Дело № 2-714/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Любинский 24 августа 2011 года Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Козловой М.В., при секретаре судебного заседания Анкудиновой Е.С., с участием помощника прокурора Любинского района Мосолова Е.А., представителя администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области - главы Маркина Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Любинского района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения ремонта автомобильных дорог и обязании устранить выявленные нарушения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения ремонта автомобильных дорог в <адрес> Указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере дорожного хозяйства установлены факты неисполнения администрацией Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности выявлено, что дороги местного значения находятся в состоянии, не соответствующем требованиям ГОСТ Р 50597-93 и Правил дорожного движения в РФ, что создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, является причиной ухудшения технического состояния автомобилей. Просил обязать администрацию Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения путем проведения ремонтных работ. В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Омской области Мосолов Е.А. уточнил заявленные требования. Просил признать незаконным бездействие администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения текущего ремонта автомобильных дорог в <адрес> по изложенным в заявлении основаниям. Возложить обязанность на администрацию Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района <адрес> устранить нарушения закона путем проведения текущего ремонта автомобильных дорог в <адрес> в течение одного года - до 01.09.2012. Глава администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области Маркин Н.И. требования прокурора Любинского района Омской области признал в части. Не отрицал факт нахождения дорог по <адрес> в собственности Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области. Полагал справедливой постановку вопроса об обязании администрацию Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области организовать выполнение текущих ремонтных работ на дорогах, перечисленных в заявлении в течение одного года - до 01.09.2012. Требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области по приведению дорог в надлежащее состояние не признал. Настаивал на том, что администрация поселения использует все предоставленные законом в этой сфере правомочия, в том числе, административно-распорядительного характера. Так, постановлением № 15-п от 01.03.2011 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения на территории Северо-Любинского сельского поселения», предусмотрено наступление материальной ответственности для владельцев транспортных средств. Кроме того, утверждена долгосрочная целевая программа Северо-Любинского сельского поселения «Повышение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении дорог Северо-Любинского сельского поселения (2010-2014 годы)», целью которой является, в том числе, совершенствование улично-дорожной сети и обеспечение круглогодичного, комфортного и безопасного движения. Оспаривая формулировку заявленных прокурором требований, Маркин Н.И. утверждал, что администрация сельского поселения в пределах, предусмотренного бюджетом лимита, осуществляет текущий ремонт дорог местного значения. Однако в связи с недостаточностью материальных ресурсов и отсутствием возможности их пополнения у сельского поселения возможность обеспечения надлежащего технического состояния всех дорог местного значения отсутствует. Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Любинскому району ФИО4 пояснил, что дважды в год проводит проверки состояния дорог, находящихся в собственности поселений. При этом постоянно выявляется несоответствие условий содержания внутрипоселковых дорог требованиям ГОСТа. По результатам проверок вносятся предписания, применяются меры административного воздействия. Выслушав заявителя, представителя администрации Северо-Любинского сельского поселения, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Так, предусмотренная Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по содержанию автомобильных дорог, в том числе по их ремонту, дифференцирована в зависимости от обладателя вещного права и назначения автомобильной дороги. Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (в том числе капитальный), содержание автомобильных дорог. В содержание автомобильной дороги входит: поддержание ее надлежащего технического состояния, оценка технического состояния, организация и обеспечение безопасности дорожного движения. Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. При капитальном ремонте производится замена и (или) восстановление конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей и при этом затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. При ремонте не происходит изменения класса, категории дороги или полосы отвода. Классификация работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог установлена Приказом Минтранса России от 12.11.2007 № 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них". В нем определены состав и виды дорожных работ отдельно по каждому из направлений: по содержанию автодорог, по ремонту автодорог, по капитальному ремонту автодорог, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Установленный документом состав дорожных работ может дополняться необходимыми видами работ, определенными с учетом конструктивных особенностей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней и ее месторасположения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится, соответственно, к расходным обязательствам муниципальных образований (п.11 ст.13 ФЗ № 257- ФЗ). В данной связи, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения должна осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения должно осуществляться в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик соответствующих автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. Данные нормативы и правила расчета размера ассигнований бюджета на перечисленные цели утверждаются органом местного самоуправления. Согласно ст. 212 ГК РФ,в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3). Права всех собственников защищаются равным образом (п. 4). В соответствии со ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, согласно п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", относятся к собственности поселения. Аналогичные нормы закреплены в ст.ст. 50, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Постановлением главы Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области № 24-П от 21.05.2008 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, относящихся к собственности Северо-Любинского муниципального района Омской области» определены дороги, находящиеся в собственности Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области. В данный перечень дорог общего пользования местного значения п. Северо-Любинский включены дороги по <адрес>. Нахождение автомобильных дорог <адрес> в собственности Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области определяет наличие обязанности по надлежащему осуществлению дорожной деятельности, в том числе содержанию и ремонту данных автомобильных дорог муниципального значения. Данный вывод основан на положениях ст. 210 ГК РФ. Именно собственник, по общему правилу, несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, регистрации и т.п. Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Устава поселения отнесено к компетенции администрации поселения. Факт нахождения дорог, перечисленных в заявлении прокурора, в ненадлежащем эксплуатационном состоянии подтверждается материалами дела. Так, согласно актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороги по <адрес> при ширине дорожного полотна 6 м. выявлены ямы и выбоины в количестве пяти штук, имеющие следующие размеры: длина 70 см., ширина 90 см., глубина 10-12 см. <адрес> при ширине дорожного покрытия 6,1 м. выявлены выбоины в количестве двух штук, имеющие размеры: длина 35 см., ширина 50 см., глубина 7-8 см. по <адрес> обнаружено разрушение дорожного полотна, наличие выбоин размером 7 см. в длину, 20 см. в ширину, до 5 см. в глубину, что не соответствует требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения Российской Федерации. Акты составлены комиссией, в состав которой входили представитель прокуратуры Любинского района Омской области, государственный инспектор ОГИБДД ОМВД по Любинскому району и представитель администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области. Нахождение дорог в неудовлетворительном состоянии, необходимость ремонта дорожного покрытия, непроведение требуемых ремонтных работ, недостаточное финансирование на указанные цели при разбирательстве дела сторонами не оспаривалось. Доводы главы о том, что администрация сельского поселения не бездействует, предпринимает меры по текущему ремонту дорог местного значения не могут быть приняты во внимание судом, поскольку документального подтверждения включения в планы либо в долгосрочную целевую программу Северо-Любинского сельского поселения «Повышение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении дорог Северо-Любинского сельского поселения (2010-2014г.г.)», утвержденной постановлением главы Северо-Любинского сельского поселения № 15-п от 15.04.2011, проведение текущего ремонта автомобильных дорог на <адрес> суду не представлено, также как не представлено доказательств надлежащего состояния перечисленных дорог (соответствующего требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения Российской Федерации). При изложенных обстоятельствах, суд считает незаконным бездействие администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района в части непроведения текущего ремонта автомобильных дорог в <адрес>, в связи с чем, требования прокурора Любинского района Омской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р е ш и л: Требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения текущего ремонта автомобильных дорог в <адрес> Обязать администрацию Северо-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения закона путем проведения текущего ремонта автомобильных дорог в <адрес> в течение одного года - до 01.09.2012. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья М.В.Козлова