Решение от 14.10.2010г. о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства об образовании в части превышения пределов наполянемости групп в МДОУ`Красноярский детский сад`



Дело № 2-839/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«14» октября 2010 года р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием помощника прокурора Любинской районной прокуратуры Титовой М.В.,

представителя ответчика администрации Любинского муниципального района Омской области Васина Д.В.,

представителя ответчика Управления образования Любинского муниципального района Черниковой Е.С.,

представителя третьего лица МДОУ «Красноярский детский сад № 1» Бабкиной Н.А.

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюпрокурора Любинского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, являющихся несовершеннолетними к администрации Любинского муниципального района и Управлению образования Любинского муниципального района Омской области о приведении наполняемости групп дошкольного образовательного учреждения в соответствии с нормами, установленными законодательством,

у с т а н о в и л:

Прокурор Любинского района обратился в Любинский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, являющихся несовершеннолетними, к администрации Любинского муниципального района и Управлению образования Любинского муниципального района Омской области о приведении наполняемости групп дошкольного образовательного учреждения в соответствии с нормами, установленными законодательством.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства об образовании в МДОУ «Красноярский детский сад № 1» были установлены нарушения указанного законодательства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Нарушения закона выражаются в несоблюдении образовательным учреждением требований к предельной наполняемости групп. В настоящее время МДОУ «Красноярский детский сад № 1» посещает 120 детей. Так, в детском саду имеется 6 групп: первая младшая группа «а» (возраст детей от 1,5 до 3 трех лет), первая младшая группа «б» (дети в возрасте от 2 до 3 лет), вторая младшая группа (дети в возрасте от 3 до 4 лет), средняя группа (дети в возрасте от 4 до 5 лет), старшая группа (дети в возрасте от 5 до 6 лет), подготовительная группа (дети в возрасте от 6 до 7 лет).

В первой младшей группе «а» фактически находится 16 детей, при предельной наполняемости групп с детьми данной возрастной категории -15 детей. В первой младшей группе «б» фактически находится 18 детей, при предельной наполняемости групп с детьми данной возрастной категории -15 детей. В средней группе находится 22 ребенка, при предельной наполняемости групп с детьми данной возрастной категории -20 детей. В старшей группе находится 21 ребенок, тогда как предельная наполняемость указанной группы должна составлять не более 20 человек. В подготовительной группе находится 23 ребенка, наполняемость указанной группы должна составлять не более 20 человек.

Данные нарушения отрицательным образом сказываются на качестве образовательного и воспитательного процессов. При этом на сегодняшний день 103 ребенка состоит на очереди для поступления в МДОУ «Красноярский детский сад № 1».

Учредителем МДОУ «Красноярский детский сад № 1» в соответствии с уставом указанного образовательного учреждения является администрация Любинского муниципального района Омской области в лице Управления образования. Финансирование образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, в связи с чем, обязанность по устранению выявленных нарушений в равной степени возложена как наорганы Управления образованием, так и на органы муниципальной власти района. Таким образом, выявленные нарушения допущены при реализации приоритетного национального проекта «Образование». В настоящее время ответчиками грубым образом нарушаются права воспитанников детского сада, поскольку нормы о предельной наполняемости групп дошкольного образовательного учреждения, прежде всего, направлены на обеспечение должного уровня внимания и наличия времени у воспитателя по отношению к каждому малолетнему ребенку, находящемуся в группе. При превышении данных норм может быть не обеспечен достаточный уход и внимание по отношению к несовершеннолетним, качественная образовательная воспитательная деятельность.

В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Титова М.В. поддержала исковое заявление в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Любинского муниципального района Омской области Васин Д.В. исковые требования прокурора Любинского района не признал, суду показал следующее. Учредителем МДОУ «Красноярский детский сад № 1», в соответствии с уставом данного учреждения, является администрация Любинского муниципального района Омской области в лице Управления образования, которое является самостоятельным юридическим лицом, ему делегированы полномочия учредителя. Финансирование образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, который, в свою очередь, формируется исходя из заявок Управления образования на объемы финансирования образовательных учреждений. Предельная наполняемость групп в детских садах является очень важной проблемой, которая в последнее время остро стоит перед администрацией Любинского муниципального района. Данный вопрос курируется администрацией района, принимаются необходимые меры. На последней сессии Совета Любинского муниципального района, состоявшейся 29 сентября 2010 года, данная проблема была поставлена, был принят план по ее устранению путем организации дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждения посредством реконструкции некоторых зданий. Исходя из результатов проверки, фактическое (по списку) наполнение
групп, возможно, превышает норму, однако реальное (сколько реально ходит)
наполнение соответствует требованиям законодательства по наполнению групп. Это не дает, в свою очередь, достаточных оснований, объективно судить и давать оценку тому, что это отрицательным образом сказывается на качестве образовательного и воспитательного процессов и приводит к недостаточному уходу и вниманию по отношению к несовершеннолетним. Полагал, что к компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты. В связи с тем, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем, которым фактически является Управление образования Любинского муниципального района, просил суд исключить администрацию Любинского муниципального района из числа ответчиков.

В судебном заседании представитель ответчика Управления образования Любинского муниципального района Омской области Черникова Е.С. заявленные исковые требования признала, суду пояснила следующее. Управление образования Любинского муниципального района является структурным подразделением администрации Любинского муниципального района. Финансирование детских дошкольных образовательных учреждений осуществляется за счет бюджета администрации Любинского муниципального района. Полагала, что вопрос о наполняемости групп в детских образовательных учреждениях должен решаться совместно с администрацией Любинского муниципального района Омской области.

Заведующая МДОУ «Красноярский детский сад № 1» Бабкина Н.А. заявленные исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что в настоящее время в детском саду обучается 120 детей (6 групп), на очереди состоит 103 ребенка, поскольку численность поселка составляет 6000 человек. Часть помещения детского сада, площадью 117.3 кв.м. занимает подростковый клуб без заключения каких -либо договоров. Фактически площадь здания детского сада позволяет открыть 5 дополнительных групп, однако финансирование на открытие новых групп из Управления образования, а также от Администрации района не поступало. В 2011 году планируется открыть 2 дополнительные группы.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 № 326-«Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении, соответствующих типа и вида и настоящим Законом.

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее - Положение).

В силу подпункта пункта 1 Положения, настоящее Типовое положение регулирует деятельность в том числе, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

В силу пунктов 31, 32 Положения, количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости.

В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 1 года до 3 лет - 15 детей, от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

Согласно статье 31 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образованияотносится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждении регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 задачами федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы является создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе, выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран).

Постановлением Правительства Омской области от 08.07.2009 № 119-п утверждена долгосрочная целевая программы Омской области «Развитие системы образования Омской области (2010 - 2014 годы)», в качестве целей указанной программы поставлено обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, совершенствование инфраструктуры дошкольного образования, развитие программы социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений.

В судебном заседании установлено, что администрация Любинского муниципального района Омской области и Управление образования Любинского муниципального района Омской области не выполняют в полной мере нормы действующего законодательства о предельной наполняемости групп муниципального дошкольного образовательного учреждения «Красноярский детский сад № 1», что нарушает права воспитанников детского сада и не обеспечивает должный уровень внимания воспитателя к каждому ребенку, находящемуся в группе.

Согласно пункту 1.2. Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Красноярский детский сад № 1» учредителем учреждения является Любинский муниципальный район Омской области, от имени которого выступает администрация Любинского муниципального района в лице Управления образования Любинского муниципального района.

Согласно пункту 6.2. данного Устава основным источником финансирования и материально-технического обеспечения являются средства, передаваемые Учредителем на основании сметы.

Из письменного объяснения заведующей МДОУ «Красноярский детский сад № 1» Бабкиной Н.А., следует, что в настоящее время детский сад посещает 120 воспитанников (6 групп), на очереди в учреждение состоит 103 ребенка, общая площадь учреждения составляет 2219 кв.м. В здании располагается подростковый клуб (117.3 кв.м.) без заключения каких-либо договоров. Фактически в детском саду есть возможность открыть 5 групп. Площадь позволяет это сделать, однако из-за недостатка денежных средств этого не сделано. Денежные средства на данные нужды не выделялись.

Согласно Свидетельству (серия 55 №), выданного Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Любинскому району Омской области, внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Красноярский детский сад №1» (ДОУ «Красноярский д/с), зарегистрированном администрацией Любинского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ №-П.

Как следует из лицензии серии А №, регистрационный номер №, выданной Министерством образования Омской области ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Красноярский детский сад № 1», имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся.

Согласно приложению № 1 к лицензии серии А №, предельная численность контингента обучающихся воспитанников составляет 120 человек в течение учебного года.

Согласно п. 1.1. Положения об Управлении образования Любинского муниципального района Омской области -Управление образования является структурным подразделением администрации Любинского муниципального района Омской области.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что администрацией Любинского муниципального района и Управлением образования Любинского муниципального района Омской области нарушаются требования ФЗ «Об образовании», не выполняются нормы о предельной наполняемости групп дошкольного образовательного учреждения. Данные нарушения ущемляют права воспитанников детского сада в части не обеспечения должного уровня внимания и наличия времени у воспитателя по отношению к каждому ребенку, находящемуся в группе. Кроме того, в связи с этим, не может быть обеспечен достаточный уход и внимание к несовершеннолетним, качественная образовательная и воспитательная деятельность.

Администрация Любинского муниципального района Омской области в лице Управления образования является учредителем МДОУ «Красноярский детский сад № 1». Финансирование учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, в связи с чем, суд считает, что обязанность по устранению нарушений законодательства должна быть возложена на администрацию Любинского муниципального района и Управление образования Любинского муниципального района.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов и ответчиков.

Руководствуясь ФЗ «Об образовании», Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Любинского района удовлетворить.

Обязать администрацию Любинского муниципального района Омской области, Управление образования Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства об образовании в части превышения пределов наполняемости групп в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Красноярский детский сад № 1».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

Судья Л.В.Железнова