Решение от 20.05.2011 по иску прокурора Любинского района о признании незаконным бездействие администрации Любинского городского поселения по непринятию мер по санитарной очистке, обежвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления



Дело 2- 342/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«20» мая 2011 г. р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием помощника прокурора Любинской районной прокуратуры Мосолова Е.А., представителя администрации Любинского городского поселения Вольтера Н.М.,

при секретаре Анудиновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Любинского района о признании незаконным и противоречащим законодательству бездействие администрации Любинского городского поселения по неприятию мер по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды,

у с т а н о в и л:

Прокурор Любинского района обратился в Любинский районный суд с заявлением о признании незаконным и противоречащим законодательству бездействия администрации Любинского городского поселения по неприятию мер по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды. В обоснование заявленных требований указал следующее.

Прокуратурой Любинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлены нарушения в деятельности администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области. В ходе обследования территории Любинского городского поселения возле котлована на выезде из р.п. Любинский (выезд на <данные изъяты>), была обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади ~ 100x40 метров, состоящая из картонных коробок, бутылок, пластиковых и иных бытовых отходов. На территории гаражей, находящихся за стадионом «<данные изъяты>» по ул. <адрес> также обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью ~ 10x10 метров, состоящая из картонных коробок, бутылок, пластиковых и иных бытовых отходов. Кроме того, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью ~ 5x7 метров обнаружена за <данные изъяты> магазином, расположенным по адресу: <адрес> В нарушение норм действующего законодательства администрацией Любинского городского поселения Любинского муниципального района указанные несанкционированные свалки не ликвидированы. Таким образом, из-за бездействия администрации Любинского городского
поселения Любинского муниципального района происходит загрязнение окружающей природной среды, что негативно отражается на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения. Тем самым нарушаются гарантированные государством конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил суд признать незаконным и противоречащим законодательству бездействие администрации Любинского городского поселения по неприятию мер по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды.

В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Мосолов Е.А. поддержал иск в полном объеме, просил суд удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель администрации Любинского городского поселения Вольтер Н.М., действующий по доверенности, возражал против заявленных исковых требований прокурора. Суду показал, что в бюджете Любинского городского поселения на сбор и вывоз мусора запланировано 300 000 руб. Всего на благоустройство территории р.п. Любинский в бюджете поселения предусмотрено 1 050 463 руб. Финансирование работ осуществляется только за счет бюджета поселения. В соответствии с федеральными законами и Бюджетным кодексом РФ финансирование работ по благоустройству, санитарной очистке территорий, сбору и вывозу мусора в поселениях за счет финансовых средств иных бюджетов не предусмотрено. Администрацией поселения в 2011 году для организации сбора и вывоза мусора заключены договоры с организациями ООО «<данные изъяты>» на осуществление комплекса работ по уборке мусора с территории Любинского городского поселения на сумму 99 868 рублей, с ООО «<данные изъяты>» по сбору и вывозу мусора с территории Любинского городского поселения на сумму 100 000руб. По состоянию на 01.05.2011 года работы выполнены на предусмотренную в договорах сумму. В целях выполнения на территории поселения федерального законодательства по обеспечению санитарно-эпидемиологических правил в населенных пунктах ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» осуществляется сбор и вывоз мусора с территории поселения в соответствии с договорами, заключенными с физическими лицами в т.ч. с индивидуальными предпринимателями. В течение апреля текущего года были ликвидированы 12 несанкционированных свалок мусора в т.ч. на ул. <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. В результате предпринятых мер, администрацией поселения была осуществлена санитарная очистка территории поселения от мусора, его сбор и вывоз с центральной части поселка. В настоящее время также проводятся мероприятия по санитарной очистке территории от бытового мусора и иных отходов жизнедеятельности. Несмотря на меры организационного и практического порядка, предпринимаемые администрацией поселения организации сбора и вывоза мусора, санитарной очистке мусора имеются случаи выброса населением поселка мусора в неустановленных местах и образования стихийных несанкционированных свалок. Причинами данных негативных фактов являются игнорирование частью населения требований законов и иных документов нормативно-правового характера, определяющих права и обязанности по обеспечению благополучной среды обитания, соблюдению требований в области охраны окружающей среды, благоустройству территорий. Полагал, что администрация поселения не бездействует, предпринимает необходимые меры по санитарной очистке и безопасному размещению отходов производства, но не все удается сделать, в связи с чем исковые требования признал частично.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.

Статьей 7 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 44 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Согласно п.18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к вопроса местного значение относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов, на приемных пунктах сбора вторичного сырья, на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Согласно п. 3.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88
"Санитарные правила содержания территорий населенных мест" твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Согласно ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что администрацией Любинского городского поселения в нарушение действующего законодательства не принимаются необходимые меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, а именно возле котлована на выезде из р.п. Любинский (выезд на п. <данные изъяты>), функционирует несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади ~ 100x40 метров, состоящая из картонных коробок, бутылок, пластиковых и иных бытовых отходов, на территории гаражей, находящихся за стадионом «<данные изъяты>» по <адрес> также имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью ~ 10x10 метров, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 5x7 метров имеется за магазином, расположенным по адресу: <адрес>, в результате чего происходит загрязнение окружающей среды, что негативно отражается на благополучии и здоровье людей.

Пунктом 18 ст. 4 Устава Любинского городского поселения Любинского муниципального района предусмотрено, что к вопросам местного значения Любинского городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно выписке из бюджета Любинского городского поселения на 2011 года на организацию вывоза мусора запланировано 300 000 рублей.

Любинское городское поселение имеет кредиторскую задолженность перед организациями ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» за предоставление услуг по вывозу мусора, уборке, чистке канав, что подтверждается справой.

Постановлением администрации Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден план проведения работ по благоустройству и озеленению территории р.п. Любинский.

23 апреля 2011 года согласно постановлению Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ проведен субботник по благоустройству и санитарной очистке территории Любинского городского поселения.

Администрацией Любинского городского поселения заключены договоры с ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по уборке мусора, сбору и вывозу мусорас территории Любинского городского поселения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие администрации Любинского городского поселения по неприятию мер санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потреблении имеет место, несмотря на проведение ряда работ по сбору и очистке территории Любинского городского поселения от отходов производства и потребления. В связи с этим нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные государством.

В связи с указанным, суд считает, что исковые требования прокурора Любинского района о признании незаконным и противоречащим законодательству бездействия администрации Любинского городского поселения по неприятию мер по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления обоснованны и подлежат удовлетворению.

По этим же основаниям подлежат удовлетворению требования прокурора района обобязании администрации Любинского городского устранить нарушения законов и прав граждан.

Руководствуясь Федеральным законом «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 254-259 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Любинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Любинского городского поселения по непринятию мер по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления на территории Любинского городского поселения.

Обязать администрацию Любинского городского поселения устранить нарушения требований Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и прав граждан.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

Судья Л.В. Железнова