Решение суда от 08.07.2011 по иску ТО Управления Роспотребнадзора к ООО `НПФ Внедрение` об обязании обеспечить режим территории санитарно-защитной зоны, разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.



                                                                                                                     Дело № 2-394/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м     Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«08» июля 2011 г.                                  р.п. Любинский

Любинский суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Железновой Л.В.,

с участием представителя истца Осадчук А.В.,

представителя ответчика ООО НПФ «Внедрение» Шахворостова Д.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе к Обществу с ограниченной ответственностью научно - производственная фирма «Внедрение» об обязании обеспечить режим территории санитарно-защитной зоны, разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, согласовать проект в установленном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ года,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью научно - производственная фирма «Внедрение» об обязании обеспечить режим территории санитарно-защитной зоны, разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, согласовать проект в установленном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, в обоснование своих доводов указал следующее.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года была проведена проверка деятельности ООО «НПФ «Внедрение», осуществляющего деятельность по производству и розливу безалкогольных напитков. В ходе проверки было установлено, что ООО «НПФ Внедрение» нарушается режим территории санитарно- защитной зоны, действующее предприятие эксплуатируется без санитарно-защитной зоны, проект санитарно-защитной зоны отсутствует, что является нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Просил суд обязать ООО НПФ «Внедрение» обеспечить режим территории санитарно-защитной зоны, разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, проект согласовать в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Осадчук А.В., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика ООО НПФ «Внедрение» Шахворостов Д.Л., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, суду показал следующее. Согласно п.1.2 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 в редакции Изменений и дополнений, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 требования правил о санитарно-защитной зоне распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов. В новой редакции Правил исключены слова «действующих промышленных объектов и производств». В связи с указанным, требования истца к ООО НПФ «Внедрение» об обеспечении режима территории санитарно-защитной зоны, разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны являются незаконными. Кроме того,     указанные пункты санитарных правил распространяются только на объекты, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Истцом не представлены доказательства того, что производство ответчика является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2. ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

В этой связи, охрана атмосферного воздуха, прежде всего, направлена на улучшение качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека окружающую среду.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, тру отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосфер: воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 настоящего закона).

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999г №52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитано-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, п.2.1., в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52 - ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Режим территории санитарно-защитной зоны определен пунктом 5.1 указанных санитарных правил.

Для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован     проектом санитарно-защитной зоны проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 2.2 указанных санитарных правил ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

П. 2.3. санитарно- эпидемиологическими правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, установлен критерий для определения размера санитарно-защитной зоны.

В соответствии с п.3.1 санитарных правил, размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно - защитной зоны. Разработка проекта санитарно- защитной зоны для объектов класса опасности является обязательной.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.199г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно статья 39 ФЗ - 52 соблюдения санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как установлено в судебном заседании, ООО НПФ «Внедрение» занимаясь деятельностью по розливу безалкогольных напитков, в процессе работы осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух. В соответствии с санитарной классификацией производство относится к предприятиям <данные изъяты> класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны <данные изъяты> метров. Однако режим территории санитарно-защитной зоны в ООО не обеспечен, проект санитарно-защитной зоны не разработан, не согласован в установленном порядке.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела.

В соответствии с п. 4 Устава общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма Внедрение» общество является юридическим лицом, считается созданным и приобретает все права с момента государственной регистрации. П.10 настоящего Устава предусмотрено, что целью создания Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли путем организации оказания услуг физическим и юридическим лицам, организации производства продукции и товаров, коммерческих и посреднических операций и на распределение полученной прибыли между его участниками. Одним из видов деятельности Общества является производство кондитерских изделий, безалкогольных напитков, пива.

Согласно ч. 1 п. 3 Положения о филиале Общества с ограниченной ответственностью НПФ «Внедрение» филиал является обособленным подразделением Общества с ограниченной ответственностью НПФ «Внедрение», расположенным вне места расположения общества и осуществляющим все его функции, в том числе функции представительства.      Из п.1, 2 настоящего Положения усматривается, что местом нахождения филиала является <адрес>, предметом деятельности филиала является прочая оптовая и розничная торговля, деятельность агентов по оптовой торговле, переработка и консервирование рыбо - и морепродуктов.

Из предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ года № ООО «НПФ Внедрение» предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ года разработать проект обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны. Проект согласовать в порядке, установленном законодательством РФ. Ответственность за выполнение мероприятий возложена на директора ООО НПФ «Внедрение» ФИО5.

Из акта проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе, выявлены нарушения в деятельности ООО НПФ «Внедрение», а именно: в установленные сроки не выполнены мероприятия предписания, в соответствии с которым не разработан проект обоснования расчетной санитарно-защитной зоны, проект не согласован в порядке, установленном законодательством РФ.

В связи с выявленными нарушениями, предусмотренными ч. 1 ст. 18.5 КоАП РФ в отношении директора ООО НПФ «Внедрение» ФИО6. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.1 КоАП РФ.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» является собственником производственного здания - цеха безалкогольных напитков, расположенного по адресу <адрес>. на основании акта -приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ года.

Из представленного проекта нормативов предельно допустимых выбросов для ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу <адрес> усматривается, что основным видом деятельности предприятия является производство пищевой продукции (пиво, безалкогольные напитки, кондитерские изделия). На предприятии имеются источники загрязнения атмосферы при работе производственного цеха. Кроме того, указано, что на расстоянии 74 м от территории предприятия расположена жилая застройка, на расстоянии 64 метров расположены строящиеся жилые дома.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что деятельность ООО НПФ «Внедрение» связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, так как основным видом деятельности предприятия является производство безалкогольных напитков. В соответствии с санитарной классификацией данный вид деятельности к относится к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно -защитной зоны 300 метров.

Исследовав материалы дела суд приходит к выводу о том, что ответчик ООО НПФ «Внедрение» не исполняет требования федерального законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, при эксплуатации объектов и производств являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не принимает меры по защите населения от воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не принимая мер по разработке проекта санитарно -защитной зоны до настоящего времени. В связи с указанным, деятельность ООО НПФ «Внедрение» без обеспечения режима территории санитарно-защитной зоны нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

При изложенных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе и возложить на ООО НПФ «Внедрение» обязанность обеспечить режим территории санитарно-защитной зоны, разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, согласовать проект в порядке, установленном законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Довод представителя ответчика о том, что действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», не распространяется на действующие промышленные объекты и производства не может быть принят во внимание, так как согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. N 01/16400-0-32 санитарно-защитные зоны устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения. Материалами дела установлено, что ООО НПФ «Внедрение» расположено в 74 м. от жилой застройки, производство предприятия относится к 3 классу опасности.

Кроме того, являются несостоятельными и доводы представителя ответчика о том, что истцом не представлены доказательства того, что ООО НПФ «Внедрение» является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека. В связи с тем, что предприятие в соответствии с установленной классификацией отнесено к 3 классу опасности, суд считает, что истец не обязан представлять суду доказательства такого рода, тогда как ответчик вправе представить доказательства отсутствия в ходе процесса производства на предприятии вредного воздействия на среду обитания, загрязнения атмосферного воздуха. Такие доказательства суду представлены не были.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, с ООО НПФ «Внедрение» необходимо взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 1, 14, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Внедрение» обеспечить режим территории санитарно-защитной зоны, разработать проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, согласовать проект в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма «Внедрение» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Любинского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в кассационном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский суд.

                   

           Судья                                                                                  Л.В.Железнова