Решение суда от 21.11.2011 по иску прокурора Любинского района к МОУ ДОД `Дом детского творчества` и администрации Любинского муниципального района о признании бездействия незаконным в связи с нарушением прав инвалидов



Дело 2-1161/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

          «21» ноября 2011 г.                                                р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием помощника прокурора Любинского района Субботина Д.Е.,

представителя ответчика МОУ ДОД «Дом детского творчества» Сорокиной И.В.,

представителя ответчика администрации Любинского муниципального района Гвоздева А.С.,

представителя третьего лица МОУ «Любинская СОШ № 2» Литвякова И.В.,

при секретаре судебного заседания Сусленко М.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и администрации Любинского муниципального района, связанного с несоблюдением прав инвалидов незаконным, возложении обязанности оборудовать беспрепятственный доступ к объекту инфраструктуры,

                   

у с т а н о в и л:

Прокурор Любинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, о возложении на администрацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и администрацию Любинского муниципального района Омской области обязанности оборудовать вход в здание МОУ «Любинская СОШ №2» в <адрес> средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе детей-инвалидов, к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В обоснование доводов своего заявления указал следующее.

Прокуратурой Любинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и администрации Любинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что в здании МОУ «Любинская СОШ №2» расположено МОУ ДОД «Дом детского творчества» на основании договора безвозмездного пользования объектами, находящимися в оперативном управлении юридического лица. Здание школы принадлежит на праве муниципальной собственности администрации Любинского муниципального района и передано на праве оперативного управления МОУ «Любинская СОШ №2». Согласно уставу МОУ «Любинская СОШ №2» учредителем учреждения является администрация Любинского муниципального района в лице Управления образования администрации Любинского муниципального района. Вход в Дом творчества расположен в фойе указанной школы. Перед входом в помещение школы расположен лестничный пролет, не оборудованный пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа детей -инвалидов в здание школы, в том числе в МОУ ДОД «Детский дом творчества».

В судебном заседании прокурор Субботин Д.Е. поддержал заявленные требования в полном объеме.

           В судебном заседании представитель ответчика МОУ ДОД «Дом детского творчества» Сорокина И.В. требования прокурора признала, суду показала, что Дом творчества находится в здании МОУ «Любинская СОШ №2». Вход в помещение школы не оборудован пандусом по причине отсутствия денежных средств. Полагала, что в соответствии с требованиями закона администрация Дома творчества должна выполнить установку пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. По программе развития дополнительного образования на ДД.ММ.ГГГГ год администрация учреждения должна получить средства на установку пандуса в размере <данные изъяты> рублей. Дети-инвалиды в районе есть, однако в связи с отсутствием пандусов данные дети занимаются на дому, хотя могли бы посещать Дом творчества.

Представитель администрации Любинского муниципального района Гвоздев А.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования прокурора не признал, суду показал, что администрация Любинского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником указанного объекта социальной инфраструктуры является Любинский муниципальный район. Постановлением Главы администрации Любинского муниципального района от 22 февраля 2011 года №153-п утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда», в которой предусмотрено формирование к ДД.ММ.ГГГГ году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, к объектам и услугам, предоставляемым населению. Согласно указанной Программе за счет средств муниципального бюджета в ДД.ММ.ГГГГ году на реконструкцию пандусов и входных дверных проемов объектов социальной инфраструктуры предусмотрено <данные изъяты> рублей. Из бюджета Омской области и бюджета Российской Федерации средств на обеспечение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры не поступало.

            Представитель третьего лица МОУ «Любинская СОШ №2» Литвяков И.В. в судебном заседании согласился с заявленными требованиями прокурора, пояснив, что в здании МОУ «Любинская СОШ №2» на основании договора безвозмездного пользования располагается Дом творчества. Вход в здание школы и Дом творчества общий, вход не оборудован пандусом в связи с отсутствием денежных средств. В связи с чем, дети инвалиды-колясочники обучаются на дому.

Заслушав стороны, представителя третьего лица МОУ «Любинская СОШ №2», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы на основании части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

         Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантируется право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания.

Как следует из ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов вытекают из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт "ж" части 1 статьи 72, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В судебном заседании установлено, что администрацией МОУ ДОД «Дом детского творчества» и администрацией Любинского муниципального района Омской области в нарушение действующего законодательства не принимаются необходимые меры по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующего требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» -вход в здание МОУ «Любинская СОШ №2», где расположен Дом творчества по адресу: <адрес>, не оборудован таким приспособлением. Это лишает детей-инвалидов беспрепятственного доступа в здание школы, в том числе и в МОУ ДОД «Дом детского творчества».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии здание МОУ «Любинская средняя общеобразовательная школа №2», этажность 3, общей площадью 4025.80 кв.м., инвентарный номер 1255/6271, литера «А», расположенного по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении муниципального образовательного учреждения «Любинская средняя общеобразовательная школа №2».

На основании распоряжения главы Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № 31р часть здания МОУ «Любинская СОШ №2», общей площадью 374,5 кв.м. по адресу <адрес> передано в оперативное управление МОУ ДОД «Дом детского творчества».

Согласно п.1.2 Устава муниципального образовательного учреждения «Любинская средняя общеобразовательная школа №2» учредителем Учреждения является Любинский муниципальный район Омской области, от имени которого выступает Администрация Любинского муниципального района Омской области в лице Управления образования Администрации Любинского муниципального района.

Согласно п.7.2 Устава муниципального образовательного учреждения «Любинская средняя общеобразовательная школа №2» имущество Учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.

Согласно ч. 5 ст. 35 Устава Любинского муниципального района Омской области к компетенции Администрации муниципального района относится координация деятельности муниципальных учреждений и организаций образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Согласно информации директора МОУ «Любинская СОШ №2» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, в здании МОУ «Любинская СОШ№2» расположен МОУ ДОД «Дом детского творчества», которое занимает правое крыло первого этажа на праве безвозмездного пользования объектом, находящегося в оперативном управлении юридического лица. Доступ к Дому творчества осуществляется через фойе МОУ «Любинская СОШ №2». Вход в помещение школы не оборудован пандусом, поскольку это требует дополнительных затрат. В МОУ «Любинская СОШ №2» обучается 4 ребенка-инвалида, способных передвигаться самостоятельно без дополнительных средств реабилитации, и один ребенок -инвалид, использующий для передвижения инвалидную коляску, он обучается дистанционно. Считает, что установка пандуса необходима для учреждений образования.

Постановлением Главы администрации Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда» с целью формирования к ДД.ММ.ГГГГ году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Основным исполнителем программы является Администрация Любинского муниципального района.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что соблюдение прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры - при входе в здание МОУ «Любинская СОШ №2» в <адрес>, является обязанностью как администрации Любинского муниципального района, так и администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества. Судом установлено, что администрация Любинского муниципального района и администрация МОУ ДОД «Дом детского творчества» в нарушение требований законодательства не принимают должных мер по созданию детям- инвалидам условий по беспрепятственному доступу к объекту социальной инфраструктуры - в здание МОУ «Любинская СОШ №2», расположенного по адресу <адрес> чем нарушают права инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В связи с указанным, суд считает, что исковые требования прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия администрации МОУ ДОД «Дом детского творчества» и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

По этим же основаниям подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и администрацию Любинского муниципального района оборудовать вход в помещение МОУ «Любинская СОШ №2» по адресу <адрес> средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

          Поскольку в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.254-258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Любинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района и администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и администрацию Любинского муниципального района Омской области оборудовать вход в здание МОУ «Любинская СОШ №2»», расположенного по адресу <адрес>, средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

                            Судья                                                                       Л.В. Железнова