Дело №2-481/2010
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
30 июня.2010 г. р.п. Любинский
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Брагина В.М.,
с участием прокурора Любинского района Омской области Грицикова А.В., представителей ответчика МОУ «... средняя общеобразовательная школа» Клавкиной В.П., Управления образования Любинского муниципального района Омской области Малко О.В.
при секретаре Блиновой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области к ответчикам МОУ «... средняя общеобразовательная школа», Управлению образования Любинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по не проведению аттестации рабочих мест и возложении обязанности устранить имеющиеся нарушения требований законодательства путём проведения аттестации рабочих мест.
у с т а н о в и л
Прокурор Любинского района Омской области обратился в Любинский районный суд Омской области с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образовательного учреждения «... средняя общеобразовательная школа» Любинского района Омской области и администрации Управления образования Любинского муниципального района Омской области по не проведению аттестации рабочих мест в МОУ «... СОШ», о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест в МОУ «... СОШ». В обоснование заявленных требований указал следующее.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части организации охраны труда в организациях и учреждениях Любинского муниципального района. По результатам проверки установлены нарушения указанного законодательства в деятельности МОУ «... СОШ».
Согласно ст.2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Статья 209 Кодекса закрепляет, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31.08.2007 №569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Пункт 2 Порядка закрепляет, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В соответствии с п.4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Проверкой установлено, что в МОУ «... СОШ» по настоящее время в нарушении трудового законодательства аттестация рабочих мест не проведена.
Согласно п.5 Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.
Выявленные нарушения требований трудового законодательства нарушают права лиц, работающих в МОУ «... СОШ» в настоящее время либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.
В судебном заседании прокурор Любинского района Грициков А.В. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика МОУ «... СОШ» Клавкина В.П. исковые требования признала частично. Показала суду, что аттестация рабочих мест до настоящего времени в школе не проведена в виду отсутствия в учреждении денежных средств, однако некоторые мероприятия по подготовке к аттестации рабочих мест проведены, составлен журнал учета времени работы сотрудников в неблагоприятных условиях труда, составлен перечень работ с вредными условиями труда, список лиц, занятых на этих работах, создана комиссия по аттестации рабочих мест, проведено кодирование рабочих мест. Однако доплата лицам, занятым на работах с вредными условиями труда не производится. В устной форме в управлении образования обсуждался данный вопрос, но денежные средства выделены не были. Приказом директора школы от 01.09.2009. создана комиссия по проведению аттестации рабочих мест и назначено ответственное лицо за состояние и хранение документации, составлен журнал учета времени работы сотрудников в неблагоприятных условиях труда и перечень работ с вредными условиями труда, список лиц, занятых на этих работах, проведено кодирование рабочих мест. При этом, до настоящего времени не создана экспертная комиссия по утверждению выплат компенсационного характера, не издан приказ о выплате таких компенсаций работникам, не издан приказ о проведении аттестации рабочих мест, нет соглашения о проведении аттестации. Лица, ответственные за охрану труда до настоящего времени не прошли соответствующее обучение. Считает, что сделала все необходимое.
В судебном заседании представитель ответчика Управления образования Любинского муниципального района Омской области Малко О.В. заявленные исковые требования не признала, суду пояснила следующее. Аттестация рабочих мест не была проведена только по причине отсутствия финансирования со стороны Администрации Любинского муниципального района. Для проведения аттестации одного рабочего места требуется около 3000 рублей. При формировании бюджета на 2010 года Управлением образования Любинского муниципального района была подана заявка на финансирование аттестации, но данная заявка была отклонена. Сумма 120000 руб., указанная в заявке, необходимая для проведения аттестации, приблизительная, рассчитана на аттестацию хотя по одному рабочему месту в каждом образовательном учреждении. Кроме того, финансирование в образовательном учреждении проводится в прежних объемах и не увеличивается в связи с необходимостью проведения аттестации. В управлении назначено ответственное лицо по проведению аттестации, которое должно оказывать помощь дошкольным и школьным учреждениям по данному вопросу.
В судебном заседании третье лицо на стороне истца представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району Трубицин П.Н. исковые требования прокурора поддержал, суду показал следующее. Он является ведущим инспектором группы социальной защиты населения Управления министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району. С октября 2006 действует закон о проведении аттестации рабочих мест. В июле 2008 года издано новое положение об аттестации, органы надзора и контроля стали обращать внимание на необходимость проведения аттестации. Главным в проведении аттестации является то, что проверяется, какие условия труда существуют на рабочем месте, а также, что необходимо сделать для того, чтобы условия труда соответствовали нормативам. Проведение аттестации является обязанностью работодателей. В 2008 году Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району направляли работодателям рекомендательные письма, в которых содержалось напоминание о необходимости проведения аттестации рабочих мест. По рейтингу Любинский район занимает 23 место по Омской области по проведению аттестации рабочих мест. В МОУ «... СОШ» и Управлении образования работа по проведению аттестации рабочих мест фактически не проводится, поскольку данные мероприятия требуют серьезных финансовых вложений. Ему известно, что ответчики подают заявки на финансирование, но денежные средства на проведение аттестации рабочих мест не выделяют. Однако это не освобождает их от проведения аттестации. В течение трёх лет фактически руководители бездействовали, не вели активной работы в этом направлении. Возможно было проведение аттестации поэтапно.
Свидетель ФИО5 подтвердила суду, что Управление образования обращалось в администрацию Любинского муниципального района, с заявкой о выделении денежных средств, в том числе и для проведения аттестации рабочих мест. Но из-за нехватки денежных средств в бюджете района, денежные средства на данные мероприятия не выделялись. В бюджете на будущий год будут приняты меры по устранению данных нарушений.
Свидетели ФИО7 и ФИО6 подтвердили доводы представителей ответчиков.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569 аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Согласно п.4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Согласно ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что администрация МОУ «... СОШ» и администрация Управления образования Любинского муниципального района Омской области не выполняют в полной мере нормы действующего законодательства, обязывающие обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что может повлечь грубое нарушение прав граждан на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.
По данным Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району Омской области, неоднократные просьбы и замечания в адрес ответчиков по выполнению ими требований трудового законодательства по аттестации рабочих мест не привели к конкретным действиям.
Из письменного объяснения директора МОУ «... СОШ» Клавкиной В.П., следует, что работа по аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательном учреждении не проведена в связи с отсутствием финансовых средств. Ответственной за соблюдение охраны труда в школе является ФИО9 В приказе о разграничении ответственности за охрану труда отсутствуют ссылки на конкретных лиц, ответственных за охрану труда на отдельных производственных участках. Журнал учета и регистрации инструктажа вводного и на рабочем месте заполняется не полностью, удостоверение ответственного лица за проведение инструктажа по 1 группе электробезопасности просрочено. Она в 2007 году проходила обучение по охране труда.
Коллективный договор и соглашение об охране труда не представлены.Из представленных представителями ответчиков документов усматривается, что комиссия по проведению аттестации рабочих мест создана в школе и ответственное лицо за состояние и хранение документации назначено приказом директора школы от 01.09.2009. Составлен журнал учета времени работы сотрудников в неблагоприятных условиях труда и перечень работ с вредными условиями труда, список лиц, занятых на этих работах, проведено кодирование рабочих мест.
При этом, до настоящего времени не создана экспертная комиссия по утверждению выплат компенсационного характера, не издан приказ о выплате таких компенсаций работникам, не издан приказ о проведении аттестации рабочих мест, нет соглашения о проведении аттестации. Лица, ответственные за охрану труда до настоящего времени не прошли соответствующее обучение. Помимо того, администрацией школе не направлено ходатайство о выделении денежных средств на проведение аттестации.
Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны руководителя МОУ «... СОШ» длительное время фактически не проводилась работа по проведению аттестации рабочих мест. И только в последнее время стали приниматься определённые меры по решению данного вопроса.
Фактически аналогичная ситуация по данному вопросу сложилась и в деятельности ответчика Управления образования Администрации Любинского муниципального района Омской области. В частности, заявка на выделение денежных средств на 2010г. для осуществления образовательного процесса была направлена только в сентябре 2009 г. Сумма предполагаемых расходов 120000 руб. на проведение аттестации рабочих мест явно не соответствует реальным расходам. Созданный в мае 2007г. методический Совет для руководства работой по организации и проведению аттестации рабочих мест практически бездействует. Ответчиком не представлено доказательств его работы. Суду так же не представлено доказательств того, что ответчиком проводилась иная, необходимая работа в этом направлении. Следовательно, такая работа не велась, контроль за деятельностью образовательных учреждений по проведению аттестации рабочих мест не проводился.
Ссылка ответчиков на отсутствие финансирования со стороны Администрации Любинского муниципального района не состоятельна. По мнению суда со стороны ответчиков длительное, т.е. с октября 2006г. до сентября 2009г. фактически ничего не делалось по выполнению требований закона о проведении аттестации рабочих мест, подготовительная работа не велась, меры по выделению денежных средств не принимались. Ответчикам фактически точно не известно количество рабочих мест необходимых аттестации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией МОУ «... СОШ» и администрацией Управления образования Любинского муниципального района хотя и приняты определённые меры по организации проведения аттестации рабочих мест в МОУ «... СОШ», Однако эти меры не достаточны, т.к. фактически аттестация длительное время не проводиться.
Проведение аттестации рабочих мест не в полном объеме создает угрозу нарушения гражданских прав граждан, так как аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В связи с указанным, суд считает, что бездействие администрации МОУ «... СОШ» и администрации Управления образования Любинского муниципального района в этой части следует признать незаконным и противоречащим требованиям ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации, а также установить разумный срок для исполнения обязанностей для проведения аттестации рабочих мест.Руководствуясь ст.ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л:Признать незаконным бездействие юридических лица МОУ «... средняя общеобразовательная школа» Любинского района Омской области и Управления образования Любинского муниципального района Омской по не проведению аттестации рабочих мест.
Возложить обязанность на МОУ «... средняя общеобразовательная школа» Любинского района Омской области и Управление образования Любинского муниципального района Омской области провести аттестацию рабочих мест в установленном законном порядке.
Взыскать с МОУ «... средняя общеобразовательная школа» Любинского района Омской области и Управления образования Любинского муниципального района Омской области судебные расходы в виде государственной пошлины по 2000 руб. с каждого в пользу Любинского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течении десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы в Любинский районный суд Омской области.
Судья В.М.Брагин