Дело 2-881/2010 г
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
«29» декабря 2010 г. р.п. Любинский
Любинский суд Омской области в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.с участием представителей истца Денисова С.В., Шоколовой Н.С.,
представителя ответчика администрации Алексеевского сельского поселения Разумовой О.Н.,
представителя ответчика администрации Любинского муниципального района Омской области Пазечко Г.А.,
при секретаре Сусленко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюДенисова В.С. о признании действий должностных лиц администрации Любинского муниципального района Омской области и администрации Алексеевского сельского поселения не законными, обязании поставить его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Денисов В.С. обратился в Любинский районный суд с исковым заявлением о признании незаконным действий администрации Любинского муниципального района Омской области. В обоснование заявленных требований указал следующее.
Он является ветераном Великой Отечественной войны, а так же инвалидом 2 группы по общему заболеванию. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> области № ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в благоустроенном жилом помещении на основании протокола заседания жилищной комиссии Алексеевского сельского поселения Любинского муниципального района. Однако данное постановление впоследствии было отменено. До настоящего времени, никто из представителей Администрации Любинского муниципального района ни разу не выехал для обследования его жилищных условий. В силу своего возраста, имеющихся заболеваний он нуждается в постоянном наблюдении врачей-специалистов, которые отсутствуют в Алексеевском сельском поселении, ему тяжело выезжать к ним на прием в <адрес>, так как <адрес> находится очень далеко. Он практически не видит, передвигается с трудом. Он имеет в собственности квартиру в 2 квартирном доме, общей площадью56 кв.м., В данном жилом помещении он прописан один, хотя проживаетс сыном, который ухаживает за ним, так как дом является неблагоустроенным и в зимний период требуется печное отопление круглосуточно, также нужно приносить в дом воду. Его сын также является инвалидом и при данных обстоятельствах, ему ухаживать за ним тоже тяжело. Считает, что квартира его не пригодна для проживания. В доме прогнил потолок, под оконными проемами имеются дыры, угол дома промерзает и появляется грибок. Они с сыном поддерживают дом самостоятельно, но косметический ремонт дома уже не помогает, дом разрушается. Ему известно, что согласно Закона «О ветеранах», в случае отсутствия благоустроенного жилья по месту жительства, его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, могут поставить на учет в другом населенном пункте, с его согласия, если он нуждается в наблюдении врачей-специалистов, которые в месте его проживания отсутствуют, либо по месту жительства своих детей или ближайший родственников. Такими населенными пунктами являются <адрес>. Однако представители администрации Алексеевского поселения, ссылаясь на тот факт, что в <адрес> отсутствует благоустроенное жилье, отказывают ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. О том, что его жилищные права нарушены он узнал в октябре 2010 года, когда обратился к помощи юриста. Просил суд восстановить срок для подачи заявления об спаривании действий муниципальных служащих, которые сняли его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать действия администрации Любинского муниципального района незаконными, обязать администрацию Любинского муниципального района поставить его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, взыскать судебные расходы в размере 20 000 рублей, понесенные им при подаче искового заявления в суд.
В судебное заседание истец Денисов В.С. не явился, доверил представление своих интересов Денисову С.В., Шоколовой Н.С.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель Денисова В.С. - Денисов С.В. поддержал заявленные требования, уточнил их, просил привлечь в качестве соответчика администрацию Алексеевского сельского поселения. Суду показал, что из справки Главы администрации Алексеевского сельского поселения следует, что <адрес> не является поселением, в котором отсутствуют централизованные инженерные сети, следовательно, Денисов В.С. имеет право на улучшение своих жилищных условий и обеспечение его благоустроенным жильем.Отсутствие в настоящее время свободного благоустроенного жилья, не может являться основанием для отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно выводов представленного им технического отчета дому требуется капитальный ремонт. К капитальному ремонту относят устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Для проведения капитального ремонта необходимы денежные средства, которые Денисов В.С., согласно Федерального Закона «О ветеранах», может получить только при постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, Денисов В.С. является инвалидом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержке инвалидов, при предоставлении инвалидам жилья необходимо учитывать их состояние здоровья и связанное с ним желание о приближении места жительства к лечебным учреждениям, остановкам общественного транспорта или другим объектам инфраструктуры. Село <адрес> находится далеко от пункта скорой медицинской помощи, поэтому он не может рассчитывать на ее приезд в случае возникновения необходимой помощи, что ставит его здоровье и жизнь под угрозу, учитывая его возраст и состояние здоровья. Просил суд признать действия администрации Алексеевского сельского поселения и Администрации Любинского муниципального района Омской области по снятию Денисова ВС. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не законными, обязать Администрацию Алексеевского сельского поселения и Администрацию Любинского муниципального района поставить его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель истца Шоколова Н.С., уточненные исковые требования истца Денисова В.С. поддержала в полном объеме, суду показала, что у истца имеется несколько оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В с. <адрес> имеются благоустроенные жилые помещения, предоставление Денисову В.С. жилья с водоснабжением и теплоснабжением улучшило бы его жилищные условия. Кроме того, согласно техническому отчету жилое помещение, в котором проживает Денисов, хотя и не признано аварийным, но и пригодным для проживания без капитального ремонта также не признано. У истца имеются хронические заболевания. Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что Денисов В.С. является ветераном Великой Отечественной Войны, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказ администрации Алексеевского сельского поселения (протокол жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года) поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконным. Просила удовлетворить заявленные требования. Претензий к администрации Алексеевского сельского поселения и администрации Любинского муниципального района в части взыскания судебных расходов, связанных с оплатой услуг юриста и государственной пошлины не имеет, представила письменное заявление об отказе от исковых требований в данной части.
Определением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года отказ от части исковых требований принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Алексеевского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области Разумова О.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Суду показала, что в 2008 году Денисову В.С. было выделено 20000 рублей, для проведения капитального ремонта, но денежных средств хватило только на проведение косметического ремонта. В настоящее время нецелесообразно проводить капитальный ремонт данного дома, так как это будет стоить больше, чем новая квартира, так как дом уже старый, хотя хозяин за ним ухаживает и внешне он выглядит нормально. В Алексеевском поселении свободного жилья не имеется. Денисов В.С. действительно является участником Великой отечественной войны, но оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося, в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия администрации не нашла, так как дом Денисова В.С. на <адрес> не признан непригодным для проживания. В селе <данные изъяты> действительно имеется благоустроенное жилье с канализацией и теплоснабжением. Просила в удовлетворении требований Денисову В.С. отказать.
Представитель администрации Любинского муниципального района Пазечко Г.А., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Суду показала, что действительно Денисов В.С. является ветераном Великой отечественной войны, инвалидом, он проживает в неблагоустроенном доме в <адрес>. Решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий принимает администрация поселения, а администрация муниципального района осуществляет проверку этих решений. Администрация Любинского муниципального района не выносила никаких решений о снятии Денисова В.С. с учета. В связи с тем, что жилое помещение, в котором проживает Денисов В.С., не признано ветхим и непригодным для проживания, администрация Алексеевского сельского поселения обоснованно не нашла оснований для признания Денисова В.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем Денисов В.С. был снят с учета.
Заслушав представителей истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.
В соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В ч. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714
"Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
(с изменениями от 9 января 2010 г.) содержится указание о том, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В судебном заседании установлено, что Денисов В.С. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы по общему заболеванию. На основании протокола № № заседания жилищной комиссии <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года Денисов В.С. внесен в общий список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № № утвержден протокол № № заседания жилищной комиссии Алексеевского сельского поселения. На основании протокола № № заседания жилищной комиссии Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года Денисов В.С. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Комиссия решила, что Денисов В.С. был поставлен на учет необоснованно, так как по техническому паспорту квартира по адресу <адрес> имеет общую площадь 56 кв.м., в квартире проживает 1 человек, что превышает учетную норму.
Постановлением Главы Алексеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ года № № Денисов В.С. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из протокола заседания жилищной комиссии Алексеевского сельского поселения №№ от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в результате обследования специализированной организацией жилого помещения по адресу <адрес> оно не признано непригодным для проживания, в связи с чем поставить Денисова В.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не представляется возможным.
Согласно удостоверению № № Денисов В.С. признан участников Великой Отечественной войны и имеет льготы согласно ФЗ «О ветеранах».
Согласно справке МСЭ № Денисов В.С. признан инвалидом 2 группы, по причине общего заболевания, не трудоспособен к трудовой деятельности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ года Денисов В.С. имеет на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу <адрес>
Согласно справке ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от ДД.ММ.ГГГГ года Денисов В.С. является собственником 1/2 доли квартиры по адресу <адрес>
Из копии лицевого счета следует, что Денисов В.С. зарегистрирован по адресу ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры 56 кв.м., две комнаты, печное отопление.
Согласно справке Главы администрации Алексеевского сельского поселения Денисов В.С. проживает по адресу <адрес>
В соответствии с договором на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ года жилое помещение по адресу с. <адрес> передано в собственность Денисову В.С. совхозом <адрес>
В соответствии с регистрационным удостоверением, выданным Любинским ПОКХ от ДД.ММ.ГГГГ года, Денисову В.С. предоставлено в собственность жилое помещение по адресу <адрес>
Согласно информации Главы администрации Любинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года № № постановление администрации Алексеевского сельского поселения от постановке Денисова В.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отменено ДД.ММ.ГГГГ года, так как он имеет на праве собственности жилое помещение по адресу <адрес>, проживает один. Площадь жилого помещения составляет 56 кв.м., что больше учетной нормы, установленной органами местного самоуправления. Жилое помещение, в котором он проживает не признано не пригодным для проживания, в связи с чем оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нет.
Из технического отчета по результатам обследования технического состояния 1/2 одноэтажного жилого дома по адресу с. <адрес> проведенного Общероссийским общественным фондом «<данные изъяты>» в ноябре 2010 года следует, что строение эксплуатируется более 40 лет, физический износ жилого дома составляет 55 %. Несущие конструкции имеют физический износ 45-80%, что может привести к обрушению. Исследуемое строение имеет признаки, по которым его следует признать непригодным для проживания помещением, либо пригодным с учетом и при условии выполнения капитального ремонта и реконструкции. Несущие конструкции строения имеют высокую степень физического износа, наружные стены и фундаменты находятся в ограниченно работоспособном состоянии, а чердачное перекрытие в неработоспособном состоянии.
Согласно справке Главы Алексеевского сельского поселения на территории Алексеевского поселения находятся 13 многоквартирных домов, которые отапливаются от централизованного теплоисточника котельной ООО «<данные изъяты>», холодное водоснабжение предоставляет ОАО «<данные изъяты>», услугу канализации предоставляет ООО «<данные изъяты>».
Согласно п. 3 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселенияхбез централизованных инженерных сетейв одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что жилое помещение по адресу <адрес>, в котором проживает Денисов С.В. не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений. Из выводов эксперта, проводившего техническое обследование данного жилого помещения, следует, что оно может быть пригодно для проживания только при условии выполнения капитального ремонта и реконструкции, так как несущие конструкции имеют физический износ от 45 до 80 процентов, что может привести к обрушению, конструктивные элементы поражены гнилью, в перекрытиях имеется зыбкость, прогиб 40-50 мм, в стенах и перегородках имеются трещины. Учитывая изложенное, суд считает, что проживание в данном жилом помещении пожилого человека создает угрозу для его жизни и здоровья
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
В связи с указанным, суд считает, что исковые требования Денисова В.С. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд считает, что действия администрации Алексеевского сельского поселения, выраженные в снятии Денисова В.С. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, являются не законными. В связи, с чем на администрацию Алексеевского сельского поселения должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона, поставить Денисова В.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание, что последнее решение жилищной комиссии Алексеевского сельского поселения по вопросу отказа Денисову В.С. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было вынесено ДД.ММ.ГГГГ года, суд считает, что установленный законом срок для обжалования действий муниципальных служащих Денисовым В.С. пропущен не был.
В связи с тем, что вопросы постановки на учет граждан проживающих на территории Алексеевского сельского поселения в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не отнесены к компетенции администрации Любинского муниципального района, в удовлетворении исковых требований Денисова В.С. к администрации Любинского муниципального района должно быть отказано.
Руководствуясь ФЗ «О ветеранах», ст. 51, 52 ЖК РФ, ст.ст. 194-199, 254-259 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Денисова В.С. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации Алексеевского сельского поселения по снятию Денисова В.С. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области поставить Денисова В.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В удовлетворении исковых требований к администрации Любинского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Любинский суд.
Судья Л.В.Железнова