Дело №2-884/2010 Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 22 ноября 2010 года р.п. Любинский Любинский суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В. с участием истца Рыжкова А.К. представителя ответчика территориального органа Министерства труда и социального развития Омской области - Управления министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району Чернышевой О.Г. при секретаре Блиновой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыжкова А.К. к Министерству труда и социального развития Омской области и Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району о взыскании задолженности по индексации сумм возмещения вреда, у с т а н о в и л: Истец Рыжков А.К. обратился в Любинский районный суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Омской области, Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району о взыскании задолженности денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 01.08.2005 года по 31.12.2005 года в размере 37727,70 рублей, за период с 01.01.2006 года по 31.12.2009 года в размере 220034,64 рублей, а также об установлении ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 11714,54 рублей, подлежащей выплате с 01.01.2010 года ежемесячно с последующей индексацией. В обоснование требований указал, что он является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 05.08.1986 года по 24.10.1986 года. 27 июля 2005 года ему была выдана справка МСЭ <данные изъяты> области, по которой установлена вторая группа инвалидности пожизненно, указано, что заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС. С 01.01.2006 года он является получателем денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью. Согласно нормам Закона от 12.02.2001 года предусматривается защита от инфляции выплат, установленных Законом. В соответствии с Решением Конституционного Суда РФ № 11-П от 19.06.2002 года данные суммы надлежит индексировать по величине прожиточного минимума по <данные изъяты> области для пенсионеров. Данные коэффициенты составляют с 01.01.2002г. -2.12; с 01.01.2003г. - 1.06; с 01.01.2004г. - 1.21. В связи с указанным, сумма компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, на 01.01.2005 год должна составлять 2500*2.12*1.06*1.21=6797.78 рублей. С 2005 года индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью производится в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31 -ФЗ, исходя из максимального прогнозируемого уровня инфляции, установленного Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Постановлением Правительства РФ на 2005 год установлен коэффициент 1.11, на 2006 года -1.09, на 2007 год- 1.08, на 2008 год- -1.105, на 2009 год - 1.085, на 2010 год- 1.10. Соответственно размер компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью должен составлять : г.- 6797,78*1.11=7545.54 рубля; г.-7545,54* 1,09=8224,64 рубля. г.- 8224.64*1.08 8882,61 рублей. г.- 8882.61*1.105-9815.28 рублей. г.- 9815.28*1,085=10649.58 рублей. г.-10649.58*1.1 11714.54 рубля. Фактически за спорные периоды он получил следующие суммы пособий суммы пособий: 2006 г.-4117.58 руб.; 2007г.- 4508.09 руб.; 2008 г..-4981.44 руб.; 2009г.-5629.03 руб.; 2010г.-6191,93 руб. В связи с чем, задолженность компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2006 года по 31.12.2010 года составляет : 2006г.- ( 8224.64-4117.58)* 12-49284.72 рубля; 2007г.- (8882.61-4508.09)* 12-52494,24 рубля; 2008г.- ( 9815.28-4981.44)* 12=58006.08 рублей; 2009г.-( 10649.58-5629.03)*12 =60246.60 рублей. Общая сумма задолженности составляет 220034,64 рублей. Кроме того, ему изначально назначили и выплачивали неправильно возмещение вреда с 01.01.2006 года, поскольку справка о группе инвалидности выдана ему 27.07.2005 года. За получением удостоверения он обратился сразу после получения справки о группе инвалидности, но получил отказ в виду отсутствия бланков удостоверений. Его вины в том, что ему было выдано удостоверение инвалида ЧАЭС 31 декабря 2005 года нет. В связи с чем, считает, что с 01 августа 2005 года ему должны были назначить выплату компенсации возмещения вреда. Задолженность компенсации возмещения вреда здоровью с учетом индексации за 2005 год составляет 37727,70 рублей (7545.54*5). Кроме того, просил установить ежемесячную компенсационную выплату в возмещении вреда, причиненного здоровью с 01.01.2010 года в размере 11714, 54 рубля. В судебном заседании истец Рыжков А.К. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил следующее. Решением военно-врачебной комиссии Министерства обороны <данные изъяты> было установлено, что имеющиеся у него заболевания получены при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С указанного времени он стал относиться к категории граждан, имеющих в силу п.25 ст.14 ФЗ от 12.02.2001 года №5 право на возмещение вреда здоровью выплатой ежемесячной денежной компенсации. С 2002 года он является гражданином Российской Федерации, с 1 июля 2005 года он получал компенсационные выплаты в органах социальной защиты населения <адрес>. Принимаемые Правительством РФ размеры индексов имеют единые значения для всех субъектов РФ. Для определения величины последовательно проиндексированной суммы пособия по возмещению вреда на 01.01.2005 года ответчик применил на годы (2002-2004 г.г.), предшествующие его проживанию в <адрес> индексы, установленные для Омской области, хотя в указанные годы он не проживал в Омской области. Кроме того, изначально ему неправильно выплачивали возмещение вреда с 01.01.2006г., тогда как справка о группе инвалидности датирована 27.07.2005 года. Его вины в задержке выдачи удостоверения он не усматривает, поскольку обратился своевременно в Министерство социальной политики и труда <адрес> за выдачей удостоверения, однако получил отказ по причине отсутствия бланков удостоверения. Поэтому считает, что выплата компенсации возмещения вреда ему должна быть назначена с 01.08.2005 года. Кроме того, как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ выбор критериев индексации выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который должен соблюдать при этом принципы справедливости, соразмерности и гарантированность прав, о недопустимости действий, приводящих к снижению уровня социальных гарантий и ухудшению его положения как лица, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС. Просил суд взыскать с Министерства труда и социального развития Омской области, Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району задолженность компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, недополученной за период с 27 июля 2005 года по 31.12.2005 года в размере 37727,70 рублей, за период с 01.01.2006 года по 31.12.2009 года в размере 220034,64 рублей, а также установить ежемесячную компенсационную выплату компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 11714,54 рублей с 01.01.2010 года. Представитель ответчика территориального органа Министерства труда и социального развития Омской области- Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району Чернышева О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования Рыжкова А.К. не признала, суду пояснила следующее. Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району является юридическим лицом и самостоятельно производит выплаты пособий, в том числе и инвалидам, вследствие катастрофы на ЧАЭС. Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, истцу произведена в соответствии с действующим законодательством. Согласно ч.3 п. 25 ст. 14 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" (в редакции Федерального Закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ) выплата ежемесячной денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством РФ. Согласно ч.4 ст. 15 вышеназванного закона, гражданам, указанным в п.п.1 и 2 ч. 1 ст. 13 закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные этим законом, с момента их предъявления. Бланки удостоверений инвалидов- чернобыльцев субъектам РФ выдаются МЧС России. Специальное удостоверение инвалида Рыжкову А.К. выдано 31.12.2005 года, в связи с чем, право на компенсации и льготы, в том числе на компенсационные выплаты в возмещение вреда, у истца появились только со дня выдачи удостоверения. До выдачи удостоверения инвалида, Рыжков А.К. пользовался льготами как участник ликвидации аварии на ЧАЭС. В соответствии с Законом разработан Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 607. Согласно п. 5 данного Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам должны быть предоставлены следующие документы (копии): заявление; копия специального удостоверения инвалида; копия справки МСЭ, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного совета о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием. Согласно п. 7 этого же Порядка денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Согласно Федеральному закону от 26.04.2004 года № 31 -ФЗ " О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и статью 2 Федерального Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС " определен порядок индексации сумм возмещения вреда в связи с инфляцией, в том числе и за прошлое время. Суммы возмещения вреда здоровью подлежат ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (инвалидов), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме. Так как Рыжков А.К. в данный момент имеет регистрацию по месту пребывания на территории Омской области до 2020 года, то для индексации компенсации в возмещении вреда необходимо применять индексы с учетом роста величины прожиточного минимума за 2002-2004 гг., установленные на территории Омской области. На территории Омской области индекс увеличения размера возмещения вреда следующий : 2002г.-1,26; 2003 г. -1,2; 2004 г.-1,22; 2005г.-1,11; 2006г.-1,09; 2007г.-1,08; 2008г. -1,105; 2009 г. -1,13; 2010 г.-1,1. Следовательно, размеры выплаты компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью, составляют: 2002 г.-3150 руб.; 2003г.-3780 руб.; 2004г. -4611,60 руб.; 2005 г.-5118,88 руб.; 2006 г.-5579,58 руб.; 2007 г.-6025,95 руб.; 2008г. -6658,67 руб.; 2009г. -7524,30 руб.; 2010 г.-8276,73 руб. С учетом выплаченной компенсации Рыжкову А.К. задолженность будет составлять : 2006г.-(5579,58-4117,58)*12=17544 рублей; 2007г.- ( 6025,95-4508,09)* 12=18214,32 рублей; 2008г.- (6658,67-4981,44)*12=20126,76 рублей; 2009г.-(7524,3-5629,03)* 12= 22743,24 рублей; Таким образом, задолженность за период с 01.01.2006 по 31.12.2009 год будет составлять 78628,32 рублей. Задолженность за 2005 год будет составлять 5118,88/31*1=165,13 рублей. Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве заявленные исковые требования Рыжкова А.К. не признал в полном объеме. Согласно письменному отзыву просил исключить Министерство труда и социального развития Омской области из числа ответчиков по данному делу по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 4 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 23 мая 2008 года № 56, Министерство осуществляет свою деятельность через территориальные органы Министерства. Указом Губернатора Омской области от 12 сентября 2005 года № 110 в районах Омской области и в городе Омске созданы территориальные органы Министерства, обладающие правами юридического лица. В соответствии с положениями о территориальных органах Министерства реализация мер социальной поддержки, установленных федеральным и областным законодательством (в том числе выплата возмещения вреда здоровью инвалидам-чернобыльцам), входит в компетенцию территориальных органов Министерства по месту жительства граждан. Территориальным органом Министерства по месту жительства истца является УМТСР. Кроме того, доводы истца не основаны на законе по следующим основаниям. Согласно пункту 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - базовый Закон) гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (далее - инвалиды-чернобыльцы), гарантируется ежемесячная денежная компенсация в ВВЗ в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 № 31-ФЗ), согласно которой размеры выплат (в том числе компенсации в возмещения вреда здоровью) ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Правительством РФ установлен порядок индексации компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам-чернобыльцам с учетом уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год: с 01.06.2004 с применением коэффициента инфляции 1,38 (пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 847, где 1,38 определен нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год"); с 01.01.2005 с применением коэффициента инфляции 1,11 (постановление Правительства РФ от 07.05.2005 № 292); с 01.01.2006 с применением коэффициента инфляции 1,09 (постановление Правительства РФ от 25.04.2006 № 246); с 01.01.2007 с применением коэффициента инфляции 1,08 (постановление Правительства РФ от 21.03.2007 №171); с 01.01.2008 с применением коэффициента инфляции 1,105 (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 № 914); с 01.01.2009 с применением коэффициента инфляции 1,13 (постановление Правительства РФ от 21.12.2007 № 914); с 01.01.2010 с применением коэффициента инфляции 1,1 (постановление Правительства РФ от 16.12.2009 № 1024). Частью третьей пункта 15 статьи 14 базового Закона предусмотрено, что выплата компенсации в возмещении вреда здоровью производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок). Согласно части первой пункта 3 Порядка выплата компенсации в возмещении вреда здоровью осуществляется в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей. Размеры компенсации возмещения вреда здоровью ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в установленном порядке (часть третья пункта 3 Порядка). Согласно имеющимся сведениям Рыжкову А.К. назначена компенсация возмещения вреда здоровью с применением индексации по инфляции в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Требование истца о том, что ему положена индексация с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ являются необоснованными, поскольку выплата компенсации возмещения вреда здоровью истцу производится ответчиком из федерального бюджета своевременно и в полном объеме (через Роструд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 872). Следовательно, истцу производится выплата компенсации возмещении вреда здоровью в размере, предусмотренном пунктом 15 статьи 14 базового Закона, с применением индексации, предусмотренной частью третьей статьи 5 базового Закона. Доводы истца относительно необходимости индексации размера назначенной компенсации по росту величины прожиточного минимума в субъекте РФ вместо установленной законодателем индексации по росту инфляции, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Согласно пункту 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-п "впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации". Однако на момент обращения истца в суд в законодательство РФ уже были внесены соответствующие изменения: в 2004 году вступил в силу Федеральный закон от 26.04.2004 №31-Ф3, согласно которым законодателем установлена ежегодная индексация выплат (в том числе компенсации возмещения вреда здоровью), исходя из уровня инфляции (часть третья статьи 5 базового Закона изложена в новой редакции). Таким образом, конституционно-правовая мера, содержащаяся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-п, носила временный характер. Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2009 № 77-В08-8, на момент обращения истца в суд законодателем установлен порядок индексации (часть 13 мотивировочной части определения). Поскольку орган социальной защиты населения определил истцу размеры денежной компенсации с учетом вышеприведенных постановлений, не имеется оснований для индексации назначенных истцу в твердой денежной сумме ежемесячных выплат возмещения вреда, причиненного здоровью, пропорционально изменениям прожиточного минимума в субъекте РФ. Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьей 19 Конституции РФ предусмотрено, что все равны перед судом и законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.06.1992 г. в редакции ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действовавшей на время возникновения спорных правоотношений, (п. 15 ст. 14 базового Закона в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, производится путем выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависит от группы инвалидности, в частности, инвалидам 2 группы денежная компенсация выплачивается в размере 2 500 руб. Частью 3 статьи 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ) предусматривалось, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 18.06.1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суммы возмещения вреда здоровью подлежали ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме. В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан. Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен механизм индексации с учетом уровня инфляции, определяемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и этому механизму придана обратная сила до 19 июня 2002 года. Между тем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.10.1996 г. № 17-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 2 ФЗ «О внесении изменений и Закон РФ «Об акцизах», общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда, причиненного в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как предусмотрено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005. г. № 364-0 по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ, взаимосвязанные положения статьи 1, пункта 3 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по их конституционно-правовому смыслу не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года. Если при рассмотрении после 29 мая 2004 года исков об индексации сумм компенсационных выплат, назначенных до введения в действие Федерального закона № 31-ФЗ (независимо от времени предъявления исков), будет установлено, что применение введенного данным Законом нового порядке индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размере этих выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суду надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации. Как следует из материалов дела, Рыжков А.К., являясь с <данные изъяты> года гражданином Российской Федерации, в июне 2005 года переехал <адрес> и стал проживать в <адрес>. С июля 2005 года он стал получать компенсационные выплаты в органах социальной защиты населения. Из решения <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № следует, что участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Рыжков А.К., являясь гражданином Российской Федерации с <данные изъяты> года, на территории Российской Федерации проживает с <данные изъяты>, с 1 июля 2005 года состоит на учете и получает компенсационные выплаты в органах социальной защиты населения. 28 мая 2002 года в результате освидетельствования Республиканской Центральной военно-врачебной комиссией Министерства обороны <данные изъяты> (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что заболевание гражданина Рыжкова А.К., <данные изъяты>, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Суд считает, что с указанного времени Рыжков А.К. стал относиться к категории граждан, имеющих в силу п.25 ст.14 ФЗ от 12.02.2001 года №5 право на возмещение вреда здоровью выплатой ежемесячной денежной компенсации. На основании результатов данного освидетельствования Рыжкову А.К. было выдано Заключение 31 ВВК военно-врачебной комиссии <адрес> по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, подтвердившее причинную связь инвалидности Рыжкова А.К. с заболеванием, полученным в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Согласно справке МСЭ-2004 № Рыжкову А.К., <данные изъяты>, с 27.07.2005 года установлена вторая группа инвалидности бессрочно. В качестве причины инвалидности указано заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Из удостоверения инвалида, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, серия Б №, выданного на имя Рыжкова А.К., следует, что оно было выдано 31 декабря 2005 года. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ Рыжков А.К., <данные изъяты>, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. Исходя из анализа представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что причиной того, что Рыжкову А.К. долгое время после получения справки об инвалидности не назначалась компенсация возмещения вреда здоровью явился переезд Рыжкова А.К. в <адрес> и длительное оформление документов. В связи с тем, что удостоверение инвалида Рыжков А.К. не мог предоставить своевременно в соответствующий орган по независящим от него причинам, суд считает, что его требование о взыскания с ответчика Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району задолженности по компенсационным выплатам за период с 27 июля 2005 года по 31 декабря 2005 года обоснованны и подлежат удовлетворению. В обоснование своих требований в части установления размера компенсации, выплачиваемой в возмещение вреда здоровью, индексации выплаченных сумм истец Рыжков А.К. предоставил расчет, из которого следует, что сумма ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью за период с 01.08.2005 года по 31.12.2009 года 37727,70 рублей, общая задолженность ответчика перед ним по индексации выплаченных платежей за период с 01.01.2006 года по 31.12.2009 года составляет 220034,64 рублей, с 01.01.2010 года 11714,54 рублей. Согласно справке, выданной начальником отдела социального обеспечения Министерства социальной политики Правительства <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда, причиненного здоровью, назначена Рыжкову А.К. за период с 01.01.2006г. по май 2010 года в размере 2500 рублей. Компенсация проиндексирована согласно Постановлению Правительства РФ за 2002-2004гг коэффициент равен 1,38; за 2005г. - 1.11, за 2006г. -1.09, за 2007г. -1.08, за 2008г. -1.105, за 2009г.- 1.13, за 2010г. коэффициент составил 1.1, в связи с чем, выплаты за 2010 год составили 2500*1,38*1,11*1,09*1,08*1,105*1,13*1,1=6191,93 рублей. Принимая во внимание указанные выше положения закона, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005. г. № 364-0 по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ, а также учитывая, что право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда у Рыжкова А.К. возникло 28 мая 2002 года, суд должен исходить из наиболее благоприятного для получателя указанных выплат критерия индексации. В этой связи суд считает обоснованными доводы истца о применении за 2002, 2003, 2004 год индексов величины прожиточного минимума для пенсионеров <адрес>. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (с изменениями от 05 апреля 2005 года) в п.6 разъяснено, что первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Вторая индексация подлежит осуществлению с 01 января 2003 года, третья - с 01 января 2004 года. Для определения индекса первой индексации берется соотношение среднегодового прожиточного минимума 2001 года со среднегодовым прожиточным минимумом 2000 года, для второй индексации - соотношение среднегодового прожиточного минимума 2002 года и 2001 года, для третьей индексации - соотношение среднегодового прожиточного минимума 2003 года со среднегодовым прожиточным минимумом 2002 года. Исходя из представленных истцом расчетов, суд полагает возможным применить индексацию, о которой просит истец. Позиция ответчика о том, что индексация ежемесячных выплат производилась истцу правильно, в соответствии с действующим законодательством, судом отклоняется. Исходя из изложенного, индекс увеличения возмещения вреда здоровью составляет: с 01 января 2002 года - 2.12; с 01 января 2003 года -1,06; -с 01 января 2004 года-1,21. Сумма компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью Рыжкова А.К. с -01 января 2004 года должна составлять: 2500*2.12*1.06*1.21=6797.78 рублей. С 2005 года индексация назначенных сумм возмещения вреда здоровью производится в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ, исходя из максимального прогнозируемого уровня инфляции, устанавливаемого Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09 августа 2005 года №496 «Об индексации в 2005 году ежемесячных денежных выплат в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС» и ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» индексация ежемесячных денежных выплат осуществляется с применением коэффициента 1,11. Соответственно, размер возмещения вреда здоровью истцу в 2005 году должен составлять 7545.54 (6797.78*1.11) рублей. С учетом того, что компенсация Рыжкову А.К. должна выплачиваться с 27.07.2005 года, то расчет выплат компенсации в возмещении вреда здоровью по 31 декабря 2005 года с учетом индексации должен быть следующим : 7545.54/31*5= 1217.02 рублей (размер компенсации за период с 27.07.2005 года по 31.07.2005 года); 7545.54 рублей *5 месяцев 2005 года = 37727.70 рублей; Таким образом, общая сумма компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом индексации, подлежащая выплате Рыжкову А.К. за период с 27.07.2005 года по 31.12.2005 года составляет 38944.72 (1217.02+37727.70) рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», индексация ежемесячных денежных выплат должна осуществляться с применением коэффициента 1,09. Таким образом, за период с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года сумма компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежащая уплате Рыжкову А.К., должна составлять 8224.64 (7545.54*1.09) рублей. Из подлежащих выплате истцу за спорный период размер компенсации возмещения вреда здоровью фактически истцу выплачивалась компенсация в сумме 4117.58 рублей. Размер невыплаченной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года составил : (8224.64-4117.58)*12= 49284.72 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», индексация ежемесячных денежных выплат должна осуществляться с применением коэффициента 1,08. Таким образом, за период с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года сумма компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежащая уплате Рыжкову А.К., должна составлять 8224.64 рублей * 1.08 = 8882.61 рублей. Из подлежащей выплате с 01.01.2007 года компенсации возмещения вреда здоровью фактически истцу выплачивалась компенсация в сумме 4508.09 рублей. Размер невыплаченной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года составил : (8882.61-4508.09)*12= 52494.24 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2008 г. N 655 С учетом указанного коэффициента сумма компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью Рыжкову А.К. с 01.01.2008 года должна составлять: 8882.61 рублей * 1.105 = 9815.28 рублей. Из подлежащих выплате сумм с 01.01.2008 года фактически истцу была выплачена компенсация возмещения вреда здоровью в сумме 4981.44 рублей. Таким образом, размер невыплаченной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года составил : (9815.28- 4981.44)*12= 58006.08 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" индексация ежемесячных денежных выплат должна осуществляться с применением коэффициента 1.13. С учетом указанного коэффициента размер компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, Рыжкову А.К. с 01.01.2009 года должна составлять: 9815.28 рублей*1.13= 11091.27 рублей. Из подлежащих выплате с 01.01.2009 года размер компенсации возмещения вреда здоровью фактически истцу выплачивалась компенсация в сумме 5629.03 рублей. Таким образом, размер невыплаченной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года составил : (11091.27- 5629.03)*12=65546.88 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", индексация ежемесячных денежных выплат должна осуществляться с применением коэффициента 1.1 Таким образом, сумма компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью Рыжкову А.К. с 01.01.2010 года должна составлять 12200.40 (11091.27 рублей * 1.1) рублей. Территориальный орган Министерства труда и социального развития Омской области - Управление министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району является юридическим лицом и самостоятельно производит выплаты пособий, в том числе инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что данное юридическое лицо является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что подлежит взысканию с Управления министерства труда и социального развития по Любинскому району в пользу Рыжкова А.К. задолженность по выплате компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 27.07.2005 года по 31.12.2005 года в размере 38944.72 рубля, за период с 01.01.2006 года по 31.12.2009 года в сумме 225331.92 рублей (49284.72 рублей (2006 год) +52494.24 рублей (2007 год) + 58006.08 рублей (2008 год) +65546.88 рублей (2009 год), сумма компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с 01.01.2010 года должна составлять 12200.40 рублей. В соответствии с положениями налогового законодательства, стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по данному гражданскому делу не взыскивается. Руководствуясь, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», 194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Рыжкова А.К. удовлетворить. Взыскать с Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району за счет казны Российской Федерации в пользу Рыжкова А.К. задолженность по выплате возмещения вреда здоровью за период с 27 июля 2005 года по 31 декабря 2005 года 38944 рубля 72 копейки, с 1 января 2006 года по 31 декабря 2009 года 225331 рубль 92 копейки. Обязать Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району выплачивать Рыжкову А.К. с 1 января 2010 года в возмещение вреда здоровью 12200 рублей 40 копеек ежемесячно с последующей индексацией ежемесячных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский суд. Судья Л.В. Железнова
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" индексация ежемесячных денежных выплат должна осуществляться с применением коэффициента 1,105.