Решение по делу №2-319/2011 по иску Цуриковой Н.А., Цурикова В.Н. о признании незаконным бездействия администрации Боголюбовского сельского поселения в части госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним



Дело 2- 319/2011 г.

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«31» мая 2011 г.                                                р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием истца Цуриковой Н.А., представителя истца Будникова С.П.,

представителя ответчика администрации Боголюбовского сельского поселения Суслова В.И.,

представителя третьего лица администрации Любинского муниципального района Чебаковой Л.В.,

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цуриковой Н.А. и Цурикова В.Н. о признании незаконным бездействия администрации Боголюбовского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязании зарегистрировать право собственности на жилое помещение,

                                                             

                                                               у с т а н о в и л:

Цурикова Н.А. и Цуриков В.Н. обратились в Любинский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Боголюбовского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязании зарегистрировать право собственности на жилое помещение.                                                      

В обоснование заявленных требований указали следующее.

ДД.ММ.ГГГГ году колхозом «<данные изъяты>» им было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. на основании договора социального найма жилого помещения. Согласно акту приема-передачи жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий колхоза «<данные изъяты>» передал администрации Боголюбовского сельского поселения вышеуказанное жилое помещение. Решением Совета Боголюбовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Боголюбовского сельского поселения принято данное жилое помещение. Заключенный ранее договор социального найма жилого помещения не прекратил свое действие. С декабря 2006 года и по настоящее время жилой дом по вышеуказанному адресу имеет деформацию фундамента, кирпичные стены разрушены на 70%, а также имеется деформация несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Они неоднократно обращались в администрацию Боголюбовского сельского поселения о принятии мер и предоставлению другого жилого помещения по договору социального найма жилого помещения. На их обращения администрация Боголюбовского сельского поселения не реагирует. Администрацией Любинского муниципального района им было предложено представить в межведомственную комиссию Любинского муниципального района по признанию жилых помещений муниципального фонда непригодным для проживания соответствующие документы или принять участие в реализации действующих на территории района федеральных и областных программах предоставления жилья. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания дома аварийным, они должны были предоставить в комиссию нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение и план жилого помещения с его техническим паспортом. Администрацией Боголюбовского сельского поселения им было отказано в предоставлении указанных документов в связи с тем, что администрацией не проводилась государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним. Бездействие администрации Боголюбовского сельского поселения в части государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, а именно жилого дома по адресу: <адрес>, лишает их возможности обратиться в межведомственную комиссию Любинского муниципального района по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания. Просили суд признать незаконным бездействие администрации Боголюбовского сельского поселения в части государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, а именно жилого дома по адресу: <адрес>, обязать администрацию Боголюбовского сельского поселения зарегистрировать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Цурикова Н.А. поддержала заявление в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные требования. Суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ колхозом «<данные изъяты>» им было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес>. на основании договора социального найма жилого помещения. Позже колхоз «<данные изъяты>» был признан банкротом, согласно акту приема-передачи жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий колхоза «<данные изъяты>» передал администрации Боголюбовского сельского поселения данное жилое помещение. Земельный участок под домом был оформлен ими в собственность. В настоящее время жилой дом, в котором они проживают, имеет деформацию фундамента, кирпичные стены разрушены на 70%, проживание в нем невозможно. Они неоднократно обращались в администрацию Боголюбовского сельского поселения о принятии мер по предоставлению другого жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, но администрация Боголюбовского сельского поселения не реагирует на их обращения. Администрацией Любинского муниципального района им было предложено представить в межведомственную комиссию Любинского муниципального района по признанию жилых помещений муниципального фонда непригодным для проживания правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также акты о ветхости жилого дома. Администрация Боголюбовского сельского поселения отказала им в предоставлении указанных документов в связи с тем, что не проводилась государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним. Считает, что бездействие администрации Боголюбовского сельского поселения в части государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, а именно жилого дома по адресу: <адрес>, лишает их возможности обратиться в межведомственную комиссию Любинского муниципального района по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания.

Истец Цуриков В.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца Цурикова В.Н.

Представитель истцов Будников С.П., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, суду показал, что дом, в котором проживают истцы, разрушен на 50 % - 70 %. С декабря 2006 года и по настоящее время жилой дом по вышеуказанному адресу имеет деформацию фундамента, кирпичные стены разрушены на 70%, а также имеет деформацию несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Истцы не желают оформлять данное жилое помещение в собственность, так как дом находится в полуразрушенном состоянии. Считает, что обязанность зарегистрировать право собственности на жилое помещение лежит на администрации Боголюбовского сельского поселения.

           В судебном заседании представитель администрации Боголюбовского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области Суслов В.И. заявленные исковые требования не признал. Суду показал, что истцы были вселены в дом по адресу <адрес> колхозом «<данные изъяты>». После признания колхоза <данные изъяты> банкротом, данный дом они приняли от колхоза, что бы сразу передать людям в собственность, так как у администрации на оформление жилых помещений в собственность нет денежных средств. Договор социального найма с семьей Цуриковых администрация не заключала. Кроме того, в собственности истцов находится земельный участок, который был оформлен ими по упрощенной системе. Все жильцы переданных администрации домов приватизировали свои квартиры, а Цуриковы отказались приватизировать данное жилое помещение. За время проживания в квартире данная семья за домом не следила, что повлекло разрушение его конструкций. Администрацией поселения Цуриковым неоднократно предлагались другие жилые помещения либо строительство дома, так как они состоят на очереди по улучшению жилищных условий, однако семья Цуриковых также отказалась от этого. В связи с тем, что земля под домом является собственностью Цуриковых, полагал, что администрация поселения не может оформлять на себя право собственности на спорную квартиру.

Представитель третьего лица администрации Любинского муниципального района Чебакова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала. Суду показала следующее, что требования истцов являются необоснованными. Основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество служит перечень документов, одним из которых является акт или свидетельство о праве собственности. У истцов имеется свидетельство о праве собственности на земельный участок, в связи с чем у органа местного самоуправления нет оснований для оформления жилого дома в свою собственность, так как земля и дом не отделимы друг от друга.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическим лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Указанное имущество, предназначается для решения вопросов местного значения.

К вопросам местного значения поселения, согласно п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статьей 64 ЗК РФ предусмотрено сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением. Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47
"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п.п.42, 45 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

В судебном заседании установлено, что с 1999 года семья Цуриковых проживает в жилом помещении по адресу <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено Цуриковым колхозом «<данные изъяты>».

По акту приема - передачи жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ конкурсным управляющим колхоза «<данные изъяты>» переданы квартиры жилого фонда колхоза «<данные изъяты>» Главе Боголюбовского сельского поселения. Среди переданных объектов было жилое помещение по адресу <адрес>.

Решением Совета Боголюбовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в собственность администрации Боголюбовского сельского поселения принят жилой фонд, ранее принадлежавший колхозу «<данные изъяты>». Данным решением постановлено провести разъяснительную работу среди граждан о необходимости заключения договоров о приватизации квартир.

Земельный участок, площадью 2900.00 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> оформлен в собственность Цуриковой Н.А. ДД.ММ.ГГГГ на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии .

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области следует, что записи о регистрации прав на жилое помещение по адресу <адрес> отсутствуют.

Согласно информации ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 22.04.2011 № 114 техническая документация на жилое помещение по адресу <адрес> не составлялась, право собственности не регистрировалось.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Цуриковой Н.А. и Цурикова В.Н. о признании незаконным бездействия администрации Боголюбовского сельского поселения в части государственной регистрации прав на жилое помещение по адресу <адрес> являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Принимая во внимание, что одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, суд считает, что на администрацию Боголюбовского сельского поселения не может быть возложена обязанность по регистрации права собственности на жилое помещение, находящееся на земельном участке, переданном в собственность Цуриковой Н.А.

Кроме того, судом установлено, что администрацией сельского поселения не создаются препятствия Цуриковым для оформления своих прав на спорное жилое помещение, что даст им возможность для обращения в межведомственную комиссию администрации Любинского муниципального района Омской области с заявлением о признании жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для проживания.

Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 ЗК РФ, ст. 64 ЖК РФ, ст.ст. 254-259 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Цуриковой Н.А. и Цурикову В.Н. в удовлетворении искового заявления о признании незаконным бездействия администрации Боголюбовского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязании зарегистрировать право собственности на жилое помещение по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский суд.

Судья:                                                                      Л.В.Железнова