Решение от 13 июня 2012 года по иску о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.



Дело № 2-324/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский                                                                                                  13 июня 2012 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Козловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Сусленко М.А.,

с участием истца Васильева П.А.,

представителя ответчика ГУ-УПФР в Любинском районе Петрушенко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева П.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Любинском районе Омской области (ГУ-УПФР в Любинском районе Омской области) о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Васильев П.А. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в Любинском районе Омской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав о том, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности. В специальный стаж комиссией не включен период службы по призыву в Вооруженных силах ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а кроме этого не включены: период работы в должности фельдшера в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы в должности фельдшера <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - когда он проходил обучение на курсах повышения квалификации. С решением не согласен. Просил обязать ГУ-УПФР в Любинском районе Омской области включить указанные периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ФИО2 ссылался на то, что во время службы в армии по призыву выполнял обязанности фельдшера медицинского пункта части . В подтверждение факта работы в должности фельдшера медицинского пункта части представил служебную характеристику, выданную начальником медицинской службы воинской части . Утверждал о том, что проходил службу в <данные изъяты> Воинская часть была засекречена, в настоящее время расформирована. По указанной причине сведений в архивах Министерства обороны РФ об этой воинской части нет. В течение всего времени нахождения на курсах повышения квалификации ему начислялась заработная плата, специальный трудовой стаж в этот период не прерывался. Настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске.

В отзыве на исковое заявление и.о. начальника ГУ-УПФР в Любинском районе Омской области ФИО10 просила в иске Васильеву П.А. отказать. Указала о том, что на день обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж истца составил <данные изъяты>. В специальный стаж Васильеву П.А. не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в армии по призыву, так как им не представлены документы, подтверждающие выполнение лечебной работы в этот период. Кроме этого, не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в Любинском районе Петрушенко В.Н. просила в удовлетворении требований Васильеву П.А. отказать по основаниям, изложенным в отзыве и.о. начальника ГУ-УПФР в Любинском районе Омской области.                                                                                                                                                        

Представитель ответчика ГУ-УПФР в Любинском районе Горчакова Н.А. при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщила, ходатайств не заявила.

Рассмотрев дело в объеме заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Васильев П.А. обратился в ГУ-УПФР в Любинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости указав о том, что отработал в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности не менее ДД.ММ.ГГГГ

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в Любинском районе от ДД.ММ.ГГГГ Васильеву П.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности. В специальный стаж комиссией не включен период службы по призыву в Вооруженных силах ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а кроме этого не включены: период работы в должности фельдшера в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы в должности фельдшера <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Васильев П.А. проходил обучение на курсах повышения квалификации.

В силу требований ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 во исполнение требований ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в российской федерации".

Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что для назначения пенсии за выслугу лет необходимо наличие двух условий: выполнение работы в должности врача или среднего медицинского персонала, а также выполнение этой работы в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении всех форм собственности.

В ДД.ММ.ГГГГ году Васильев П.А. окончил обучение в <данные изъяты> по специальности фельдшерская. Решением государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Васильеву П.А. присвоена квалификация фельдшер. Указанное следует из диплома серии <данные изъяты>.

Согласно записям в трудовой книжке истца Васильева П.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Вооруженных силах ФИО1 (записи ).

О том же свидетельствуют и записи в военном билете на имя Васильева П.А.

Из пенсионного дела и пояснений представителей ответчика в судебном заседании, установлено, что на момент обращения истца с заявлением в ГУ-УПФР в Любинском районе общий его специальный стаж составил <данные изъяты>.

Вместе с тем, период службы истца Васильева П.А. в Вооруженных силах ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, относился к периоду деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медработникам.

В период прохождения истцом службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п."г" п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу п. 4 Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала право на льготную пенсию. При этом служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия, также предусматривалось, что периоды работы в здравоохранении в сельской местности включались в специальный стаж в льготном исчислении (п.5 Положения).

Кроме этого Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет
(утв. постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 464).

Таким образом, действующее на тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета периода службы в армии в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав в области пенсионного обеспечения.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Следовательно, период службы истца в армии подлежал включению в специальный стаж без учета вновь установленных ограничений.

Факт прохождения Васильевым П.А. военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера медицинского пункта войсковой части подтверждается служебной характеристикой, выданной начальником медицинской службы воинской части .

Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утв. Указом Президиума ВС СССР от 30.07.1975, Уставу внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, Руководства по медицинскому обеспечению Советской Армии и военно-морского флота, введенного в действие приказом заместителя министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР от 31.05.1989 № 64, Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации на мирное время, утвержденое приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1 от 15.01.2001 дежурный фельдшер (санитарный инструктор) по медицинскому пункту проводит медицинский осмотр, оказывает первую (доврачебную) медицинскую помощь, выполняет врачебные назначения больным, оказывает лечебно-профилактическую помощь, в отсутствие врача отвечает за оказание медицинской помощи.

Среди должностей, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, указывалась должность фельдшера, относящаяся к среднему медицинскому персоналу.

Согласно Перечню военно-медицинских частей и учреждений на 01.12.1992, утвержденному Министром здравоохранения РФ от 18.02.1993 к лечебно-профилактическим учреждениям относились медицинские пункты в воинских частях.

При таких обстоятельствах, период службы Васильева П.А. в армии подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Между тем, суд не усматривает оснований для льготного исчисления вышеуказанного периода как год за год и три месяца, поскольку истцом не представлено доказательств того, что он в период службы в армии по призыву работал в сельской местности либо поселке городского типа.

Таким образом, период службы Васильева П.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в воинской части подлежит зачету в стаж работы в календарном порядке.

Также подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

В соответствии с утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. "ж" п. 1 предусматривалось, что в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности. В самом Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусмотрены медсанчасти и здравпункты, фельдшеры, все независимо от наименования должности.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу п.п. 4 данных Правил в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В связи с тем, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы за работниками сохранялась заработная плата, то в указанные периоды работодатель производил отчисления в Пенсионный Фонд РФ.

В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. В указанный период работодатель производит отчисления в Пенсионный Фонд РФ. Аналогичные положения содержались в ст. 112 КЗоТ РСФСР.

При таких обстоятельствах суд полагает, что работник, находясь на курсах повышения квалификации, сохраняет место работы, выполняет обязанности, связанные непосредственно с деятельностью по охране здоровья, за него уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Факт направления Васильева П.А. на курсы повышения квалификации подтверждается приказами о направлении на курсы повышения квалификации, по окончании курсов ему выдавались соответствующие удостоверения, подтверждающие нахождение на курсах.

Повышение квалификации для Васильева П.А. является обязательным условием выполнения им работы в должности фельдшера.

Время нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж Васильеву П.А. в календарном исчислении поскольку обучение происходило не в сельской местности, а в <адрес>.

В соответствии с требованиями п.п. 20 п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

С учетом дополнительно включаемых истцу периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, всего <данные изъяты>, требуемый специальный стаж для назначения пенсии (<данные изъяты>) на день обращения ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. Право на назначение пенсии возникает с ДД.ММ.ГГГГ, так как <данные изъяты> выработано ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно истец имеет право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, с чем согласился в судебном заседании. В этой связи иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Васильева П.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Любинском районе Омской области о включении периодов работы в льготный трудовой стаж удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в Любинском районе Омской области включить в специальный стаж Васильева П.А. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период службы по призыву Васильева П.А. в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, а также периоды обучения Васильева П.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Любинском районе Омской области назначить Васильеву П.А. трудовую пенсию по пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Любинском районе Омской области в пользу Васильева П.А. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

        Судья                                                                         М.В.Козлова