Решение от 13.04.2012 по гражданскому делу по иску прокурора Любинского района в интересах Зябкиной И.В. к Администрации Любинского муниципального района о признании незаконным бездействия по предостав. мер социальной поддержки работнику здравоохранения



Дело № 2-174/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский                                                                                              13 апреля 2012 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Покатиленко Н.С.,

при секретаре судебного заседания Лавриновой Е.В.,

с участием прокурора Картавенко В.С.,

представителя ответчика Шевцова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области в интересах Зябкиной И.В. к Администрации Любинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по предоставлению мер социальной поддержки работнику здравоохранения и взыскании за счет средств казны Любинского муниципального района Омской области компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Зябкиной И.В. к Администрации Любинского муниципального района Омской области, мотивируя требования тем, что Зябкина И.В. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> МУЗ «<данные изъяты>» (с 01.01.2012 БУЗОО «<данные изъяты>»). За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не предоставил Зябкиной И.В., как работнику здравоохранения, меры социальной поддержки, установленные ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее - Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ) в порядке, предусмотренном ст. 37 названного закона, в редакции, действовавшей до 01.01.2012. Просил признать незаконным бездействие Администрации Любинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки работнику здравоохранения Зябкиной И.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с Администрации Любинского муниципального района Омской области (далее - Администрация района) за счет средств казны Любинского муниципального района Омской области в пользу Зябкиной И.В. компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсацию расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Помощник прокурора Любинского района Омской области Картавенко В.С. в судебном заседании увеличил размер заявленных требований, ссылаясь на допущенную ошибку при определении цены иска, просил взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения и оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в размере <данные изъяты>, по основаниям, изложенным в иске (л.д. <данные изъяты>). Пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Зябкина И.В. проживала в жилом помещении - <адрес>, с мужем и двумя несовершеннолетними дочерьми. Указанное жилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., в имеет газовое отопление.

Истец Зябкина И.В. участия в судебном заседании не принимала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие(л.д. <данные изъяты>).

Представитель ответчика Администрации Любинского муниципального района Омской области Шевцов И.И., действующий на основании доверенности от 27.12.2011 сроком действия один год (л.д. <данные изъяты>), просил в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что в соответствии с ч.2 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе, но не обязаны предоставлять меры социальной поддержки работникам здравоохранения, указанным в ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ. В порядке ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ правовой акт, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан, муниципальным районом не принимался. Статья 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ, согласно ч. 3 и ч. 4 которой Омская область передавала на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки, в отношении которых заявлен спор, за счет субвенций из областного бюджета, с 01.01.2012 утратила силу. Неоднократными решениями Арбитражного суда Омской области, вступившими в законную силу, установлен факт неисполнения Российской Федерацией, в лице Министерства финансов Российской Федерации, своей обязанности по возмещению муниципальным районам расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг и отопления работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности. В связи с указанным Администрация района не может быть надлежащим ответчиком по делу (л.д. <данные изъяты>). Кроме этого, прокурор не имел права на обращение в суд с иском в интересах Зябкиной И.В., поскольку ее заявление на имя прокурора не содержит даты обращения и в нем отсутствует личная подпись заявительницы (л.д. <данные изъяты>).

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, Комитет финансов и контроля Администрации Любинского муниципального района Омской области направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав, что начиная с 2009 года субвенции в областном бюджете на предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных медицинских учреждений не предусматривались и в бюджет муниципального района не поступали (л.д. <данные изъяты>).

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство финансов Омской области просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в отзыве на исковое заявление с заявленными требованиями не согласилось, указав, что Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Заявило о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, предусмотренного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. <данные изъяты>).

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, Правительство Омской области просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, направило отзыв на исковое заявление, в котором просило производство по делу в части оспаривания бездействия по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику прекратить, поскольку действия по обеспечению мер социальной поддержки работников медицинских учреждений не могли быть осуществлены вне нормативного регулирования, а суд не вправе обязать органы местного самоуправления принять какой-либо нормативный акт, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан муниципальным районом (л.д. <данные изъяты>).

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена и ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005, в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении вменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.

В соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действующего до 31.12.2011 года, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе связанных возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции, действовавшей до 31.12.2011) предусмотрено, что работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Омской области предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

Подпунктом 1, 3 п. 2 названной статьи установлено, что компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера).

Компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м газа на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.

Подпунктом 4 п. 2 названной статьи компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника, производится исходя из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).

В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 этой статьи.

Согласно п.3, п.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ (действовавшей до 31.12.2011) Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Выдержкой из Устава МУЗ «<данные изъяты>» (л.д.<данные изъяты>) подтверждается, что МУЗ "<данные изъяты>" является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого является Любинский муниципальный район Омской области в лице Администрации, являющейся органом местного самоуправления и гарантирующей, в соответствии с приведенными нормами, соблюдение прав граждан, в том числе в части предоставления мер социальной поддержки.

На основании Распоряжения Правительства Омской области от 02.11.2011 № 152-рп «О безвозмездной передаче в собственность Омской области муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных образований Омской области» и распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 23.12.2011 № 481-р «Об утверждении редакции № 7 Устава бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «<данные изъяты>» МУЗ «<данные изъяты>» с 01.01.2012 переименовано в БУЗОО «<данные изъяты>» (л.д.<данные изъяты>).

Из трудовой книжки следует, что Зябкина И.В. работает постоянно с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что Зябкиной И.В. до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ, предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и потребляемой электроэнергии за счёт средств бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ года предоставление указанных мер социальной поддержки прекращено.

Из справки Администрации Любинского городского поселения (л.д. <данные изъяты>) следует, что Зябкина И.В. проживает по адресу: <адрес>, совместно с мужем Зябкиным А.Н., дочерьми ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доме сгазовым отоплением.

Согласно техническому паспорту жилого помещения площадь указанного дома составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. <данные изъяты>).

Согласно справке БУ ЦСВ и МТО по Любинскому району Омской области Зябкина И.В.и члены ее семьи получателями льгот не являются(л.д. <данные изъяты>).

Расчет компенсации понесенных Зябкиной И.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и уточненный расчет компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходов на оплату отопления жилого помещения, а также на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, представленные в материалы дела (л.д. <данные изъяты>) стороной истца, произведен в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» и стороной ответчика не оспаривался.

Исходя из размера льготной площади с учетом количества проживающих в жилом помещении - четыре человека, двое из которых несовершеннолетних, и объема льготы по оплате электроэнергии, сумма компенсации расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, составила <данные изъяты>, сумма компенсации расходов на электроэнергию составила <данные изъяты>, итого общая сумма компенсации составила <данные изъяты>.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии у Зябкиной И.В., как медицинского работника, права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в связи с чем, находит заявленные прокурором района исковые требования, подлежащими удовлетворению в заявленном размере.

При этом, доводы представителя ответчика и третьих лиц на стороне ответчика, изложенные в отзывах на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку Администрацией Любинского муниципального района Омской области, при наличии у Зябкиной И.В. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, возложенная на органы местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот Зябкиной И.В., как медицинскому работнику, послужило приостановление подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" действия статей 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 1 января по 31 декабря 2009 года. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., также рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 г. №50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. №1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Однако, несмотря на указанное судебное решение, подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 №1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 и 2011 года, соответственно, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные подпункты 2 пункта 1 ст. 15 Законов Омской области от 29.12.2009 №1219-ОЗ и от 09.12.2010 № 1313-ОЗ, ставят в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению им мер социальной поддержки, что недопустимо.

Закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

Согласно Федеральному Закону от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вводится только с 01.01.2012 года.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Довод представителя ответчика со ссылкой на решения Арбитражного суда Омской области, о том, что Администрация Любинского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обладает правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Довод представителя ответчика об отсутствии оснований для обращения прокурора в суд с иском в интересах Зябкиной И.В., поскольку заявление последней в нарушение требований ч.1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не содержит даты и личной подписи, опровергается материалами дела. В заявлении Зябкиной И.В. на имя прокурора района имеется ее личная подпись(л.д. <данные изъяты>), согласно сопроводительному письму главного врача БУЗОО «<данные изъяты>» указанное заявление, вместе с заявлениями других медицинских работников БУЗОО «<данные изъяты>», было направлено прокурору Любинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), а закон, на который ссылается представитель ответчика не содержит таких оснований для отказа в рассмотрении заявления.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданин о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Суд также находит несостоятельным довод третьего лица Правительства Омской области о необходимости прекращения производства по делу, в связи с тем, что заявленные прокурором требования фактически понуждают Администрацию района принять соответствующий нормативный акт, регулирующий порядок предоставления льгот медицинским работникам, поскольку таких требований прокурором района заявлено не было, а выступление в защиту прав конкретного лица, не получившего вопреки приведенным выше нормам меры социальной поддержки, вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления не является.

Доводы Министерства финансов Омской области о пропуске срока исковой давности несостоятельны, поскольку нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина; и в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность органа местного самоуправления по предоставлению предусмотренных законом мер социальной поддержки сохраняется, на момент рассмотрения дела нарушение не устранено.

Органы местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях представляют муниципальное образование и от его имени приобретают и осуществляют права и обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Казна представляет собой всякое нераспределенное имущество.

На основании ч. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

До зачисления на бюджетный счет денежные средства не бюджетные и представляют собой казну муниципального образования.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Надлежит признать незаконным бездействие Администрации Любинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работнику МУЗ «<данные изъяты>» Зябкиной И.В. в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и взыскать с Администрации Любинского муниципального района Омской области за счет казны Любинского муниципального района Омской области в пользу Зябкиной И.В. компенсацию расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на оплату отопления жилого помещения в размере <данные изъяты> и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Любинского района Омской области, заявленные в интересах Зябкиной И.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Любинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работнику МУЗ «<данные изъяты>» Зябкиной И.В. в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Взыскать с Администрации Любинского муниципального района Омской области за счет казны Любинского муниципального района Омской области в пользу Зябкиной И.В. компенсацию расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на оплату отопления жилого помещения в размере <данные изъяты> и на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                                    Н.С. Покатиленко