Решение по делу № 2-939/2010 от 09.12.2010 года по иску прокурора Любинского района о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения по не принятию мер по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства



Дело №2-939/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 09 декабря 2010 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Покатиленко Н.С.,

при секретаре судебного заседания Ахтырских Ю.В.,

с участием прокурора Казакова Ю.А.,

представителя ответчика Петроченко В.Л.,

представителя третьего лица Желтухина С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия по непринятию мер по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации скотомогильника и возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия по непринятию мер по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации скотомогильника, расположенного около <адрес> в северной части на расстоянии 1,5 км. от жилых помещений <адрес>, возложении обязанности устранить нарушения, мотивируя требования следующим. В результате проведенной проверки установлено, что ответчик эксплуатирует скотомогильник, расположенный <адрес> в северной части на расстоянии 1,5 км. от жилых помещений <адрес>, с нарушением ветеринарно-санитарного законодательства, а именно: скотомогильник огорожен глухим забором, по периметру скотомогильника не выкопана траншея глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует указатель от населенного пункта, указывающий на место нахождения скотомогильника. По данным нарушениям 09.07.2010 на имя главы Большаковского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, однако до настоящего времени нарушения ответчиком не устранены. Из ответа главы Большаковского сельского поселения, следует, что принять меры по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств.

В судебном заседании помощник прокурора Казаков Ю.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что ответчику необходимо устранить нарушения санитарно-ветеринарного законодательства, а именно: установить аншлаг, указывающий направление скотомогильника, провести оканавливание территории, установить табличку с указанием ответственного лица. Учитывая зимнее время года, полагал возможным предоставить ответчику отсрочку исполнения решения суда до 01.07.2011.

Представитель ответчика - глава администрации Большаковского сельского поселения Петроченко В.Л., действующая на основании Устава, заявленные исковые требования прокурора Любинского района, признала в полном объеме, суду пояснила, что нарушения ветеринарно-санитарного законодательства до настоящего времени не устранены в виду отсутствия в бюджете поселения денежных средств. Денежные средства для устранения нарушений запланированы в бюджете на 2011 год. Кроме того, установить ограждение и произвести новый ров вокруг скотомогильника в настоящее время не представляется возможным, поскольку грунт промерз. В связи с чем, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до июля 2011 года.

Представитель третьего лица ГУ "Станции по борьбе с болезнями животных" по Любинскому району Желтухин С.А., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что на момент проверки были выявлены нарушения ответчиком ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации скотомогильника, а именно отсутствовали аншлаг, указывающий направление скотомогильника и табличка с указанием ответственного лица, территория скотомогильника не оканавлена. Скотомогильник огорожен, но ограждение устанавливается после того, как скотомогильник будет оканавлен, поэтому в данном случае необходимо будет установить еще новое ограждение. В связи с зимним периодом будет затруднительно сделать новый ров, в связи с чем, полагал возможным предоставить ответчику отсрочку исполнения решения суда до конца июня 2011 года.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в том числе выполнением требований ветеринарно-санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 этого же федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии с п. 5 части 3 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (в соответствии с п. 5 части 2 ст. 50 этого же федерального закона в собственности поселений также может находиться имущество для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения).

Кроме того, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения также относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к одному из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

В статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (далее - Правила), утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с указанными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Кроме того, согласно Правилам, выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы, проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованном) с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Строительство и содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным Государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469 к биологическим отходам относят трупы животных и птиц, в том числе лабораторных: ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах.

В соответствии с пунктом 1.5. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием, или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

Пункты 1.6 и 1.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов определяют, что места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники) должны иметь одну или несколько биотермических ям. Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

Пункт 5.6., 5.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусматривает, что территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см., плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см. и высотой 3 м.

В судебном заседании установлено, что муниципальное образование «Большаковское сельское поселение» Любинского муниципального района Омской области является правообладателем земельного участка площадью 200 кв.м., предназначенного для реконструкции скотомогильника. Администрация Большаковского сельского поселения при эксплуатации скотомогильника, расположенного возле <адрес> в северной части на расстоянии 1,5 км. от жилых помещений <адрес>, не выполняет требования ветеринарно-санитарного законодательства: отсутствует аншлаг, указывающий направление скотомогильника, табличка с указанием ответственного лица, территория скотомогильника не оканавлена. Прокурором Любинского района Омской области на имя главы Большаковского сельского поселения вынесено представление с требованием безотлагательно принять меры по устранению нарушений федерального законодательства. Согласно ответу на представление, в настоящее время не представляется возможным принять меры по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства в виду отсутствия денежных средств в бюджете Большаковского сельского поселения.

Судом установлено, что нарушения ветеринарно-санитарного законодательства ответчиком не устранены, в связи с чем, требования прокурора Любинского района обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1, 2 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Судом установлено, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, имеются основания для принятия признания иска ответчиком.

Согласно ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая изложенное выше, бездействие ответчика, следует признать незаконным, на администрацию Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области должна быть возложена обязанность по устранению указанных нарушений ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации скотомогильника.

В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения.

В соответствии с п.1 ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В связи с тем, что проведение работ по ограждению и оканавливанию территории скотомогильника в зимний период времени не представляется возможным в виду того, что грунт промерз, то есть имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение настоящего решения,суд, с учетом мнения истца и третьего лица, считает возможным предоставить администрации Большаковского сельского поселения отсрочку исполнения решения суда до 01.07.2011.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области по непринятию мер по устранению нарушений ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации скотомогильника, расположенного <адрес> на расстоянии 1,5 км. от жилых помещений <данные изъяты>.

Обязать администрацию Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации скотомогильника, расположенного <адрес> на расстоянии 1,5 км. от жилых помещений <данные изъяты>:

установить аншлаг, указывающий направление скотомогильника;

установить табличку с указанием ответственного лица;

с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта.

Предоставить администрации Большаковского сельского поселения отсрочку исполнения решения суда до 01 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

Судья Н.С. Покатиленко