Дело № 2-711/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Любинский 24 августа 2011 года Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Козловой М.В., при секретаре судебного заседания Анкудиновой Е.С., с участием помощника прокурора Любинского района Мосолова Е.А., представителя администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области - главы Василевского А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Любинского района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения ремонта автомобильных дорог и обязании устранить выявленные нарушения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения ремонта автомобильных дорог в р.п. Красный Яр Любинского района <адрес> Указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере дорожного хозяйства установлены факты неисполнения администрацией Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности выявлено, что дороги местного значения находятся в состоянии, не соответствующем требованиям ГОСТ Р 50597-93 и Правил дорожного движения в РФ, что создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, является причиной ухудшения технического состояния автомобилей. Просил обязать администрацию Красноярского городского поселения Любинского муниципального района <адрес> устранить выявленные нарушения путем проведения ремонтных работ. В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Омской области Мосолов Е.А. уточнил заявленные требования. Просил признать незаконным бездействие администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения текущего ремонта автомобильных дорог в р.п. Красный Яр Любинского района <адрес> по изложенным в заявлении основаниям. Возложить обязанность на администрацию Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения закона путем проведения текущего ремонта автомобильных дорог в р.п. Красный Яр Любинского района <адрес> в течение одного года - до 01.09.2012. Глава администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области Василевский А.В. требования прокурора Любинского района Омской области признал в части. Не отрицал факт нахождения дорог по <адрес> в собственности Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области. Полагал справедливой постановку вопроса об обязании администрацию Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области организовать выполнение текущих ремонтных работ на дорогах, перечисленных в заявлении в течение одного года - до 01.09.2012. Требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области по приведению дорог в надлежащее состояние не признал. Настаивал на том, что администрация поселения использует все предоставленные законом в этой сфере правомочия, в том числе, административно-распорядительного характера. Указал, что текущий ремонт дорог местного значения, находящихся в собственности, осуществляется в пределах предусмотренных в бюджете денежных средств. Администрацией Красноярского городского поселения заключены контракты на выполнение работ по ямочному ремонту дорог с асфальтобетонным покрытием на территории Красноярского городского поселения. Однако в связи с недостаточностью материальных ресурсов и отсутствием возможности их пополнения у городского поселения возможность обеспечения надлежащего технического состояния всех дорог местного значения отсутствует. Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Любинскому району ФИО4 пояснил, что дважды в год проводит проверки состояния дорог, находящихся в собственности поселений. При этом постоянно выявляется несоответствие условий содержания внутрипоселковых дорог требованиям ГОСТа. По результатам проверок вносятся предписания, применяются меры административного воздействия. Выслушав заявителя, представителя администрации Красноярского городского поселения, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Так, предусмотренная Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по содержанию автомобильных дорог, в том числе по их ремонту, дифференцирована в зависимости от обладателя вещного права и назначения автомобильной дороги. Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (в том числе капитальный), содержание автомобильных дорог. В содержание автомобильной дороги входит: поддержание ее надлежащего технического состояния, оценка технического состояния, организация и обеспечение безопасности дорожного движения. Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. При капитальном ремонте производится замена и (или) восстановление конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей и при этом затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. При ремонте не происходит изменения класса, категории дороги или полосы отвода. Классификация работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог установлена Приказом Минтранса России от 12.11.2007 № 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них". В нем определены состав и виды дорожных работ отдельно по каждому из направлений: по содержанию автодорог, по ремонту автодорог, по капитальному ремонту автодорог, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Установленный документом состав дорожных работ может дополняться необходимыми видами работ, определенными с учетом конструктивных особенностей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней и ее месторасположения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится, соответственно, к расходным обязательствам муниципальных образований (п.11 ст.13 ФЗ № 257- ФЗ). В данной связи, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения должна осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения должно осуществляться в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик соответствующих автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. Данные нормативы и правила расчета размера ассигнований бюджета на перечисленные цели утверждаются органом местного самоуправления. Согласно ст. 212 ГК РФ,в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3). Права всех собственников защищаются равным образом (п. 4). В соответствии со ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 3 Устава Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского поселения отнесено к вопросам местного значения Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, согласно п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", относятся к собственности поселения. Аналогичные нормы закреплены в ст.ст. 50, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Постановлением главы Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области № 54-П от 20 мая 2008 года «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, относящихся к собственности Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области» определены дороги, находящиеся в собственности Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области. В данный перечень дорог общего пользования местного значения р.п. Красный Яр включены дороги <адрес>. Нахождение автомобильных дорог в р.п. Красный Яр по <адрес>), в собственности Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области определяет наличие обязанности по надлежащему осуществлению дорожной деятельности, в том числе содержанию и ремонту данных автомобильных дорог муниципального значения. Данный вывод основан на положениях ст. 210 ГК РФ. Именно собственник, по общему правилу, несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, регистрации и т.п. Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Устава поселения отнесено к компетенции администрации городского поселения. Факт нахождения дорог, перечисленных в заявлении прокурора, в ненадлежащем эксплуатационном состоянии подтверждается материалами дела. Так, согласно актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороги по <адрес> на пересечении с <адрес> и <адрес> в районе домов №, №, №, № при ширине дорожного полотна 5 метров выявлены ямы и выбоины в количестве пяти штук, имеющие следующие размеры: длина 120 см., ширина 400 см., глубина 11 см.; длина 110 см., ширина 100 см., глубина 10 см.; длина 110, ширина 100 м., глубина 10 см.; длина 60 см, ширина 300 см., глубина 14 см.; длина 250 см., ширина 300 см., глубина 12 см.; при ширине дорожного покрытия 5.5 метров, что не соответствует требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения Российской Федерации. Акты составлены комиссией, в состав которой входили представитель прокуратуры Любинского района Омской области, государственный инспектор ОГИБДД ОМВД по Любинскому району и представитель администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области. Нахождение дорог в неудовлетворительном состоянии, необходимость ремонта дорожного покрытия, непроведение требуемых ремонтных работ, недостаточное финансирование на указанные цели при разбирательстве дела сторонами не оспаривалось. Доводы главы о том, что администрация городского поселения не бездействует, предпринимает меры по текущему ремонту дорог местного значения, не могут быть приняты во внимание судом. Представленные муниципальные контракты, договоры подряда, договоры об оказании услуг не подтверждают выполнение работ по текущему ремонту дорог по <адрес> Доказательств надлежащего состояния перечисленных дорог (соответствующего требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения Российской Федерации) не имеется. При изложенных обстоятельствах, суд считает незаконным бездействие администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района в части непроведения текущего ремонта автомобильных дорог <адрес>, в связи с чем, требования прокурора Любинского района Омской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р е ш и л: Требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения текущего ремонта автомобильных дорог <адрес> Обязать администрацию Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения закона путем проведения текущего ремонта автомобильных дорог <адрес> в течение одного года - до 01.09.2012. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья М.В. Козлова