Решение по делу № 2-957/2010 по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к ООО о признании неравомерными бездействия и возложении обязанности устранить нарушения



Дело №2-957/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 28 декабря 2010 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Покатиленко Н.С.,

при секретаре судебного заседания Блиновой А.И.,

с участием представителя истца Романовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник» о признании неправомерным бездействия в отношении неопределенного круга потребителей и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе обратился в суд с иском Обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник» о признании неправомерным бездействия в отношении неопределенного круга потребителей и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, мотивируя требования следующим. В результате проведенной плановой выездной проверки в отношении ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Родник» были выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: отсутствует рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды, производственный лабораторный контроль качества питьевой водопроводной воды осуществляется в неполном объеме - в <адрес> не исследуется питьевая вода в месте водозабора; нарушена кратность отбора питьевой воды из распределительной водопроводной сети - при необходимом количестве отбора не менее 2 проб в месяц отбирается и исследуется 1 проба в квартал; не исследуется питьевая вода на содержание неорганических и органических веществ; не осуществляется исследование питьевой воды из подземных скважин <адрес> и <адрес> на радиологические показатели (альфа- и бета- радиоактивность). Просил признать неправомерным бездействие ООО «ЖКХ Родник», выразившееся в несоблюдении организации качественного питьевого водоснабжения <адрес> и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения санитарного законодательства

В судебном заседании представитель истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Романова Н.А. уточнила заявленные требования, просила суд признать неправомерным бездействие ответчика в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в несоблюдении организации качественного питьевого водоснабжения <адрес>, <адрес> и возложить на ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник» обязанность в срок до 01.02.2011 разработать рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды; осуществлять производственный лабораторный контроль качества питьевой водопроводной воды в полном объеме, а именно в <адрес> - организовать отбор и исследование питьевой воды в месте водозабора (непосредственно из самой скважины), соблюдать необходимую кратность отбора проб воды (не менее 2 проб в месяц) из разводящей водопроводной сети для исследования на содержание неорганических и органических веществ, а также осуществлять исследования питьевой воды из подземных скважин с разводящей сетью <адрес> и <адрес> по радиологическим показателям (альфа- и бета- радиоактивность).

Представитель ответчика ООО «ЖКХ Родник» Казачков В.П., надлежаще извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В предварительном судебном заседании исковые требования не признал, показал суду, что указанные в иске нарушения санитарного законодательства действительно имеют место, однако он принимает меры для выполнения мероприятий, указанных в предписании. В настоящее время заключен договор с организациями по установке очистных сооружений, в дальнейшем намерен разрабатывать программу производственного контроля качества питьевой воды, срок для устранения нарушений установлен до 01.02.2011.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в том числе выполнением требований санитарного законодательства.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно ст.11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

П.3 ст.39 Закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года №24 (далее Правила) установлено следующее.

п. 4.1. В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

п.4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

п.4.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям, при количестве обслуживаемого населения до 10 тысяч человек - не менее 2 проб в месяц.

П.4.3 и п.4.4 Правил установлено требование о необходимости лабораторного исследования питьевой воды на содержание неорганических и органических веществ и на радиологические показатели.

В судебном заседании установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник» не соблюдает требования санитарного законодательства в части организации качественного питьевого водоснабжения <адрес>, <адрес>, а именно ответчиком не разработана программа производственного контроля качества питьевой воды, производственный лабораторный контроль качества питьевой водопроводной воды осуществляется в неполном объеме: в <адрес> не исследуется питьевая вода в месте водозабора (непосредственно из самой скважины); нарушена кратность отбора проб воды из разводящей водопроводной сети для исследования на содержание неорганических и органических веществ; не осуществляется исследование питьевой воды из подземных скважин с разводящей сетью <адрес> и <адрес> по радиологическим показателям (альфа- и бета- радиоактивность).

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым выявлены нарушения ООО «ЖКХ «Родник» требований санитарного законодательства в области организации водоснабжения (л.д.13-14), заключением специалиста, согласно которому в ООО «ЖКХ «Родник» отсутствует рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды, вследствие чего не представляется возможным оценить всю полноту проведения производственного контроля качества питьевой воды; производственный лабораторный контроль качества питьевой водопроводной воды осуществляется в неполном объеме: в <адрес> не исследуется питьевая вода в месте водозабора, что может послужить причиной развития инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, нарушена кратность отбора питьевой воды из распределительной водопроводной сети <адрес>, что может препятствовать наиболее полному и всестороннему исследованию качества питьевой воды и своевременно предотвратить возникновение и развитие инфекционных заболеваний с питьевым путем передачи инфекции; не исследуется питьевая вода на содержание неорганических и органических веществ, на радиологические показатели, вследствие чего невозможно оценить превышение предельно-допустимых концентраций веществ в питьевой воде, что может повлиять на состояние здоровья населения и увеличения роста хронических соматических заболеваний (л.д.23-24).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, деятельностью ООО «ЖКХ Родник» является в том числе сбор, очистка и распределение воды (л.д.5)

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика ООО «ЖКХ «Родник» вынесено представление должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №, в соответствии с которым предложено в срок до 01.02.2010 устранить выявленные нарушения санитарного законодательства (л.д.7-8). За нарушение санитарного законодательства юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (л.д.9-11).

Поскольку нарушения санитарного законодательства в части организации качественного питьевого водоснабжения ответчиком до настоящего времени не устранены, суд считает, что требования ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе обоснованны и подлежат удовлетворению, бездействие ответчика следует признать незаконным, на Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Родник» должна быть возложена обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства, а именно разработать программу производственного контроля качества питьевой воды, производственный лабораторный контроль качества питьевой воды осуществлять в полном объеме: в <адрес> организовать исследование питьевой воды в месте водозабора (непосредственно из самой скважины), обеспечить соблюдение необходимой кратности отбора проб воды (не менее 2 проб в месяц) из разводящей водопроводной сети для исследования на содержание неорганических и органических веществ; организовать исследование питьевой воды из подземных скважин с разводящей сетью <адрес> и <адрес> по радиологическим показателям (альфа и бета- радиоактивность).

Принимая во внимание, что нарушение ответчиком ООО «ЖКХ Родник» санитарного законодательства в части организации качественного питьевого водоснабжения может негативно повлиять на состояние здоровья населения <адрес> и <адрес>, что подтверждается заключением специалиста, суд считает, что срок для устранения нарушений санитарного законодательства должен быть установлен до 01 февраля 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе удовлетворить.

Признать неправомерным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник» в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в несоблюдении организации качественного питьевого водоснабжения <адрес>, <адрес>.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник» в срок до 01.02.2011 г. разработать программу производственного контроля качества питьевой воды;

производственный лабораторный контроль качества питьевой водопроводной воды осуществлять в полном объеме:

в <адрес> организовать исследование питьевой воды в месте водозабора (непосредственно из самой скважины), обеспечить соблюдение необходимой кратности отбора проб воды (не менее 2 проб в месяц) из разводящей водопроводной сети для исследования на содержание неорганических и органических веществ;

организовать исследование питьевой воды из подземных скважин с разводящей сетью <адрес> и <адрес> по радиологическим показателям (альфа и бета- радиоактивность).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

Судья Н.С. Покатиленко