Решение по делу № 2-178/2011г. по иску прокурора Любинского района о признании деятельности ИП незаконной и противоречащей требованиям законодательства в части невополнения инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух



Дело № 2-178/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

«31» марта 2011 г. р.п. Любинский

Любинский суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Железновой Л.В.,

с участием помощника прокурора Любинской районной прокуратуры Казакова Ю.А.,

ответчика индивидуального предпринимателя Абрама Л.Р.

при секретаре Сусленко М.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Любинского района Омской области о признании деятельности индивидуального предпринимателя Абрама Л.Р. незаконной и противоречащей требованиям законодательства в части невыполнения инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не разработки паспорта на опасные отходы производства и потребления, отсутствия ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходом, отсутствия проекта норм предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и соответствующего разрешения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением о признании деятельности ИП Абрам Л.Р. незаконной и противоречащей требованиям законодательства в части невыполнения инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не разработки и отсутствия согласования паспорта на опасные отходы производства и потребления, отсутствия ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходом, отсутствия проекта норм предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и соответствующего разрешения, мотивируя требования следующим.

Проверкой установлено, что ИП Абрам Л.Р. осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух из стационарных источников: кафе (отопление уголь, газ), автомобильная мойка и гараж. В нарушение действующего экологического законодательства, ИП Абрам Л.Р. не выполнил инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не разработал и не согласовал паспорта на опасные отходы производства и потребления, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходов не ведется. Также у ИП Абрама отсутствует проект норм предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и соответствующее разрешение. Таким образом, деятельность ИП Абрам Л.Р. осуществляется в нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, вследствие чего происходит загрязнение атмосферного воздуха, почв, подземных вод, что негативно отражается на благополучии и здоровье населения.

В судебном заседании помощник прокурора Любинской районной прокуратуры Казаков Ю.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик ИП Абрам Л.Р. в судебном заседании заявленные исковые требования признал, суду показал, что работа по согласованию паспортов на опасные отходы производства и потребления начата, для устранения всех нарушений необходимо время, намерен в короткое время устранить все недостатки.

Представитель третьего лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Скуднов Н.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, заявленные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2. ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, тру отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосфер: воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 настоящего закона).

В соответствии с данными принципами в целях охрана атмосферного воздуха статьей 14 настоящего закона установлены нормы, обязывающиеорганизации, индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Частями 3, 7 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 30 Федерального Закона закреплено, что в обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, входит обеспечение проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществление учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Кроме того, статья 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ч. 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность обобразовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Статья 19 Федерального закона № 89-ФЗ возлагает на индивидуальной предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельности области обращения с отходами, обязанность вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходам соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Как установлено в судебном заседании, что ИП Абрам Л.Р. в процессе своей деятельности осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух из стационарных источников, расположенных <адрес> - кафе (отопление, уголь, газ), автомобильная мойка и гараж.

Данные обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела.

Согласно акту проверки юридического лица от 03 февраля 2010 года, проведенного инспектором Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, выявлены нарушения в деятельности ИП Абрама Л.Р., а именно: имеется мойка автотранспорта, но нет инвентаризации источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нет проекта норм предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, нет разрешения на выброс вредных веществ, отсутствуют паспорта опасности на образующиеся отходы, не ведется учет образовавшихся использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов.

03 февраля 2010 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области после проведенной проверки выдано предписание № об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, в котором указано на необходимость разработки и согласования паспорта на опасные отходы производства и потребления, завести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов производства и потребления, выполнения инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработки проекта норм предельно допустимых выбросов вредных веществ, получения разрешения на выброс вредных веществ до 01.12.2010 года.

Согласно акту проверки юридического лица от 18 января 2011 года, проведенной государственным инспектором в области охраны окружающей среды, выявлены нарушения в деятельности ИП Абрама Л.Р., а именно, нет инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, нет проекта норм предельно -допустимых выбросов вредных веществ, нет разрешения на выброс вредных веществ, отсутствуют паспорта опасности на образующиеся отходы, не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных отходов, нарушаются требования ст.14, ст.18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления».

18 января 2011 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области после проведенной проверки выдано предписание № об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды, в котором указано на необходимость разработки и согласования паспорта на опасные отходы производства и потребления, завести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов производства и потребления, выполнения инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработки проекта норм предельно допустимых выбросов вредных веществ, получения разрешения на выброс вредных веществ до 01.11.2011 года.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица № № Абрам Л.Р. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального лица в ИФНС по Любинскому району Омской области.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № Абрам Л.Р. является собственником нежилого помещения (автомойка), расположенного по адресу <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № Абрам Л.Р. является собственником нежилого помещения (гараж) расположенного по адресу <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № Абрам Л.Р. является собственником нежилого помещения (кафе) расположенного по адресу <адрес>.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что деятельность ИП Абрама Л.Р. связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, так как предприятие имеет стационарные и передвижные источники выбросов вредных веществ, а именно здание автомойки, кафе, гаража.

В нарушение норм действующего законодательства ИП Абрам Л.Р. до настоящего времени не выполнил инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не разработал и согласовал паспорта на опасные отходы производства и потребления, образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам, учет отходов не ведется. Также у ИП Абрама Л.Р. отсутствует проект норм предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и соответствующее разрешение.

Деятельность ИП Абрама Л.Р. осуществляется в нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Вследствие такой деятельности происходит загрязнение атмосферного воздуха, почв, подземных вод, что негативно отражается на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения.

В связи с указанным, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора и возложить на ИП Абрама Л.Р. обязанность устранить нарушения закона и прав граждан.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины составляет 4000 рублей.

На основании изложенного, с ИП Абрама Л.Р. необходимо взыскать государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст. 1, 14, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Любинского района удовлетворить.

Признать деятельность ИП Абрама Л.Р. незаконной и противоречащей ст. 14, 18, 19 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ст. 14, 22, 30 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране
атмосферного воздуха», в части невыполнения инвентаризации источников
выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не проведения мероприятий по разработке и согласованию паспорта на опасные отходы производства и потребления,
отсутствия ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и
переданных другим лицам отходов, а также отсутствия проекта норм
предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и
соответствующего разрешения;

Обязать ИП Абрам Л.Р. устранить нарушения закона и прав граждан;

Взыскать с ИП Абрама Л.Р. государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в доход бюджета Любинского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в кассационном порядке в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Любинский суд.

Судья Л.В.Железнова