Дело № 2-249/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 29 марта 2011 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Покатиленко Н.С.,
при секретаре судебного заседания Блиновой А.И.,
с участием истца Солдаевой В.П.,
представителя ответчика Петрушенко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солдаевой В.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Любинском районе Омской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Солдаева В.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Любинском районе Омской области (далее ГУ-УПФ РФ в Любинском районе) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя требования тем, что в должности медицинской сестры она работает с ДД.ММ.ГГГГ Решением ГУ-УПФ РФ в Любинском районе от ДД.ММ.ГГГГ № № ей отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа работы. При этом из ее специального стажа были исключены, в числе прочих, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучения на курсах повышения квалификации. Не согласившись с решением ответчика, просила суд включить спорные периоды в ее специальный стаж работы и назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения в ГУ-УПФ РФ в Любинском районе - с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Солдаева В.П. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Суду пояснила, что в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком действовало законодательство, предусматривающее включение такого отпуска в специальный стаж. Повышение квалификации входит в ее профессиональные обязанности. В период обучения на курсах повышения квалификации сохранялась заработная плата, и производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку действовавшее в спорные периоды законодательство предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет должен быть включен в ее специальный стаж из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Любинском районе Петрушенко В.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. Показала суду, что период нахождения Солдаевой В.П. в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку с введением 06.10.1992 в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Относительно других спорных периодов пояснила, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации, поскольку в специальный стаж включаются периоды работы, а курсы повышения квалификации являются разновидностью учебы. Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, не предусматривает включение в стаж на соответствующих видах работ периодов обучения на курсах повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком до трех лет в льготном исчислении. Просила суд отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело на имя истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
До вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" аналогичные положения предусматривались пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке, справок, уточняющих характер работы, истец Солдаева В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры процедурной <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности медицинской сестры <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Солдаева В.П. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1 года до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет (<данные изъяты>). В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Солдаева В.П. проходила обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Солдаева В.П. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Любинском районе с заявлением о назначении пенсии (<данные изъяты>).
Решением ГУ-УПФР в Любинском районе от ДД.ММ.ГГГГ №№ Солдаевой В.П. отказано в назначении пенсии по пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием требуемого специального стажа (<данные изъяты>).
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № № (<данные изъяты>), право Солдаевой В.П. на досрочную трудовую пенсию по старости рассмотрено по двум вариантам: с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 и с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П, специальный стаж работы в городах, сельской местности и в поселках городского типа, в обоих случаях составил 29 лет 7 месяцев 25 дней. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.. обучения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет не включены в названный стаж ни в первом, ни во втором вариантах (<данные изъяты>).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Согласно п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом по правилам п. 2 указанного постановления Совета Министров РСФСР работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения Солдаевой О.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет подлежит включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
Согласно ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 01.02.2001 г., ст. 187 действующего Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии с п. 1 Постановления Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа) и Рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 418 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска (курсов повышения квалификации) должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Согласно материалам дела истец Солдаева В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение на курсах повышения квалификации, с отрывом от производства с сохранением заработной платы (<данные изъяты>).
Поскольку на период обучения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялась заработная плата (<данные изъяты>), а также учитывая, что для отдельных категорий работников, в том числе и медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы, суд считает, что данные периоды должны быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. При этом суд соглашается с доводами представителя ответчика относительно того, что в данные периоды истец не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем, в указанные периоды деятельность Солдаевой В.П. не была связана с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. Учитывая изложенное, данные периоды подлежат зачету в специальный стаж истца в календарном исчислении.
С учетом специального стажа Солдаевой В.П., рассчитанного ответчиком (29 лет 7 месяцев 25 дней) и включения в специальный трудовой стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет (5 месяцев 26 дней) льготном исчислением из расчета 1 год 3 месяца за 1 год (7месяцев 10 дней) и периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении (соответственно - 1 месяц 13 дней, 28 дней, 29 дней, 1 месяц 2 дня), по состоянию на день обращения с заявлением о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж истицы составит 30 лет 7 месяцев 17 дней, что соответствует установленному пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с чем, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность назначить Солдаевой В.П. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ Исковые требования подлежат удовлетворению.
По правилам ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы понесенные истцом по делу, в виде государственной пошлины, уплаченной при предъявлении иска в суд в размере 200 рублей.
Судебные расходы истца по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в суд в сумме 200 рублей подтверждаются квитанцией об уплате государственной пошлины (<данные изъяты>). Иск, являющийся неимущественным, по существу удовлетворен в основной его части, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в полном объеме в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Солдаевой В.П. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Любинском районе Омской области включить Солдаевой В.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Любинском районе Омской области назначить Солдаевой В.П. досрочную трудовую пенсию по пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Любинском районе Омской области в пользу Солдаевой В.П. судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной при предъявлении иска в суд в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Любинский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С. Покатиленко