Решение от 12.08.2011 по гражданскому делу по иску Проскурякова В.М. к Администрации Любинского муниципального района Омской области об оспаривании решения органа местного самоуправления и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки



Дело №2-523/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский                                                                                             12 августа 2011 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Покатиленко Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лавриновой Е.В.,

с участием представителя истца Морозовой Л.М.,

представителя ответчика Чебаковой Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Проскурякова В.М. к Администрации Любинского муниципального района Омской области об оспаривании решения органа местного самоуправления и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветерана - участника Великой Отечественной войны,

УСТАНОВИЛ:

Проскуряков В.М. обратился в Любинский районный суд с иском к Администрации Любинского муниципального района Омской области, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему было отказано, в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны (ВОВ) в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и включении в список ветеранов ВОВ, претендующих на получение единовременной денежной выплаты в 2011 году, в связи с тем, что в соответствии со ст.17 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, предусмотрено только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Однако служебное жилое помещение ему никогда не предоставлялось, постоянной регистрации по месту жительства он не имеет. Просил признать незаконными решение Администрации Любинского муниципального района Омской области об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «ветеран-участник Великой Отечественной войны» и включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, претендующих на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность и возложить на ответчика обязанность предоставить ему меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны и включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны, претендующих на получение единовременной денежной выплаты в 2011 для приобретения жилья.

Истец Проскуряков В.М., извещенный надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Морозова Л.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске, дополнив их. Ее брат Проскуряков В.М. является <данные изъяты>, ранее проживал в бараке, предоставленном администрацией <данные изъяты> сельского поселения, затем в интернате <адрес>. В настоящее время истец проживает в квартире, расположенной по адресу <адрес>, которая безвозмездно предоставлена для проживания ФИО9 В удостоверении ветерана-участника ВОВ указано, что Проскуряков В.М. пользуется льготами, предусмотренными ст. 17 Закона РФ «О ветеранах». Поскольку собственного жилого помещения у Проскурякова В.М. не имеется, служебное помещение, предоставлено не было, считает, что истец имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании 28.07.2011 представитель истца Бетин Д.П., действующий на основании доверенности, поддержал требования искового заявления, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснив, что право Проскурякова В.М. на обеспечение жильем за счет бюджета, как ветерана-участника войны, незаконно ограничено отказом ответчика в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по указанной категории. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О ветеранах» ветеран ВОВ имеет право один раз получить жилье за счет средств бюджета. Проскуряков В.М. это право не реализовал, жилья в собственности не имеет, служебное помещение ему предоставлено не было.

Представитель ответчика Чебакова Л.В. в судебном заседании исковые требования Проскурякова В.М. не признала, пояснив, что в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ст.17 которого, предусматривает, что за счет средств федерального бюджета жильем обеспечиваются военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 год не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещениях. Ссылаясь на разъяснение, указанное в письме Министерства регионального развития от 19 марта 2010 года № 10496 СК/С полагала, что обеспечение данной категории граждан за счет федерального бюджета жильем в иных случаях не предусмотрено. Кроме того истцом в ходе судебного разбирательства не предоставлено доказательств подтверждающих выселение его изжилого помещения, либо не предоставления такового. Просила суд отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо Администрация Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, при надлежащем извещении, представителя для участия в судебном заседании, ходатайств и возражений не направило.

Суд, на основании ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты возложена на Российскую Федерацию как социальное государство.

Федеральный закон "О ветеранах" предусматривает систему мер социальной защиты, которые направлены на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, в том числе участников Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.

Ст. 17 Федерального Закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ, полномочия по обеспечению жильем за счет федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право ветераны ВОВ, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой установлен исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.4 указанной нормы категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета.

На территории Омской области ветеранам ВОВ меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 №99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Согласно пп.1 п.4 указанного Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз в форме предоставления гражданам, указанным в пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», - жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.

Судом установлено, что истец Проскуряков В.М. в период с марта 1945 года по сентябрь 1945 года служил в рядах Советской армии, что подтверждается справкой, выданной начальником отдела Военного комиссариата Омской области по Любинскому району (л.д.<данные изъяты>), является участником-ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ФЗ «О ветеранах» (л.д. <данные изъяты>).

Из договора безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что наймодатель ФИО10 предоставил нанимателю Проскурякову В.М. в безвозмездное пользование жилое помещение, расположенное в <адрес> (л.д. <данные изъяты>).

Истец Проскуряков В.М. не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, а также справками Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» об отсутствии недвижимости.

В соответствии со справкой, представленной Главой <данные изъяты> сельского поселения, Проскуряков В.М. на территории поселения не проживает.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, Проскуряков В.М. зарегистрирован по месту пребывания в квартире <адрес> (л.д.<данные изъяты>)

Согласно справке серии <данные изъяты> Проскуряков В.М. является инвалидом второй группы бессрочно (л.д.<данные изъяты>).

Истец обратился в Администрацию Любинского муниципального района Омской области о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран - участник Великой Отечественной Войны и включении его в список ветеранов ВОВ, претендующих на получение единовременной денежной выплаты в 2011, однако ответчиком было отказано Проскурякову В.М., о чем вынесено соответствующее решение (л.д. <данные изъяты>). При обращении в Администрацию Любинского муниципального района представителю истца разъяснено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период возможно в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, представленные документы данное право не подтверждают.

Решением комиссии по жилищным вопросам Красноярского городского поселения Любинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Проскуряков В.М. на основании п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и внесен в список очередников (л.д. <данные изъяты>) Постановлением Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ Проскуряков В.М., <данные изъяты> принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. <данные изъяты>).

Исходя из смысла п.4 ст. 17 Федерального Закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года следует, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 год не менее шести месяцев, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона и данная категория льготников имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Норма статьи о предоставлении льгот по обеспечению жильем военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных помещений, изложена через запятую, что относит данных льготников к другой категории.

Кроме этого, из содержания Письма Минрегиона РФ от 20.05.2010 N 20847-ВТ/07 по вопросу обеспечения жильем граждан, находившихся в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, следует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона "О ветеранах" военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период, подлежат обеспечению жильем как участники Великой Отечественной войны. Вышеприведенное положение Закона "О ветеранах" следует применять в части установления периода боевых действий по защите Отечества и распространять на граждан, находившихся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года.

На основании изложенного, доводы представителей истца Проскурякова В.М. о нарушении права истца на обеспечение жильем за счет федерального бюджета в связи с отказом администрации Любинского муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран-участник Великой Отечественной Войны и во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, претендующих на получение денежной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность, являются обоснованными.

С учетом приведенного анализа правовых норм, суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для обеспечения Проскурякова В.М. жилым помещением за счет федерального бюджета, в связи с указанием на это в письме Министерства регионального развития от 19 марта 2010 года № 10496 СК/С.

При изложенных обстоятельствах, суд считает незаконным отказ Администрации Любинского муниципального района Омской области в принятии Проскурякова В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны, а также отказ во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, претендующих на получение денежной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность, в связи с чем, исковые требования Проскурякова В.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, на ответчика следует возложить обязанность принять Проскурякова В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны и включить Проскурякова В.М. в список ветеранов Великой Отечественной войны, претендующих на получение единовременной денежной выплаты в 2011 году для приобретения жилого помещения в собственность.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Проскурякова В.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Любинского муниципального района Омской области в принятии Проскурякова В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны и отказ во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, претендующих на получение денежной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность.

Обязать администрацию Любинского муниципального района Омской области принять Проскурякова В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран-участник Великой Отечественной войны.

Обязать администрацию Любинского муниципального района Омской области включить Проскурякова В.М. в список ветеранов Великой Отечественной войны, претендующих на получение единовременной денежной выплаты в 2011 году для приобретения жилого помещения в собственность.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                   Н.С. Покатиленко