Решение суда от 11 января 2011 года по иску ОАО Омский речной порт` о признании незаконными действий муниципальных служащих по постановке на регистрационный учет



Дело № 2-38/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«11» января 2011 года р.п. Любинский

Любинский суд Омской области в составе

председательствующего судьи Железновой Л.В.

с участием представителя заявителя ОАО «Омский речной порт» Болдырева В.С.,

заинтересованных лиц Скрыльникова В.В., Скрыльниковой Е.Г.,

представителя администрации Красноярского городского поселения Василевского А.В.,

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению генерального директора открытого акционерного общества «Омский речной порт» о признании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области не законными,

у с т а н о в и л:

Генеральный директор ОАО «Омский речной порт» обратился в Любинский районный суд с заявлением о признании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области Любинского района не законными. В обоснование требований указал следующее.

ОАО «Омский речной порт» является собственником жилых помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Ранее данный жилой дом имел почтовый адрес: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года на основании постановления главы Любинского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № выше данному жилому дому был присвоен адрес: <адрес> В квартире № № дома №№ с 18.11.2004 года зарегистрированы: Скрыльников В.В., Скрыльникова А.В., Скрыльникова Е.Г. Согласно письму из УФМС России по Омской области Любинского района основанием для постановки указанных граждан на регистрационный учет послужило разрешение заместителя главы муниципального образования <данные изъяты> Действиями УФМС России по Омской области Любинского района выразившимися в постановке граждан на регистрационный учет по адресу: <адрес>, нарушены права Общества на пользование и распоряжение своим недвижимым имуществом. Скрыльников В.В., Скрыльникова А.В., Скрыльникова Е.Г. по адресу: <адрес> длительное время не проживают.

Просил суд признать действия УФМС России по Омской области Любинского района по постановке Скрыльникова В.В. Скрыльниковой А.В., Скрыльниковой Е.Г. на регистрационный учет по адресу: <адрес>, незаконной и обязать УФМС России по Омской области Любинского района снять указанных граждан с регистрационного учета по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель истца Болдырев В.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования уточнил, просил привлечь в качестве соответчика администрацию Красноярского городского поселения. По существу заявленных требований показал, что в 2006 году между ЗАО <данные изъяты>» и ОАО «Омский речной порт» был заключен договор купли-продажи жилого помещения по адресу <адрес> ранее этот дом имел номер №, некоторое время номер № При заключении договора купли-продажи с ЗАО «<данные изъяты>» из представленных документов следовало, что в жилом помещении зарегистрированных лиц не было. Позже администрация ОАО «Омский речной порт», желая распорядиться своим имуществом, выявила, что в квартире № <адрес> зарегистрированы Скрыльников В.В., Скрыльникова А.В., Скрыльникова Е.Г. Данные граждане были зарегистрированы в квартире работником администрации Красноярского городского поселения без законных на то оснований, по письменному разрешению заместителя Главы администрации <данные изъяты> в период, когда данный жилой дом не был еще сдан в эксплуатацию, помещение не было жилым. Действия работников администрации Красноярского городского поселения и УФМС России по Омской области повлекли нарушение прав ОАО «Омский речной порт» на пользование и распоряжение принадлежащим имуществом. В настоящее время в данной квартире проживают другие люди, они намерены приобрести квартиры в собственность, а ОАО «Омский речной порт» желает продать эту квартиру.

В судебном заседании заинтересованное лицо Скрыльникова Е.Г., заявленные требования признала, суду показала следующее. С 2001 года они проживали в спорной квартире, которую им разрешил занять директор ЗАО <данные изъяты> по согласованию с первым заместителем Главы <данные изъяты> муниципального образования <данные изъяты> Дом этот был не достроен, но проживать в нем было можно. В этот период она и муж работали на ферме в ЗАО «<данные изъяты> После вселения они обратились к заместителю Главы <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> с просьбой зарегистрировать их семью. С письменного разрешения ФИО14 в 2004 году их прописали в квартире, и они стали проживать в жилом помещении по адресу <адрес> В дальнейшем номер дома изменился на № №. Договор социального найма и коммерческого найма с ними не заключался. Они оплачивали коммунальные услуги и считали это жилое помещение своим. В настоящее время они в данном жилом помещении они не проживают, снимают квартиру. В этой квартире проживают другие люди.

Заинтересованное лицо Скрыльников В.В., требования ОАО «Омский речной порт» признал, поддержал показания Скрыльниковой Е.Г.

Заинтересованное лицо Скрыльникова А.В. в судебное заседание не явилась по неизвестным причинам, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

Представитель администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области Василевский А.В. в судебном заседании требования ОАО «Омский речной порт» признал, суду показал, что действительно регистрация Скрыльникова В.В., Скрыльниковой А.В., Скрыльниковой Е.Г. была произведена специалистом администрации Красноярского городского поселения, который, не имея на это законных оснований в 2004 году зарегистрировал указанных лиц в жилом помещении по адресу <адрес>. В настоящее время данный специалист в администрации не работает. Для регистрации по месту жительства граждане должны были предоставлять правоустанавливающие документы на жилое помещение, разрешение собственника жилого помещения на регистрацию. Такие документы предоставлены не были.

Представитель УФМС России по Омской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представила письменный отзыв на заявление, в котором указала, что в <адрес> не имеется территориального органа ФМС России, органом регистрационного учета в данном населенном пункте является Администрация Красноярского городского поселения Любинского муниципального района. Из представленных материалов видно, что заявление о регистрации по месту жительства было подано в Администрацию Красноярского городского поселения Любинского района. Регистрацию по месту жительстваСкрыльникова В.В., Скрыльниковой А.В., Скрыльниковой Е.Г. по адресу: <адрес> производили работники администрация Красноярского городского поселения Любинского района. Регистрация граждан по месту жительства не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, регистрация является лишь предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Регистрационных действий, выразившихся в постановке на регистрационный учет Скрыльникова В.В., Скрыльниковой А.В., Скрыльниковой Е.Г. по адресу: <адрес> ни УФМС России по Омской области, ни его структурное подразделение в <данные изъяты> не производили, в связи с чем, УФМС России по Омской области, отделение УФМС России по Омской области в Любинском районе не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФМС России по Омской области.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1, 2 ст.209, ч.1 ст.288 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, жилой дом <адрес> введен в эксплуатацию в 2006 году, был построен ЗАО «<данные изъяты>» и являлся его собственностью. Заинтересованные лица Скрыльников В.В., Скрыльникова Е.Г., Скрыльникова А.В. были зарегистрированы в данном жилом помещении в 2004 году на основании письменного разрешения заместителя Главы <данные изъяты> муниципального района. Между сторонами не были заключены какие-либо соглашения относительно права пользования спорным жилым помещением.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ЗАО «<данные изъяты>» и ОАО «Омский речной порт», спорный жилой дом перешел в собственность ОАО «Омский речной порт». Заинтересованные лица продолжали быть зарегистрированными в квартире №, ОАО «Омский речной порт» не заключало с проживающими в квартире Скрыльниковым В.В., Скрыльниковой А.В., Скрыльниковой Е.Г. договор коммерческого найма, плату за проживание не взимало. В настоящее время указанные граждане в спорном жилом помещении не проживают, но с регистрационного учета не снимаются.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела.

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что Открытое акционерное общество «Омский речной порт» является собственником жилого дома, общей площадью 297, 20 кв.м., инвентарный номер №, литера «А», расположенного по адресу: <адрес>

В соответствии с постановлением Главы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года четырех -квартирному жилому дому по адресу <адрес> присвоен номер №

Согласно карточке адресного учета в квартире <адрес> зарегистрированы Скрыльников В.В., Скрыльникова А.В. с 18.11.2004 года, Скрыльникова Е.Г. с 27.10.2005 года.

Из заявления Скрыльникова В.В., адресованного заместителю Главы муниципального управления <данные изъяты> района <данные изъяты> следует, что он просит зарегистрировать его и членов его семьи по адресу <адрес>

Из заявления о регистрации Скрыльниковой Е.Г. от 27.10.2005 года по адресу <адрес> следует, что она зарегистрирована в жилом помещении на основании разрешения заместителя Главы муниципального образования ФИО18

Из информации, представленной администрацией Красноярского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № № дом, находящийся по адресу <адрес> ранее значился под № №.

Из письма, адресованного Главе <данные изъяты> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ года № № следует, что глава Красноярского городского поселения просит дать разрешение о присвоении номера жилому дому, вместо № № - № № по <адрес>

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Омской области одной из основных задач территориального органа является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

В соответствии с 2. Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что функции по регистрационному учету в Красноярском городском поселении в отношении членов семьи Скрыльниковых осуществили работники администрации Красноярского городского поселения. При изложенных обстоятельствах суд соглашается с доводами представителя УФМС России по Омской области и считает, что не имеется оснований для признания неправомерными действий должностных лиц УФМС России по Омской области и его структурного подразделения, расположенного в <адрес>. В связи с указанным, в удовлетворении требований ОАО «Омский речной порт» о признании действий УФМС России по Омской области незаконными должно быть отказано.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации",
гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Из материалов дела следует, что на момент регистрации семьи Скрыльниковых в жилом помещении по адресу <адрес> оно было собственностью ЗАО «<данные изъяты>», не относилось к государственному либо муниципальному жилищному фонду. Никаких договоров ЗАО «<данные изъяты>» с семьей Скрыльниковых на момент регистрации не заключало. С 2006 года собственником данного жилого помещения стало ОАО «Омский речной порт», которое также не заключало с членами семьи Скрыльниковых никаких соглашений о пользовании жилым помещением.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации может быть снят с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что муниципальным служащим администрации Красноярского городского поселения не правомерно была произведена регистрация граждан Скрыльникова В.В., Скрыльниковой Е.Г. Скрыльниковой А.В. в жилом помещении по адресу <адрес> так как документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилое помещение, предусмотренных законом ими представлено не было. Суд считает, что резолюция заместителя Главы <данные изъяты> муниципального района на заявлении Скрыльникова В.В. о разрешении зарегистрировать его и членов его семьи в жилом помещении по адресу <адрес> не могла служить основанием для постановки указанных граждан на регистрационный учет по месту жительства. Регистрация членов семьи Скрыльниковых в квартире <адрес> нарушает права других лиц, проживающих в настоящее время в данном жилом помещении.

В связи с указанным, суд считает, что требования ОАО «Омский речной порт» о признании незаконными действий муниципальных служащих администрации Красноярского городского поселения по постановке на регистрационный учет в квартиру <адрес> членов семьи Скрыльниковых являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно п. 19 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков, в связи с указанным государственная пошлина с администрации Красноярского городского поселения не подлежит.

Руководствуясь ст.6, 7 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 258, ст.ст.194-199 ГПК РФ суд:

Р Е Ш И Л:

Заявление открытого акционерного общества «Омский речной порт» удовлетворить.

Признать незаконными действия муниципальных служащих администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, по постановке на регистрационный учет в квартиру <адрес> Скрыльникова В.В., Скрыльниковой Е.Г. Скрыльниковой А.В..

Обязать администрацию Красноярского городского поселения Любинского муниципального района устранить допущенные нарушения законодательства путем снятия с регистрационного учета Скрыльникова В.В., Скрыльниковой Е.Г., Скрыльниковой А.В..

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Любинский суд.

Судья Л.В.Железнова