Дело 2-1133/2011 г Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и «11» октября 2011 г. р.п. Любинский Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В. с участием помощника прокурора Любинского района Казакова Ю.А., Главы администрации Новокиевского сельского поселения Романовой Н.А., представителя администрации Любинского муниципального района Омской области Гвоздева А.С., при секретаре Сусленко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новокиевского сельского поселения Любинского муниципального района и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав инвалидов, о возложении на администрацию Новокиевского сельского поселения обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту инфраструктуры, у с т а н о в и л: Прокурор Любинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новокиевского сельского поселения Любинского муниципального района и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, о возложении на администрацию Новокиевского сельского поселения обязанности оборудовать вход в здание Дома культуры в <адрес> средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В обоснование доводов своего заявления указал следующее. Прокуратурой Любинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Новокиевского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области и администрации Любинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что в собственности администрации Новокиевского сельского поселения находится здание Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>. Здание указанного Дома культуры передано администрации Любинского муниципального района на праве оперативного управления. Вход в помещение Дома культуры не оборудован средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Факт отсутствия средства, обеспечивающего беспрепятственный доступ инвалидов в здание Дома культуры, лишает инвалидов возможности свободного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры. В судебном заседании прокурор Казаков Ю.А. поддержал заявление в полном объеме, просил суд его удовлетворить. В судебном заседании глава Новокиевского сельского поселения Романова Н.А. требования прокурора признала, суду показала, что средство, обеспечивающее беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещению Дома культуры не установлено в связи с отсутствием финансовых средств. В ближайшее время администрация намерена принять меры по установлению у входа в Дом культуры такого средства. Здание передано на праве оперативного управления администрации муниципального района, их работники проводят там мероприятия. Представитель администрации Любинского муниципального района Гвоздев А.С., действующий на основании доверенности, заявление прокурора не признал, суду показал, что правовые основания для возложения на администрацию муниципального района обязанности осуществлять беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры Новокиевского сельского поселения отсутствуют. Органы местного самоуправления обязаны решать только те вопросы, которые прямо установлены в Законе № 131-ФЗ, решение вопросов по осуществлению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры сельского поселения к вопросам местного значения муниципального района статьей 15 Закона № 131-ФЗ не отнесено. В случае, если полномочия органов местного самоуправления не отнесены Законом №131-ФЗ к вопросам местного значения, но установлены иными федеральными законами, они являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерацией для осуществления органами местного самоуправления. Действия по соблюдению прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры сельского поселения не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования. В связи с этим не имеется оснований для признания незаконным бездействия администрации Любинского муниципального района. Указал также, что Постановлением Главы администрации Любинского муниципального района от 22 февраля 2011 года №153-п утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда», в которой предусмотрено формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов к объектам и услугам, предоставляемым населению. Заслушав прокурора, главу Новокиевского сельского поселения Романову Н.А., представителя администрации Любинского муниципального района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 27 Конституции гарантирует право каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства. Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, закрепленным в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальною и иного назначения. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В силу п.п. 12 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с п. 3.13 Строительных норм и правила СНиП 35-01-2001 Согласно ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В судебном заседании установлено, что администрацией Новокиевского сельского поселения и администрацией Любинского муниципального района Омской области в нарушение действующего законодательства не принимаются необходимые меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующего требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» -вход в здание Дома культуры, расположенное по адресу <адрес> не оборудован таким приспособлением. Это лишает инвалидов возможности свободного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <данные изъяты> № № Муниципальное образование «Новокиевское сельское поселение» Любинского муниципального района Омской области является собственником здания дома культуры по адресу <адрес> Согласно ст.40 Устава Новокиевского сельского поселения Любинского муниципального района в собственности сельского поселения может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросов местного значения поселения, имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 5 ст. 35 Устава Любинского муниципального района Омской области к компетенции Администрации муниципального района относится координация деятельности муниципальных учреждений и организаций образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта. Согласно информации главы Новокиевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, пандусы в Новокиевском СДК отсутствуют, необходимости в их устройстве нет, так как крыльцо невысокое, с двух сторон ступенек нет, подъем плавный, можно заехать на коляске. Постановлением Главы администрации Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № № утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда» с целью формирования к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Основным исполнителем программы является Администрация Любинского муниципального района. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что соблюдение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры - Дому культуры в <адрес>, является обязанностью как администрации Любинского муниципального района, так и администрации Новокиевского сельского поселения. Судом установлено, что администрация Любинского муниципального района и администрация Новокиевского сельского поселения в нарушение требований законодательства не принимают должных мер по созданию инвалидам условий по беспрепятственному доступу к объекту социальной инфраструктуры - Дому культуры в <адрес>, чем нарушают права инвалидов. В связи с указанным, суд считает, что исковые требования прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия администрации Новокиевского сельского поселения и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. По этим же основаниям подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Новокиевского сельского поселения и администрацию Любинского муниципального района оборудовать вход в здание Дома культуры, расположенного по адресу <адрес> средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Поскольку в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит. Руководствуясь ст. 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.254-258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Любинского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района и администрации Новокиевского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Возложить обязанность на администрацию Новокиевского сельского поселения Любинского муниципального района и администрацию Любинского муниципального района Омской области оборудовать вход в здание Дома культуры, расположенного по адресу <адрес> средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд. Судья Л.В. Железнова
"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.