Заочное решение по иску ОАО `Омскоблгаз` к Пановой О.А. о возложении обязанности обеспечить доступ работников к внутриквартирному газовому оборудованию для проведения технического облуживания, по встречному иску Пановой О.А. к ОАО `Омскоблгаз`.



Дело № 2-744/2011

З А О Ч Н О Е       Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

31 октября 2011 года                  р.п. Любинский

          Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием истца ОАО «Омскоблгаз» Синицина С.В.

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Открытого акционерного общества «Омскоблгаз» к Пановой О.А. о возложении обязанности обеспечить доступ работников к внутриквартирному газовому оборудованию для проведения технического обслуживания, по встречному иску Пановой О.А. к ОАО «Омскоблгаз» об обязании прекратить действия и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Представитель ОАО «Омскоблгаз» обратился в суд с иском к Пановой О.А. о возложении обязанности обеспечить доступ работников к внутриквартирному газовому оборудованию для проведения технического обслуживания, в обоснование заявленных требований указал следующее.

Панова О.А. проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор на техническое обслуживание газопровода и газового оборудования в многоквартирном доме с ОАО «Омскоблгаз». В соответствии с п. 3.5 Договора заказчик обязан обеспечить беспрепятственный допуск работника-исполнителя в квартиру при предъявлении им служебного удостоверения для проведения плановых работ, аварийных работ, ремонта газового оборудования и снятия показаний приборов учета. В соответствии с графиком проведения технического обслуживания внутридомового газового оборудования Любинского газового участка в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года проводились плановые работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. Панова О.А. была надлежащим образом уведомлена о проведении данного вида работ, однако в нарушении ст. ст. 309, 310 ГК РФ отказалась обеспечить доступ к внутриквартирному газовому оборудованию специалистов ОАО «Омскоблгаз»» без объяснения причин. ДД.ММ.ГГГГ Пановой О.А. было вручено письмо с предложением предоставить доступ работникам ОАО «Омскоблгаз» к газовому оборудованию для проведения плановых работ и предоставлена возможность согласования времени доступа с работниками газового участка <адрес>. Однако заявки от ответчика не последовало. ДД.ММ.ГГГГ Пановой О.А. было вручено повторное письмо с указанием даты проведения ежегодного планового технического обслуживания газового оборудования - ДД.ММ.ГГГГ. П прибытии работников на место проживания ответчика в указанный день, допуск к газовому оборудованию для проведения работ осуществлён не был. ДД.ММ.ГГГГ работники Любинского газового участка в присутствии участкового уполномоченного ОМВД России по Любинскому району лейтенанта полиции ФИО14 прибыли на место проживания ответчика для проведения технического обслуживания газового оборудования, однако не были допущены в квартиру ответчика. Просили суд обязать Панову О.А. обеспечить работникам ОАО «Омскоблгаз» к внутридомовому газовому оборудованию для проведения технического обслуживания.

Ответчик Панова О.А. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к ОАО «Омскоблгаз» об обязании прекратить действия, взыскании морального вреда, указав следующее. Она ежегодно отказывается от предоставления ей услуги по техническому обслуживанию газового оборудования, так как в абонентской книжке, предоставленной ОАО «Омскоблгаз» указано, что предупредительный ремонт должен проводиться не реже одного раза в пять лет. В связи с этим сотрудники ответчика имеют право проводить техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования не реже одного раза в пять лет. Просила суд обязать ответчика прекратить действия, связанные с необходимостью проведения технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

Представитель истца ОАО «Омскоблгаз» Синицин С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, встречные требования Пановой О.А. не признал, указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между Пановой О.А. и ОАО «Омсоблгаз» был заключен договор на техническое обслуживание газопровода и газового оборудования. Указанный договор заключен на неопределенный срок. Только после его расторжения абонент имеет право на заключение договора с другой обслуживающей организацией. Согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» техническое оборудование должно проводиться раз в три года. Порядок проведения технического обслуживания газового оборудования регулируется Методическими рекомендациями по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549. Они являются специализированной организацией, в связи чем, на них возложена обязанность проведения технического обслуживания внутридомового газового оборудования. В связи с тем, что срок службы бытового газоиспользующего оборудования у ответчика истек, техническое обслуживание этого оборудования (газовой плиты) должно проводиться 1 раз в год. Нормативно-правовыми актами четко регулируется порядок и основания отключения газа у абонента, беспричинно и без предупреждения работники газового участка не имеют право отключить газ. Просил обязать Панову О.А. обеспечить работникам ОАО «Омскоблгаз» к внутридомовому газовому оборудованию для проведения технического обслуживания в 2011 году, в удовлетворении требований Пановой О.А. о взыскании компенсации морального вреда отказать в связи с их необоснованностью.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ОАО «Омскоблгаз» Рябикова Е.Р., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, указала, что работники газового участка не имеют права отключать газ без предупреждения. В выданных абонентных книжках действительно указан срок проведения планово-предупредительного ремонта 1 раз в пять лет. Однако, указанные абонентные книжки были составлены на основании ранее действовавших правил. По действующему законодательству, в частности, в соответствии с Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, техническое обслуживание газопровода и внутридомового газового оборудования должно проводится один раз в три года. Заказчик, с которым заключен договор технического обслуживания, при предъявлении служебного удостоверения обязан обеспечить беспрепятственный доступ работника газового участка для проведения плановых работ, аварийных работ, ремонта газового оборудования и снятия показаний приборов учета. Ответчику газовая плита была установлена в ДД.ММ.ГГГГ году, срок службы 10-15 лет, в связи с чем, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования у Пановой О.А. следует проводить 1 раз в год.

Ответчик Панова О.А. при надлежащем извещении, в судебное заседание не явилась, ходатайств и возражений не направила.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Панова О.А. заявленные требования ОАО «Омскоблгаз» не признала, встречные исковые требования поддержала в полном объеме, указала следующее. При заключении договора технического обслуживания с ОАО «Омскоблгаз», ей была выдана абонентная книжка, в которой указано, что планово-предупредительный ремонт производится не реже 1 раза в пять лет. Ответчик проводил у нее техническое обслуживание в мае ДД.ММ.ГГГГ года, следующее обслуживание должно быть проведено только в ДД.ММ.ГГГГ году. Подтвердила тот факт, что газовая плита у нее старая, однако ее никто не предупредил, что плиту нужно заменить. Работники газовой службы в данной ситуации должны были ее предупредить и составить акт для замены газового оборудования. Кроме того, ее действия по препятствию в доступе работников газовой службы в квартиру для технического обслуживания газового оборудования вызвано, боязнью внепланового отключения газа работниками газового участка. Просила суд обязать ответчика прекратить действия, связанные с посещением ее квартиры для проведения технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

Суд, на основании ст.167, 233 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства, против чего не возражал истец.

           Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

           На основании ч.2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч.2 ст. 543 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" издало Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549, регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

          В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Согласно п.14 постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.

Глава III Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяет права и обязанности сторон при исполнении договора.

Согласно п.21 постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки; устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования; обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Согласно п.п. в, г п. 22 Постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", поставщик газа обязан осуществлять не реже 1 раза в полугодие проверку; уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки.

Аналогичное положение содержится в п.50 п.п.б. и п. 52 п.п.д. Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307. В соответствии с данными Правилами исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время; а потребитель обязан допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;

              В соответствии с пунктами 92, 93 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования. Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования.

Как следует из п. 2.2. Методических рекомендаций по контролю за техническим обслуживанием и состоянием внутридомового газового оборудования", утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2009 г. N 1001, техническое обслуживание, диагностирование и мониторинг состояния внутридомового газового оборудования осуществляется специализированными организациями по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Согласно п.2.5 Методических рекомендаций для содержания внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в надлежащем состоянии специализированными организациями проводится комплекс работ, в том числе, техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов, запорной арматуры газопроводов.

Согласно п. 2.13 Методических рекомендаций при контроле за производством работ по технической эксплуатации объектов газораспределительных систем, предназначенных для обеспечения потребителей природными и сжиженными углеводородными газами и использования этих газов в качестве топлива, рекомендуется руководствоваться ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установка #", утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 259.

             Как следует из п. 10.3.1 ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки", утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27 июня 2003 г. N 259 техническое обслуживание газового оборудования жилых зданий должно производиться не реже одного раза в три года, общественных зданий (помещений общественного назначения) - не реже одного раза в год. По истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования техническое обслуживание этого оборудования (в период до его замены) должно производиться не реже одного раза в год в жилых зданиях и не реже одного раза в шесть месяцев в общественных зданиях (помещениях).

Согласно статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

          Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года между истцом ОАО «Омскоблгаз» в лице заместителя генерального директора начальника ОМУ ФИО15 (исполнитель) и Пановой О.А. , проживающей по адресу <адрес>, являющейся абонентом филиала <данные изъяты> газового участка ОАО «Омскоблгаз», заключен договор на техническое обслуживание внутриквартирного газопровода и газового оборудования в многоквартирном доме.

           Как следует из п.2.1.2 Договора от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель обязуется проводить техническое обслуживание газового оборудования и внутридомового газопровода согласно требованиям правил и отраслевого стандарта.

          Пунктом 2.3.5 Договора от ДД.ММ.ГГГГ на заказчика возложена обязаннность обеспечить беспрепятственный допуск работника исполнителя в квартиру при предъявлении им служебного удостоверения, для проведения плановых работ, аварийных работ, ремонта газового оборудования и снятия показаний приборов учета, а также обеспечить присутствие представителя заказчика при проведении исполнителем данных работ. О сроках и времени проведения плановых работ, а также вызванным этим временным прекращением газоснабжения исполнитель уведомляет заказчика не позднее, чем за 3 дня до начала производства соответствующих работ.

            Согласно графику проведения ВДГО <данные изъяты> газового участка <адрес> на 2011 год, утвержденного главным инженером ОМУ ОАО «Омскоблгаз», плановые работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования по ул. <адрес> должны быть проведены в ДД.ММ.ГГГГ.

        Как видно из материалов дела, ответчику неоднократно направлялись истцом письменные уведомления с предложениями обеспечения доступа слесарей к газовому оборудованию для проведения ежегодного технического обслуживания в соответствии с условиями заключенного договора. Кроме того, в случае отказа в доступе к оборудованию Панова О.А. предупреждена о расторжении договора на техническое обслуживание газового оборудования и прекращении подачи газа.

        Панова О.А. была надлежащим образом уведомлена о проведении данного вида работ, письменные уведомления лично получены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается расписками о получении почтового отправления.

          Из имеющихся в деле актов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, составленных комиссией в составе старшего мастера Любинского газового участка ФИО17 председателя ТСЖ «<данные изъяты> ФИО18 главного специалиста администрации <данные изъяты> городского поселения ФИО19, акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим мастером <данные изъяты> газового участка ФИО20., техником-бригадиром ВДГО ФИО21., УУП ОМВД России по <данные изъяты> району ФИО22. следует, что при очередном посещении абонента Пановой О.А., проживающей по ФИО23 для проведения техобслуживания газового оборудования, ответчик отказалась предоставить доступ к ВДГО слесарям ОАО «Омскоблгаз» без объяснения причин.

         Факты препятствия в обеспечении доступа слесарей ОАО «Омскоблгаз» в жилое помещение - <адрес> для проведения технического обслуживания внутридомового газового оборудования не оспаривались в судебном заседании и ответчицей Пановой О.А.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

          В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

        Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что имеются достаточные основания для удовлетворения требований ОАО «Омскоблгаз» об обязании Пановой О.А. обеспечить доступ в занимаемую ею квартиру работникам ОАО «Омскоблгаз» к внутриквартирному газовому оборудованию для проведения технического обслуживания. Заявленное требование суд находит правомерным, поскольку действия ответчицы по созданию препятствий по допуску в жилое помещение для проведения осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного газового оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ нарушают права не только истца, а также третьих лиц, и всех граждан, проживающих в данном доме.

        При этом суд находит несостоятельной ссылку ответчицы на информацию из абонентной книжки о проведении планово-предупредительного ремонта газового оборудования не реже одного раза в пять лет, так как это противоречит условиям Договора на техническое обслуживание внутриквартирного газопровода и газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного абонентом Пановой О.А. ДД.ММ.ГГГГ.

При изложенных обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения встречных исковых требований Пановой О.А. об обязании работников ОАО «Омскоблгаз» прекратить совершать действия, связанные с посещением ее квартиры для проведения технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования и взыскания в ее пользу компенсации морального вреда.

           

           На основании ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика Пановой О.А. в пользу ОАО «Омскоблгаз» госпошлину, уплаченную при подаче в суд искового заявления, в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. 309 Гражданского кодекса РФ, ст. 154 Жилищного кодекса РФ, п.п. 50, 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                        

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ОАО «Омскоблгаз» удовлетворить.

Обязать Панову О.А. обеспечить доступ работникам ОАО «Омскоблгаз» к внутриквартирному газовому оборудованию в квартире <адрес> для проведения технического обслуживания.

В удовлетворении исковых требований Пановой О.А. отказать.

Взыскать с Пановой О.А. в пользу ОАО «Омскоблгаз» государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения при представлении доказательств уважительной причины неявки.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

                  Судья                                                                                Л.В. Железнова