правления Любинского РайПО ФИО6 от 07 июня 2010 года следует, что аттестация рабочих мест не проведена из-за отсутствия денежных средств. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией Любинского РайПО не приняты меры по организации проведения аттестации рабочих мест на предприятии. Данное бездействие создает угрозу нарушения гражданских прав граждан, так как аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В связи с указанным, суд находит иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению. Суд считает, что бездействие администрации Любинского РайПО по не проведению аттестации рабочих мест следует признать нарушающим требования ст.212 ТК РФ и обязать администрацию Любинского РайПО устранить нарушения трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест на предприятии.

Руководствуясь ст. 212 ТК РФ, ст.103 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать неправомерным и противоречащим положениям ст. 212 Трудового кодекса РФ бездействие руководящих органов Любинского РайПО в связи с не проведением аттестации рабочих мест на предприятии.

Обязать Правление Любинского РайПО устранить нарушения трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест на предприятии.

Взыскать с Любинского РайПО госпошлину в доход бюджета Любинского муниципального района в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

Судья: Л.В.Железнова