Решение суда от 16.02.2012 по иску Беспятова О.В. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда России в Любинском районе Омской области об оспаривании решения в установлении пенсии,обязании включить в стаж период службы.



Дело № 2-31/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский                                                                                       16 февраля 2012 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.,

с участием истца Беспятова О.В., его представителя Паузерс Ю.В.,

представителей ответчика Петрушенко В.Н., Горчаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беспятова О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Любинском районе Омской области (ГУ-УПФР в Любинском районе Омской области) об оспаривании решения в установлении пенсии, обязании включить в стаж период службы,

УСТАНОВИЛ:

Беспятов О.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в Любинском районе, мотивируя требования следующим.

Он выработал специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, однако ответчиком ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В его специальный стаж не был зачтен период службы в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя. С решением комиссии он не согласен, поскольку его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 15 лет. Просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж работы период работы (службы) в <адрес> в должности водителя ПЧ-<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства истец Беспятов О.В. заявленные требования утонил, просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Любинском районе Омской области об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, включить в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного законом возраста период работы (службы) в <адрес>) в должности водителя ПЧ- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Беспятов О.В. настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске с учетом их уточнений, суду показал следующее. Со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в <адрес> в должности водителя. ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в Любинском районе ему было отказано во включении данного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначении пенсии. С данным решением он не согласен, так как служба в качестве водителя в органах внутренних дел не должна приравниваться к военной службе, он относился к категории сотрудников, а не военнослужащих. Он имеет право выйти на пенсию в 48 лет, то есть в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, согласно ч. 6 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, и поступившим на работу в этих местностях не позднее шести месяцев после увольнения, время их непрерывной службы в органах внутренних дел в указанных местностях учитывается в непрерывный трудовой стаж для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, установленных для рабочих и служащих в связи с работой в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями. Кроме того, в его военном билете период службы в ОГПЧ- не указан.

Представитель истца Паузерс Ю.В., действующая на основании ордера, исковые требования истца с учетом их уточнений поддержала, указав следующее. Беспятов О.В. был принят на службу в ГППЧ - на должность водителя. Законом «О пожарной безопасности» от 18.11.1994 предусмотрено, что личный состав Государственной противопожарной службы включает сотрудников, то есть лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащих. В связи с указанным, работая водителем в оспариваемый период, Беспятов О.В. не относился к категории военнослужащих. В ДД.ММ.ГГГГ году постановлением Правительства РФ должность водителя пожарного автомобиля была отнесена к категории работников, которым досрочно назначается пенсия по старости. В период службы Беспятова О.В. в его обязанности входило обеспечение безопасности не военных объектов, а мирного населения, то есть его служба не может быть приравнена к военной. Просила суд заявленные требования удовлетворить.

Представитель ГУ-УПФР в Любинском районе Омской области Горчакова Н.А. действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав следующее. Статьей 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Согласно представленным документам у Беспятова О.В. имеетсястраховой стаж-<данные изъяты>, стаж в районах Крайнего Севера - <данные изъяты>;стаж по Списку № 1 - <данные изъяты>. Действующим пенсионным законодательством, не предусмотрено включение периода прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Представитель ГУ-УПФР в Любинском районе Омской области Петрушенко В.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по тем же основаниям, дополнила, что до ДД.ММ.ГГГГ года все виды службы, кроме государственной, были приравнены к военной службе. Беспятов О.В. служил в должности водителя пожарной части, имел специальное звание, в связи с чем его служба была приравнена к военной и не может включена в «северный стаж».

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, обозрев пенсионное дело, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Беспятов О.В. обратился в ГУ-УПФР в Любинском районе с заявлением о назначении пенсии.

Решением ГУ -УПФР в Любинском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Беспятову О.В. отказано в назначении пенсии по п.п. 1 п. 1 ст. 27, 28.1 Закона № 173-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д<данные изъяты>).

Трудовой стаж истца подсчитан ответчиком по представленным документам и составил: страховой стаж - <данные изъяты>, стаж работы в районах Крайнего Севера - <данные изъяты>, стаж на соответствующих видах работ- <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

Из трудовой книжки Беспятова О.В. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года он проходил службу в ОГПС <адрес>) в должности водителя (л.д. <данные изъяты>).

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 17.12.2001 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Согласно п. 2 ст. 28.1 Закона от 17.12.2001 г. лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1-10 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Согласно приказу № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Беспятов О.В. назначен на должность водителя III класса СВПЧ - ОВПО-7 ПАСС УВД администрации <адрес>, ему присвоено специальное звание «рядовой внутренней службы» с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом № л\с от ДД.ММ.ГГГГ старший сержант внутренней службы Беспятов О.В. - водитель ПЧ-40 ОГПС-7 УВД <адрес> уволен из органов внутренних дел на основании Положения о службе в органах внутренних дел РФ по ст. 58 п. «А» (по собственному желанию), выслуга лет составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>.

Из приказа УВД исполкома <данные изъяты> краевого совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пожарная охрана ПАСС УВД <данные изъяты> имеет статус военизированной с ДД.ММ.ГГГГ.

В штате 40-й самостоятельной военизированной пожарной части ОВПО -7 ПАСС УВД <данные изъяты>, утвержденном приказом УВД <данные изъяты> крайисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ года, значилась должность водителя, имеющего специальное звание- старшина внутренней службы.

В штате 40-й пожарной части 1 разряда ОГПС-7 УВД администрации <адрес>, утвержденном приказом УВД <данные изъяты> крайисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ, имелась должность водителя, имеющего специальное звание - прапорщик внутренней службы.

Из приказа УВД исполкома <данные изъяты> краевого совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пожарная охрана ПАСС УВД <данные изъяты> имеет статус военизированной с ДД.ММ.ГГГГ.

Из функциональных обязанностей водителя пожарного автомобиля ПЧ-40, утвержденных начальником ПЧ-40 УВД <данные изъяты> следует, что водитель обязан, в том числе, уверенно водить автомобиль, принимать боевую, резервную, грузовую технику, своевременно прибывать в часть по сигналу «Сбор» и др.

Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.08.1993 № 849, государственная противопожарная службы отнесена к ведомству Министерства внутренних дел РФ, к личному составу отнесены сотрудники, военнослужащие, работники.

Согласно ст. 7 ФЗ «О пожарной безопасности», принятого Государственной Думой 18 ноября 1994 года, личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники). На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными законами.

Учитывая, что в спорный период должность водителя относилась к категории рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, на данную категорию лиц распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе и право на льготное пенсионное обеспечение, суд приходит к выводу, что служба в должности водителя ОГПС-1 УВД <данные изъяты> края, занимаемая Беспятовым О.В. относится к категории службы, приравненной к военной.

Статьей 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенного в действие с 1 января 2002 года, предусмотрено что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.

Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).

В связи с чем, для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с 1 января 2005 года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», следует, что период прохождения военной службы, а также иной, приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 10 марта 2005 г. N 14-О, где указано, что федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По общему правилу, военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения Беспятовым О.В. приравненной к военной ней службы не уплачивались, он не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в Любинском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе Беспятову О.В. в назначении трудовой пенсии по старости является законным, в связи с этим не имеется оснований для удовлетворения требований Беспятова О.В. о включении в его трудовой стаж, периода службы в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя.

Согласно статьи 28.1 Закона № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В связи с этим, право выхода на пенсию у Беспятова О.В. возникает при условии наличия страхового стажа 20 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера 15 лет, и стажа на соответствующих видах работ - 7 лет.

Из документов, представленных ГУ-УПФР в Любинском районе, следует, что страховой стаж истца составляет -<данные изъяты>, стаж работы в районах Крайнего Севера - <данные изъяты>, стаж работы на соответствующих видах работ -<данные изъяты>, что не соответствует установленному пп. 1 п. 1 ст. 27, ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с чем, не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности назначить Беспятову О.В. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд.

Руководствуясь ФЗ 7,11, 27, 28 «О трудовых пенсиях», ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Беспятову О.В. в удовлетворении исковых требований к ГУ -УПФ РФ в Любинском районе Омской области о признании незаконным решения Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в Любинском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в назначении трудовой пенсии по старости.

Отказать в удовлетворении исковых требований Беспятова О.В. о включении в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, периода работы в должности водителя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, об обязании назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Жалоба подается через Любинский районный суд.

                           Судья                                                 Л.В. Железнова