Решение суда от 21.11.2011 по иску прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия администрации Любинского района и МУЗ `Любинская ЦРБ` в связи с несоблюдением прав инвалидов



Дело 2-1160/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

          «21» ноября 2011 г.                                                р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием помощника прокурора Любинского района Субботина Д.Е.,

представителя МУЗ «Любинская ЦРБ» Горбуновой М.А.,

представителя ответчика администрации Любинского муниципального района

Омской области Гвоздева А.С.,

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная районная больница» и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав инвалидов, о возложении на администрацию муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная районная больница» обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту инфраструктуры,

                                                                   у с т а н о в и л:

Прокурор Любинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МУЗ «Любинская ЦРБ» и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, о возложении на администрацию МУЗ «Любинская ЦРБ» и администрацию Любинского муниципального района Омской области оборудовать вход в здание терапевтического корпуса МУЗ «Любинская ЦРБ» по адресу р<адрес>, средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В обоснование доводов своего заявления указал следующее.

Прокуратурой Любинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации МУЗ «Любинская ЦРБ» и администрации Любинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что на территории МУЗ «Любинская ЦРБ» по адресу <адрес> расположено здание терапевтического комплекса, которое принадлежит на праве муниципальной собственности администрации Любинского района и передано на праве оперативного управления МУЗ «Любинская ЦРБ». В указанном корпусе расположено детское отделение и детская поликлиника. Перед входом расположено крыльцо с двумя лестничными проходами. Вход в здание указанного терапевтического корпуса не оборудован средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Отсутствие такого средства, лишает инвалидов, в том числе детей-инвалидов, возможности свободного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры. Согласно Уставу МУЗ «Любинская ЦРБ» учредителем учреждения является администрация Любинского муниципального района.

В судебном заседании прокурор Субботин Д.Е. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика МУЗ «Любинская ЦРБ» Горбунова М.А. требования прокурора признала, суду показала, что средство, обеспечивающее беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - при входе в здание терапевтического корпуса МУЗ «Любинская ЦРБ» не установлено в связи с отсутствием финансовых средств. На территории Любинского района проживает <данные изъяты> детей-инвалидов, в связи с чем необходимость установления пандуса при входе в терапевтический корпус очевидна. В настоящее время в рамках реализации программы «Доступная среда» учреждению было выделено <данные изъяты> рублей, эти деньги были потрачены на ремонт крыльца и установку пандуса в здании стационара. В следующем году администрация МУЗ «Любинская ЦРБ» намерена принять меры по установлению пандуса у входа в детское отделение МУЗ «Любинская ЦРБ».

Представитель администрации Любинского муниципального района Гвоздев А.С., действующий на основании доверенности, заявление прокурора не признал, суду показал, что администрация Любинского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником указанного объекта социальной инфраструктуры является муниципальный район. Правовые основания для возложения на администрацию муниципального района обязанности осуществлять беспрепятственный доступ социальной инфраструктуры в здание терапевтического корпуса МУЗ «Любинская ЦРБ» отсутствуют. Постановлением Главы администрации Любинского муниципального района от 22 февраля 2011 года №153-п утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда», в которой предусмотрено формирование к ДД.ММ.ГГГГ году условий для обеспечения равного доступа инвалидов к объектам и услугам, предоставляемым населению. Согласно указанной Программе за счет средств муниципального бюджета в ДД.ММ.ГГГГ году на реконструкцию пандусов и входных дверных проемов объектов социальной инфаструктуры предусмотрено <данные изъяты> рублей. Из бюджета Омской области и бюджета Российской Федерации средства на обеспечение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфаструктуры не поступали. Кроме того, за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфаструктур предусмотрена административная ответственность. В связи с чем, заявленные требования прокурора подлежат рассмотрению и разрешению в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Просил прекратить производство по делу.

Заслушав стороны, представителя МУЗ «Любинская ЦРБ», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы на основании части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

         Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантируется право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания.

Как следует из ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов вытекают из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт "ж" части 1 статьи 72, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан одним из принципов охраны здоровья граждан являются доступность медико-социальной помощи, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В судебном заседании установлено, что администрацией МУЗ «Любинская ЦРБ» и администрацией Любинского муниципального района Омской области в нарушение действующего законодательства не принимаются необходимые меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - вход в здание терапевтического корпуса МУЗ «Любинская ЦРБ» по адресу <адрес> не оборудован пандусом. Это лишает инвалидов, в том числе детей -инвалидов, возможности свободного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии здание терапевтического корпуса, общей площадью 2292.50 кв.м., инвентарный номер 6567, литера «А», расположенное по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная районная больница» Любинского муниципального района Омской области.

Согласно п.3.1 Устава Муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная больница» (редакция №6) учреждение для осуществления своей деятельности наделяется на праве оперативного управления движимым и недвижимым имуществом, находящимся в собственности Любинского муниципального района.

Согласно п.3.8 Устава Муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная больница» (редакция №6) при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано обеспечивать сохранность и эффективность использования закрепленного за ним имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества.

Согласно ч. 5 ст. 35 Устава Любинского муниципального района Омской области к компетенции Администрации муниципального района относится координация деятельности муниципальных учреждений и организаций образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Постановлением Главы администрации Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда» с целью формирования к ДД.ММ.ГГГГ году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Основным исполнителем программы является Администрация Любинского муниципального района.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что соблюдение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры - на входе в здание терапевтического корпуса МУЗ «Любинская ЦРБ», расположенного по адресу <адрес>, является обязанностью как администрации Любинского муниципального района, так и администрации муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная районная больница». Судом установлено, что администрация Любинского муниципального района и администрация МУЗ «Любинская ЦРБ» в нарушение требований законодательства не принимают должных мер по созданию инвалидам условий по беспрепятственному доступу к объекту социальной инфраструктуры - терапевтического корпуса МУЗ «Любинская ЦРБ», расположенного по адресу <адрес> чем нарушают права инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В связи с указанным, суд считает, что исковые требования прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия администрации МУЗ «Любинская ЦРБ» и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

По этим же основаниям подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная районная больница» и администрацию Любинского муниципального района оборудовать вход в здание терапевтического корпуса МУЗ «Любинская ЦРБ», расположенного по адресу <адрес> средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

     Поскольку в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.254-258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Любинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района и администрации муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная районная больница» в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Возложить обязанность на администрацию муниципального учреждения здравоохранения «Любинская центральная районная больница» и администрацию Любинского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения закона и оборудовать пандусом вход в здание терапевтического корпуса МУЗ «Любинская ЦРБ», расположенного по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

                                  Судья                                                            Л.В. Железнова