Решение суда от 21.10.2011 по иску прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия администрации Любинского муниципального района и МОУ ДОД `Любинская детская художественная школа` в связи с несоблюдением права детей -инвалидов



Дело 2-1159/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

          «21» ноября 2011 г.                                                р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием помощника прокурора Любинского района Субботина Д.Е.,

представителя МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» Рыбаловой Л.А.,

представителя ответчика администрации Любинского муниципального района Гвоздева А.С.

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» и администрации Любинского муниципального района Омской области в связи с несоблюдением прав детей- инвалидов, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов к объекту инфраструктуры,

                   

у с т а н о в и л:

Прокурор Любинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, о возложении обязанности на администрацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» и администрацию Любинского муниципального района Омской области оборудовать вход в помещение Любинской детской художественной школы средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - пандусом. В обоснование доводов своего заявления указал следующее.

Прокуратурой Любинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» и администрации Любинского муниципального района. В ходе проверки установлено, что помещение детской художественной школы принадлежит на праве муниципальной собственности администрации Любинского муниципального района Омской области и передано на праве оперативного управления МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа». Вход в помещение Любинской детской художественной школы, расположенной по адресу <адрес>, не оборудован пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. Факт отсутствия средства, обеспечивающего беспрепятственный доступ детей-инвалидов в помещение Любинской детской художественной школы, лишает детей-инвалидов возможности свободного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.

В судебном заседании прокурор Субботин Д.Е. поддержал заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» Рыбалова Л.А. требования прокурора признала, суду показала, что средство, обеспечивающее беспрепятственный доступ детей-инвалидов при входе в Любинскую детскую художественную школу не установлено в связи с отсутствием финансовых средств. В ДД.ММ.ГГГГ году детскую художественную школы не посещали дети -инвалиды, однако им известно, что в районе есть такие дети.

Представитель администрации Любинского муниципального района Гвоздев А.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования прокурора не признал, суду показал, что администрация Любинского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником указанного объекта социальной инфраструктуры является муниципальный район. Постановлением Главы администрации Любинского муниципального района от 22 февраля 2011 года №153-п утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда», в которой предусмотрено формирование к ДД.ММ.ГГГГ году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, к объектам и услугам, предоставляемым населению. Согласно указанной Программе за счет средств муниципального бюджета в ДД.ММ.ГГГГ году на реконструкцию пандусов и входных дверных проемов объектов социальной инфраструктуры предусмотрено <данные изъяты> рублей. Из бюджета Омской области и бюджета Российской Федерации средств на обеспечение прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры не поступало.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы на основании части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

         Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантируется право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов, - их установление в конституционно заданных пределах относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания.

Как следует из ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов вытекают из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт "ж" части 1 статьи 72, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В судебном заседании установлено, что администрацией МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» и администрацией Любинского муниципального района Омской области в нарушение действующего законодательства не принимаются необходимые меры по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, соответствующего требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» -вход в помещение Любинской детской художественной школы, расположенной по адресу: <адрес> не оборудован пандусом. Это лишает детей-инвалидов беспрепятственного доступа в здание школы.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии нежилые помещения детской художественной школы, общей площадью 290.2 кв.м., литера «А (1П)», расположенные по адресу: <адрес> находятся в оперативном управлении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа».

Согласно п.2.1 Устава муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» учредителем Школы является Администрация Любинского муниципального района Омской области.

Согласно п.6.1 Устава муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» имущество школы закрепляется за ней на праве оперативного управления Комитетом по управлению муниципальным имуществом согласно перечня имущества на дату ее учреждения. Имущество школы является муниципальной собственностью.

Согласно ч. 5 ст. 35 Устава Любинского муниципального района Омской области к компетенции Администрации муниципального района относится координация деятельности муниципальных учреждений и организаций образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Согласно информации директора МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» Рыбаловой Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ, вход в помещение детской художественной школы не оборудован пандусом в связи с отсутствием денежных средств. В ДД.ММ.ГГГГ году художественную школу дети -инвалиды не посещают, в ДД.ММ.ГГГГ году школу посещал 1 ребенок-инвалид.

Постановлением Главы администрации Любинского муниципального района Омской области от 22.02.2011 № 153-п утверждена долгосрочная целевая программа «Доступная среда» с целью формирования к ДД.ММ.ГГГГ году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Основным исполнителем программы является Администрация Любинского муниципального района.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что соблюдение прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры - при входе в помещение МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» по адресу р.п. <адрес> является обязанностью как администрации Любинского муниципального района, так и администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа». Судом установлено, что администрация Любинского муниципального района и администрация МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» в нарушение требований законодательства не принимают должных мер по созданию детям- инвалидам условий по беспрепятственному доступу к объекту социальной инфраструктуры - вход в помещение МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» по адресу <адрес> не оборудован пандусом, вследствие чего нарушаются права инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В связи с указанным, суд считает, что исковые требования прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия администрации МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» и администрации Любинского муниципального района в связи с несоблюдением прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

По этим же основаниям подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на администрацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» и администрацию Любинского муниципального района оборудовать вход в помещение МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа», расположенного по адресу <адрес> средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

          Поскольку в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.254-258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Любинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района и администрации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» в связи с несоблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Любинская детская художественная школа» и администрацию Любинского муниципального района Омской области оборудовать вход в помещение МОУ ДОД «Любинская детская художественная школа» по адресу <адрес> средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры -пандусом.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский районный суд.

                            Судья                                                                       Л.В. Железнова