Решение по делу № 2-302/2011 по иску прокурора Любинского района к БОУ Омской области `Любинский детский дом` о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест



Дело № 2-302/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«18» апреля 2011 года р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе

в составе председательствующего судьи Покатиленко Н.С.,

при секретаре судебного заседания Блиновой А.И.,

с участием прокурора Титовой М.В.,

представителя ответчика Плющевой Н.А.,

представителя третьего лица Трубицина П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к бюджетному образовательному учреждению Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест,

у с т а н о в и л:

Прокурор Любинского района обратился в Любинский районный суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к бюджетному образовательному учреждению Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки в БОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» выявлены нарушения трудового законодательства в части организации охраны труда. Проверкой установлено, что БОУ «Любинский детский дом» по настоящее время в нарушение трудового законодательства аттестация рабочих мест не проведена. Выявленные нарушения требований трудового законодательства нарушают права лиц, работающих в БОУ «Любинский детский дом» в настоящее время, либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

В судебном заседании помощник прокурора Титова М.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что ответчику необходимо устранить нарушения трудового законодательства, а именно провести аттестацию рабочих мест.

Представитель ответчика - директор бюджетного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» Плющева Н.А., действующая на основании Устава, заявленные исковые требования прокурора Любинского района признала частично в части обязания провести аттестацию рабочих мест. Суду показала, что администрацией БОУ «Любинский детский дом» работа по подготовке документов к прохождению аттестации проведена, но в полном объеме аттестация рабочих мест не выполнена, в связи с отсутствием денежных средств. На 2011 год денежные средства, направленные на проведение аттестации рабочих мест, главным распорядителем денежных средств Министерством образования Омской области выделены не были, хотя были предусмотрены в ежегодной смете. В ближайшее время по мере поступления денежных средств мероприятия по проведению аттестации будут выполнены. Считает, что со стороны администрации БОУ «Любинский детский дом» предприняты все возможные меры, направленные на устранение нарушений требований трудового законодательства. Просила снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, в связи с отсутствием денежных средств и тяжелым материальным положением Учреждения до 200 рублей.

Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району Трубицин П.Н., действующий по доверенности, исковые требования прокурора поддержал, суду показал следующее. Он является ведущим инспектором группы социальной защиты населения Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Любинскому району. С октября 2006 действует закон о проведении аттестации рабочих мест. В июле 2008 г. издано новое положение об аттестации, органы надзора и контроля стали обращать внимание на необходимость проведения аттестации. Главным в проведении аттестации является то, что проверяется, какие условия труда существуют на рабочем месте, а также, что необходимо сделать для того, чтобы условия труда соответствовали нормативам. Проведение аттестации является обязанностью работодателей. В бюджетном образовательном учреждении Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» работа по проведению аттестации рабочих мест начата, но в полном объеме не проведена.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Согласно п.4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; для оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

В судебном заседании установлено, что бюджетное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» не выполняет в полной мере нормы действующего законодательства, обязывающие обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что может повлечь грубое нарушение прав граждан на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Согласно части 1 пункта 1.2. Устава Учреждения бюджетного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» функции Учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство образования Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области.

Согласно ч. 7 пункта 3.3. данного Устава Учреждение обязано обеспечивать безопасные условия и охрану труда на каждом рабочем месте и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный здоровью работника, связанный с исполнением им трудовых обязанностей.

Из письменного объяснения директора БОУ «Любинский детский дом» Плющевой Н.А., следует, что в настоящее время в учреждении осуществляют трудовую деятельность 33 работника, аттестация рабочих мест в полном объеме не проведена, в связи с отсутствием денежных средств.

Представлением прокурора Любинского района от 30.03.2011 года директору БОУ «Любинский детский дом», рекомендовано незамедлительно принять меры к устранению нарушений трудового законодательства в части охраны труда.

Согласно представленным проектам расходов на 2009-2011 годы на проведение аттестации ежегодно предусматривались денежные средства.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что администрацией бюджетного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» нарушаются требования ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, не принимаются меры по организации проведения аттестации рабочих мест в учреждении. Данное бездействие создает угрозу нарушения гражданских прав граждан, так как аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В связи с указанным, на администрацию бюджетного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» должна быть возложена обязанность по устранению нарушений трудового законодательства путем проведения аттестации рабочих мест в учреждении.

Руководствуясь, ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.

Признать бездействие бюджетного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» по не проведению аттестации рабочих мест незаконным и противоречащим ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обязать бюджетное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» провести аттестацию рабочих мест.

Взыскать с бюджетного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Любинский детский дом» в доход бюджета Любинского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья Н.С. Покатиленко