Дело 2- 355/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и «29» июня 2011 г. р.п. Любинский с участием помощника прокурора Любинского района Казакова Ю.А., представителя ответчика администрации Любинского муниципального района Мурженко С.Г., третьего лица Пранкевича О.Н., при секретаре Сусленко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района в интересах Пранкевича О.Н. о признании незаконным бездействия Администрации Любинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Пранкевич О.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и возложении на ответчика обязанности предоставить Пранкевич О.Н. меры социальной поддержки, о взыскании денежной суммы в счет компенсации понесенных расходов, у с т а н о в и л: Прокурор Любинского района обратился в суд с иском в интересах Пранкевича О.Н. о признании незаконным бездействия администрации Любинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» Пранкевичу О.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и возложении на ответчика обязанности предоставить Пранкевичу О.Н. меры социальной поддержки, мотивируя требования следующим. В результате проведенной проверки установлено, что работнику МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Пранкевичу О.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не были предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», тогда как до ДД.ММ.ГГГГ года ему, как работнику здравоохранения, предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг. Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является администрация Любинского муниципального района. Не предоставление администрацией Любинского муниципального района мер социальной поддержки нарушает его права и законные интересы. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» Пранкевичу О.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и возложить на администрацию Любинского муниципального района Омской области обязанности по предоставлению Пранкевичу О.Н. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Казаков Ю.А. заявленные требования поддержал, уточнил их, просил суд взыскать с администрации Любинского муниципального района Омской области в пользу Пранкевича О.Н. компенсацию расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсацию расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с не предоставлением мер социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, с января по июнь ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка. Суду показал, что срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Любинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки не пропущен. Пранкевич О.Н. обратился с заявлением к прокурору Любинского района Омской области в апреле ДД.ММ.ГГГГ г., в ходе проведенной прокуратурой проверки был установлен факт нарушения прав Пранкевича О.Н. и направлено заявление в суд. Дело рассматривается судом в порядке искового производства. Просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Третье лицо Пранкевич О.Н. в судебном заседании требования прокурора поддержал, суду показал, что в ДД.ММ.ГГГГ году ему выплачивались денежные средства в связи с предоставлением мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время предусмотренные законом меры социальной поддержки ему не предоставлялись, хотя он приносил в администрацию МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» документы, необходимые для выплаты компенсации. О том, что администрация района не будет производить выплату компенсаций, чем нарушаются его права, он узнал после обращения в прокуратуру района в апреле ДД.ММ.ГГГГ года. Полагал, что в связи с не предоставлением указанных мер социальной поддержки администрация Любинского муниципального района нарушает его права, предусмотренные законом. Просил заявленные требования прокурора удовлетворить. Представитель ответчика администрации Любинского муниципального района Омской области Мурженко С.Г., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований прокурора. Суду показала, что перечень вопросов местного значения муниципального района установлен ст. 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения, не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ч.2 ст. 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправеосуществлять расходы за счет средств местного бюджета на осуществление государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В связи с указанным, не имеется правовых оснований для возложения на администрацию района обязанности осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения, и для признания незаконным бездействия. Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», являются отдельными государственными полномочиями Омской области и переданы органам местного самоуправления муниципального района на неограниченный срок для исполнения. В соответствии с ч.5 ст. 19 Закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. С ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время субвенции на выплату компенсаций расходов работникам здравоохранения из областного бюджета в бюджет муниципального района не предоставлялись. Это является подтверждением того, что, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, но это является их правом, а не обязанностью. Кроме этого, в настоящее время дефицит бюджета района составляет ДД.ММ.ГГГГ млн. руб. Таким образом, до тех пор, пока переданные государственные полномочия не будут обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, требование о возложении обязанности по их финансированию на администрацию Любинского муниципального района будет прямо противоречить действующему законодательству. Часть 5 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции не обязывает органы местного самоуправления к сохранению отмененных льгот медицинским работникам, а всего лишь наделяет органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению им мер социальной поддержки. При этом, не только сами меры, но и их размер, порядок и условия предоставления органы местного самоуправления определяют самостоятельно. Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.4.1 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Закона № 131-ФЗ, в случае принятия представительным органом решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. На сегодняшний день такое решение не принято и оно не может быть принято, так как приведет к нарушению принципов самостоятельности и сбалансированности бюджета района. В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. В соответствии со ст. 16 Закона № 1061-03 положения Кодекса о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно Законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных государственных полномочий. Последний раз субвенции на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, поступали из областного бюджета в бюджет Любинского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ году. В соответствии со ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36,37 Кодекса о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года, субвенции из областного бюджета в бюджет Любинского муниципального района на предоставление установленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части медицинских учреждений в 2009 году не поступали. В соответствии с п.2 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36,37 Кодекса о социальной защите отдельных категорий граждан, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, субвенции из областного бюджета в бюджет Любинского муниципального района па предоставление установленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части муниципальных медицинских учреждений в 2010 году не поступали. В соответствии с п.2 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36,37 Кодекса о социальной защите отдельных категорий граждан, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2011 года, субвенции из областного бюджета в бюджет Любинского муниципального района на предоставление установленных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части муниципальных медицинских учреждений за истекший период 2011 года также не поступали. Учитывая, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений Омской области, в виде права па получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, установлены Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», являются отдельными государственными полномочиями Омской области, органам местного самоуправления муниципального района переданы не были, следовательно, должны осуществляться Омской областью самостоятельно и за счет средств областного бюджета, та как являются расходными обязательствами Омской области. Действия по предоставлению мер социальной поддержки работников МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования. Принимая во внимание, что нормативный правовой акт, обязывающий администрацию Любинского муниципального района предоставлять меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» за счет средств муниципального района не принят, в отсутствие муниципального правового акта, определяющего размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки медицинских работников МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» произведение каких-либо выплат из бюджета муниципального района будет противозаконным. Кроме того, полагала, что в отношении работников МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» не может быть применен Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», на основании которого сделан расчет денежной компенсации, так как его действие должно распространяться на работников государственных учреждений здравоохранения. Вместе с тем, у нее нет оснований оспаривать произведенные расчеты и размер причитающейся компенсации. При изложенных обстоятельствах полагала, что не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации района и возложении указанных в заявлении обязанностей по предоставлению мер социальной поддержки и выплате денежной компенсации. В ходе рассмотрения дела представитель администрации Мурженко С.Г. заявляла ходатайства о прекращении производства по делу по следующим основаниям. Дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих отнесены к делам, возникающим из публичных правоотношений. Вместе с тем, при рассмотрении данного дела установлено, что в данном случае имеет место спор о праве, который должен рассматриваться в порядке искового производства. Кроме того, в соответствии со ст.256 ГПК РФ срок исковой давности по данной категории дел составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. В суде установлено, что медицинским работникам МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» до ДД.ММ.ГГГГ года предоставлялись меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учетов тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, предусмотренные ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», а с января ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время данные меры не предоставляются. Таким образом, заявители, узнав о нарушении прав еще в ДД.ММ.ГГГГ году, с момента прекращения получения компенсаций, с заявлением о защите своих нарушенных прав обратились лишь в 2011 году, пропустив тем самым срок для обращения в суд. В связи с указанным, производство по делу подлежит прекращению в связи с пропуском установленного законом срока для обращения в суд. Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором просил исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле, указав, что о прекращении предоставления льготы по оплате коммунальных услуг заявители знали с ДД.ММ.ГГГГ года, вместе с тем только в ДД.ММ.ГГГГ году обратились в прокуратуру района с просьбой обратиться в суд в их интересах о предоставлении им как медицинским работникам мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Таким образом, требования заявителей удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока для обращения в суд с иском. Кроме того, перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье Закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. Финансирование указанных полномочий, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности.Установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными,условия и порядок их предоставления устанавливаются субъектом РФ -Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса, подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса. Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал следующее. Правовые основания для возложения на администрацию Любинского муниципального района обязанности осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных медицинских работников отсутствуют. Перечень вопросов местного значения муниципального района является исчерпывающим. Органы местного самоуправления обязаны решать те вопросы, которые предусмотрены законом. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых ресурсов. Пока соответствующие полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на администрацию района. Действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования. Производство по данному делу подлежит прекращению. Меры социальной поддержки в отношении работников муниципальной системы здравоохранения являются дополнительными и реализуются органами государственной власти Омской области через органы местного самоуправления добровольно, по своему усмотрению, за счет средств областного бюджета. В связи с указанным, просил в удовлетворении заявленных требований прокурора отказать. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц. Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу п. "ж" ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Пранкевич О.Н. является работником муниципального учреждения здравоохранения "<данные изъяты> центральная районная больница" с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время работает в должности врача -хирурга. Муниципальное учреждение здравоохранения "<данные изъяты> центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённым Постановлением администрации Любинского муниципального района Омской области ДД.ММ.ГГГГ г. № №. Согласно п.1.2. настоящего Устава учредителем МУЗ "<данные изъяты> ЦРБ" является Любинский муниципальный район Омской власти в лице администрации Любинского муниципального района Омской области. Согласно решению Совета Любинского муниципального района от 06.12.2007 года № 81 на 2008 год установлен дефицит бюджета на сумму <данные изъяты> рублей. Согласно решению Совета Любинского муниципального района от 28.04.2011 года № 16 на 2011 год установлен дефицит бюджета на сумму <данные изъяты> рублей. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 г., а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г. В соответствии с положениями ст. 63 (новая редакция) "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В силу п.п. 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 г. №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. В судебном заседании установлено и представителем администрации Любинского муниципального района Омской области не оспаривалось, что Пранкевичу О.Н., в соответствии со ст. 36 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) за счёт средств бюджета по 31.12.2008 г. Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что она работает в МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в должности главного экономиста. Ею был произведен расчет компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, связанных с предоставлением мер социальной поддержки медицинским работникам за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Расчет суммы компенсации был произведен на основании закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Каждым работником был предоставлен технический паспорт жилого помещения, квитанции об оплате в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годах, за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года за тепловую энергию, электроэнергию, справки о составе семьи, заявление об оказании соответствующей меры социальной поддержки. В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона. Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Как установлено судом и следует из пояснений представителя администрации Любинского муниципального района Омской области в обоснование своих возражений, подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 г.", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г.. Согласно уведомлению № № об утверждении бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрены субвенции на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности. При этом, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год". Тем не менее, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Анализируя вышеизложенное, суд соглашается с позицией прокурора Любинского района Омской области и полагает, что указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Указанный вывод суда основан на следующем. Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Из ст. 5 Устава Любинского муниципального района Омской области следует, что в перечень вопросов местного значения не входит предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения. Исследовав и оценив все доказательства в совокупности, суд находит, что требования прокурора района по признанию незаконным бездействия администрации Любинского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки являются обоснованными, поскольку решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, при имеющихся правоотношениях - администрации Любинского муниципального района Омской области. Доводы представителя администрации Любинского муниципального района Омской области об отсутствии необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, не может быть принят во внимание, так как это не является основанием для освобождения от выполнения данной обязанности по предоставлению мер социальной поддержки и может повлечь нарушение прав указанной категории граждан. В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ, местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. С учетом приведенного анализа правовых норм, суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика, представителей третьих лиц об отсутствии у администрации Любинского муниципального района самостоятельных полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников не свидетельствует об отсутствии одноименных государственных полномочий у органа местного самоуправления. Кроме того, доводы ответчика, третьих лиц о том, что положения ст.ст.14, 15, 16 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан основан на ошибочном толковании норм материального права и не может быть принят во внимание. При таких условиях, изменение правового регулирования не должно влиять на приобретенные гражданами в сфере социального обеспечения и защиты права, поскольку Российская Федерация как правовое социальное государство не может отказаться от выполнения принятых на себя публичных обязательств, отмена либо приостановление предоставления льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма возмещения. Довод представителя ответчика о том, что прокурором Любинского района Омской области пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд находит необоснованным, поскольку факт нарушения прав и законных интересов Пранкевича О.Н. был установлен прокуратурой Любинского района Омской области в апреле ДД.ММ.ГГГГ г., при этом право Пранкевича О.Н. на предоставление мер социальной поддержки продолжает нарушаться в настоящее время. В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления. В то же время администрацией Любинского муниципального района Омской области мер правового регулирования, в том числе правовых актов, регулирующих права медицинских работников, размер льгот и компенсаций, порядок их предоставления, источник финансирования, не принималось. Кроме того, представителем ответчика не представлено суду доказательств о принятии администрацией Любинского муниципального района мер для решения вопросов социальной поддержки медицинских работников путем обращения в Министерство финансов Омской области и т.п. При изложенных обстоятельствах, суд считает незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки Пранкевичу О.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи, с чем требования прокурора Любинского района Омской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Принимая во внимание, что не предоставление мер социальной поддержки существенно затрагивает права Пранкевича О.Н., суд считает возможным возложить обязанность на администрацию Любинского муниципального района обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав медицинского работника Пранкевича О.Н. путем взыскания с администрации Любинского муниципального района Омской области за счет средств казны муниципального района в его пользу компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с не предоставлением мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, с января по июнь ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка. Размер денежной компенсации суд определяет исходя из заявленных исковых требований о взыскании с ответчика в пользу Пранкевича О.Н. задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с января по июнь ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка, так как данный расчет сделан правильно и представителем ответчика не оспаривался. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с чем, государственная пошлина взысканию с администрации Любинского муниципального района Омской области в доход бюджета не подлежит. Руководствуясь ст. 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 63,153 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ст. 36 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», ст.254-258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковое заявление прокурора Любинского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» Пранкевичу О.Н. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Возложить обязанность на администрацию Любинского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав медицинского работника Пранкевича О.Н. путем взыскания с администрации Любинского муниципального района Омской области за счет средств казны муниципального района в пользу Пранкевича О.Н. компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с января ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года, с января по июнь ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд. Судья Л.В.Железнова