Решение от 25 июня 2012 года по иску прокурора о признании незаконным бездействия по непредоставлению мер соц. поддержки мед. работнику.



Дело № 2-349/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский                                                                                                    25 июня 2012 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Козловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Сусленко М.А.,

с участием прокурора Картавенко В.С.,

истца Стряпчей Т.А.,

представителя ответчика администрации Любинского муниципального района Омской области Шевцова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области в интересах Стряпчей Т.А. о признании незаконным бездействия администрации Любинского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику учреждения здравоохранения <данные изъяты> Стряпчей Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ответчика обязанности предоставить меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с иском в интересах Стряпчей Т.А. о признании незаконным бездействия администрации Любинского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику учреждения здравоохранения <данные изъяты> Стряпчей Т.А. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ответчика обязанности предоставить Стряпчей Т.А. меры социальной поддержки, мотивируя требования следующим. Стряпчая Т.А. в настоящее время является работником БУЗОО <данные изъяты> работает в должности медицинской сестры. До ДД.ММ.ГГГГ Стряпчая Т.А. работала в должности медицинской сестры в МУЗ <данные изъяты> в связи с чем имела право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату природного газа, используемого для отопления и компенсацию расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника в порядке и на условиях, регламентированных ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Стряпчей Т.А. не были предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (в редакции, действовавшей в период неоплаты социальных льгот), что является незаконным. Распоряжением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 152-рп предусмотрена передача учреждений здравоохранения, находящихся в собственности муниципальных образований Омской области в собственность Омской области с ДД.ММ.ГГГГ. После передачи имущества МУЗ <данные изъяты> изменило организационно-правовую форму и стало именоваться бюджетным учреждением здравоохранения Омской области <данные изъяты>». С указанной даты (ДД.ММ.ГГГГ) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 63 которых были урегулированы правоотношения предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, утратили силу. Однако на момент неисполнения обязательств по обеспечению медицинского работника мерами социальной поддержки МУЗ <данные изъяты> являлась муниципальным учреждением здравоохранения.

Помощник прокурора Любинского района Омской области Картавенко В.С. в предварительном судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил взыскать в пользу Стряпчей Т.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, а также на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения<данные изъяты>. Расчета в обоснование размера указанной суммы не представил.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Любинского района Картавенко В.С. отказался от исковых требований в части взыскания компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, оплаты электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просил суд взыскать компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения в сумме <данные изъяты>., а также на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в сумме <данные изъяты>

Отказ помощника прокурора от заявленных исковых требований в части не был согласован с прокурором Любинского района Омской области, предъявившим иск в суд, по этой причине не принят судом.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Любинского района Картавенко В.С. просил взыскать в пользу Стряпчей Т.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, а также на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения <данные изъяты>

Истец Стряпчая Т.А. в судебном заседании возражала против принятия судом отказа помощника прокурора Любинского района Картавенко В.С. от исковых требований в части взыскания компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, оплаты электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просила суд взыскать компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения, а также на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации Любинского муниципального района Омской области Шевцов И.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что дополнительные меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения, как     отдельные государственные полномочия Омской области были переданы муниципальному району на неограниченный срок в соответствии с п.3 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее - Кодекс). Вместе с тем, в соответствии со ст. 16 Кодекса положения о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно Законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных государственных полномочий. Исходя из системного толкования п.3 ст. 37 и ст. 16 Кодекса, положения Кодекса о наделении органов местного самоуправления муниципального района отдельными государственными полномочиями Омской области по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения не были введены в действие ни в 2009, ни в 2010, ни в 2011 году. Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района не была наделена отдельными государственными полномочиями Омской области по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения, предусмотренными ст.36,37 Кодекса и не может нести ответственность за их не предоставление. Правовое основание для признания незаконным бездействия администрации района по не предоставлению мер социальной поддержки работникам МУЗ <данные изъяты>, предусмотренных ст.36,37 Кодекса, отсутствует. Кроме того, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района, так как перечень вопросов местного значения муниципального района, определенный ст. 15 Федерального закона №131 -ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Статья 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан в новой редакции наделяет органы местного самоуправления полномочиями по установлению мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения. По сути, данные полномочия являются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, не переданными в установленном порядке органам местного самоуправления. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу необходимых финансовых средств на эти цели. В соответствии с ч. 4.1 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 Закона № 131-ФЗ, в случае принятия представительным органом решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий. Муниципальный правовой акт, предусматривающий предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ <данные изъяты> за счет средств бюджета муниципального района, Советом Любинского муниципального района не принят, объем льгот не определен. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан является нормативным правовым актом Омской области и не может устанавливать расходные обязательства муниципального образования.

При таких обстоятельствах, требование о возложении на Администрацию района обязанности по предоставлению за счет средств бюджета района мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «<данные изъяты> в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, в порядке, установленном Законом Омской области, является незаконным. Возложение обязанности по предоставлению данных мер в отсутствие нормативного акта, определяющего объем этих льгот, также противоречит действующему законодательству, т.к. означает по сути дела вторжение в компетенцию органов местного самоуправления, чем нарушается ст. 10 Конституции РФ о разделении властей, а также принцип самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленный в ст. 12 Конституции РФ.

Кроме того, неоднократными решениями Арбитражного суда Омской области, вступившими в законную силу, установлен факт неисполнения Российской Федерацией, в лице Министерства финансов Российской Федерации воей обязанности по возмещению муниципальным районам расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг и отопления работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности. В связи с указанным администрация района не может быть надлежащим ответчиком по делу.

Привлеченный в ходе рассмотрения дела в качестве соответчика Комитет финансов и контроля администрации Любинского муниципального района Омской области направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав, что заявленные требования прокурора необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство финансов Омской области просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в отзыве на исковое заявление с заявленными требованиями не согласилось, указав, что Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Заявило о пропуске трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, предусмотренного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кодекс, являясь нормативным правовым актом Омской области, не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области. Предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до их установления органами местного самоуправления Омской области, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, Правительство Омской области просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, направило отзыв на исковое заявление, в котором просило производство по делу в части оспаривания бездействия по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику прекратить, поскольку действия по обеспечению мер социальной поддержки работников медицинских учреждений не могли быть осуществлены вне нормативного регулирования, а суд не вправе обязать органы местного самоуправления принять какой-либо нормативный акт, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан муниципальным районом. Правовые основания для обязания администрации Любинского муниципального района Омской области осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных медицинских работников отсутствуют. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Согласно ч. 5 ст. 19 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета. Вместе с тем органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью. Поскольку соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не были переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию за период ДД.ММ.ГГГГ.г. не может быть возложена на администрацию Любинского муниципального района Омской области.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена и ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005, в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно п. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.

В соответствии с положениями ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действующего до 31.12.2011, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе связанных с возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п.3, п.4 ст. 37 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ (действовавшей до 31.12.2011) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Выдержкой из Устава МУЗ «Любинская ЦРБ» подтверждается, что МУЗ "Любинская центральная районная больница" является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого является Любинский муниципальный район Омской области в лице администрации, являющейся органом местного самоуправления и гарантирующей, в соответствии с приведенными нормами, соблюдение прав граждан, в том числе в части предоставления мер социальной поддержки.

На основании Распоряжения Правительства Омской области от 02.11.2011 № 152-рп «О безвозмездной передаче в собственность Омской области муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных образований Омской области» и распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 23.12.2011 № 481-р «Об утверждении редакции № 7 Устава бюджетного учреждения здравоохранения Омской области <данные изъяты> МУЗ <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в БУЗОО <данные изъяты>

Из трудовой книжки следует, что ФИО14 (Стряпчая) Т.А. работает постоянно с ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурной медицинской сестры <данные изъяты>.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что Стряпчей Т.А. до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ, предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и потребляемой электроэнергии за счёт средств бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ предоставление указанных мер социальной поддержки прекращено.

Из справки администрации <данные изъяты> следует, что Стряпчая Т.А. проживает по адресу: <адрес> совместно с матерью ФИО8, отцом ФИО6 и несовершеннолетней дочерью ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доме сгазовым отоплением.

Согласно техническому паспорту жилого помещения площадь указанного дома составляет <данные изъяты> кв.м.

Согласно справке БУ ЦСВ и МТО по Любинскому району Омской области меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Стряпчей Т.А. не предоставлялись. Мать ФИО8 является льготником по <данные изъяты> и пользуется социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Анализируя указанные обстоятельства и имеющиеся доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии у Стряпчей Т.А.., как медицинского работника, права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку расчет компенсации понесенных Стряпчей Т.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходов на оплату отопления жилого помещения, а также на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, представленный в материалах дела стороной истца, не соответствует ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», выполнен арифметически неверно, оспаривался медицинским работником, он не может быть положен в основу решения.

Из показаний экономиста БУЗОО <данные изъяты> ФИО9, допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста, следует, что она рассчитывала компенсацию на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления из расчета норматива равного <данные изъяты> вместо положенных <данные изъяты> куб.м газа на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, поскольку ей так объяснил экономист больницы, работавший до ее назначения на должность. Она не знала, что указанный норматив не может применяться в расчетах для медицинских работников. Кроме того, из общего количества потребленного газа не вычитались расходы медицинских работников на пищеприготовление.

Суд не вправе выйти за пределы исковых требований и произвести расчет иным образом, чем просит истец в иске. Однако суд вправе произвести корректировку расчета с учетом фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не нарушив тем самым процессуальные права истца, так как не выходит за пределы заявленных исковых требований - взыскание с ответчика в пользу медицинского работника Стряпчей Т.А. компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" (в редакции, действовавшей до 31.12.2011) предусмотрено, что работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Омской области предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

Подпунктами 1, 3 п. 2 названной статьи установлено, что компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера).

Компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, предоставляется из расчета 5,52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 указанной статьи.

Подпунктом 4 п. 2 названной статьи компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника, производится исходя из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).

В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 №1061-ОЗ работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 этой статьи.

С учетом вышеизложенного, размер компенсации расходов по оплате отопления жилой площади по данным приборов учета тепловой энергии медицинскому работнику Стряпчей Т.А. за спорный период составляет:

<данные изъяты> (количество куб.м. газа, потребленного ДД.ММ.ГГГГ согласно прибору учета) - <данные изъяты> (куб.м. газа на пищеприготовление, исходя из норматива <данные изъяты> куб.м. на каждого проживающего человека) : <данные изъяты> кв.м. (общая площадь жилого помещения) = <данные изъяты> (куб.м. на 1 кв.м. площади). Норматив <данные изъяты> куб.м. газа на 1 кв.м. * <данные изъяты> кв.м. (льготная площадь жилого помещения с учетом несовершеннолетних детей) * <данные изъяты> (тариф 1 куб. м.) = <данные изъяты> руб. (льгота на расходы по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии за ДД.ММ.ГГГГ).

По аналогичной формуле производится и дальнейший расчет компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии.

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Аналогичные расчеты

Исходя из вышеизложенного, общий размер компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии медицинскому работнику Стряпчей Т.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.

Размер компенсации расходов на оплату электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет:

123 кВт. + (123/2 кВт) * 2,08 (тариф за 1 кВт в 2009 году) = <данные изъяты>. (компенсация расходов на оплату электроэнергии за ДД.ММ.ГГГГ);

123 кВт. + (123/2 кВт) * 2,28 (тариф за 1 кВт в 2010 году) = <данные изъяты>. (компенсация расходов на оплату электроэнергии за ДД.ММ.ГГГГ);

123 кВт. + (123/2 кВт) * 2,5 (тариф за 1 кВт в 2011 году) = <данные изъяты> (компенсация расходов на оплату электроэнергии за ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из вышеизложенного, общий размер расходов на оплату электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>

Доводы представителя ответчика и третьих лиц на стороне ответчика, изложенные в отзывах на исковое заявление, суд находит несостоятельными, поскольку администрацией Любинского муниципального района Омской области, при наличии у Стряпчей Т.А. права на получение мер социальной поддержки, в отсутствие законных оснований, не исполняется обязанность по установлению и предоставлению мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, возложенная на органы местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.

В соответствии со ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Пунктом 5 ст. 53 названного закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 63 указанного Федерального закона установлено, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами.

Как отмечалось выше, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона №122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, причиной прекращения предоставления льгот Стряпчей Т.А. как медицинскому работнику, послужило приостановление п.п. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 №1093-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" действия ст.ст. 36,37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 01 января по 31 декабря 2009 года. Письмом Министерства финансов Омской области от 20.01.2009 г., также рекомендовано приостановить действие доведенных до главных распорядителей средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2009 год, за исключением бюджетных обязательств, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

При этом определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 № 50-Г09-20, признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения п.п. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-03 "Об областном бюджете на 2009 год".

Однако, несмотря на указанное судебное решение, п.п. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 № 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год", Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» действие ст.ст. 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 и 2011 года, соответственно, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные п.п. 2 п. 1 ст. 15 Законов Омской области от 29.12.2009 № 1219-ОЗ и от 09.12.2010 № 1313-ОЗ, ставят в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению им мер социальной поддержки, что недопустимо.

Закрепленное в ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

Согласно Федеральному Закону от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» новое правовое регулирование в части предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вводится только с 01.01.2012 года.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Довод представителя ответчика со ссылкой на решения Арбитражного суда Омской области, о том, что администрация Любинского муниципального района Омской области не является надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Кроме того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обладает правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Суд также находит несостоятельным довод третьего лица Правительства Омской области о необходимости прекращения производства по делу, в связи с тем, что заявленные прокурором требования фактически понуждают администрацию района принять соответствующий нормативный акт, регулирующий порядок предоставления льгот медицинским работникам, поскольку таких требований прокурором района заявлено не было, а выступление в защиту прав конкретного лица, не получившего вопреки приведенным выше нормам меры социальной поддержки, вмешательством в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления не является.

Доводы Министерства финансов Омской области о пропуске срока исковой давности несостоятельны, поскольку нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина; и в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность органа местного самоуправления по предоставлению предусмотренных законом мер социальной поддержки сохраняется, на момент рассмотрения дела нарушение не устранено.

Органы местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях представляют муниципальное образование и от его имени приобретают и осуществляют права и обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Казна представляет собой всякое нераспределенное имущество.

На основании ч. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

До зачисления на бюджетный счет денежные средства не бюджетные и представляют собой казну муниципального образования.

Согласно п. 29 Положения «О Комитете финансов и контроля администрации Любинского муниципального района Омской области», утвержденного решением Совета Любинского муниципального района № 71 от 28.10.2008 к числу возложенных на Комитет финансов и контроля администрации в соответствии с возложенными на него задачами относится функция по исполнению судебных актов по искам к Любинскому муниципальному району о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Любинского муниципального района Омской области.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Надлежит признать незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работнику МУЗ <данные изъяты> Стряпчей Т.А. в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и взыскать с администрации Любинского муниципального района Омской области за счет казны Любинского муниципального района Омской области в пользу Стряпчей Т.А. компенсацию расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на оплату отопления жилого помещения в размере <данные изъяты> и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в размере <данные изъяты>

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Любинского района Омской области, заявленные в интересах Стряпчей Т.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Любинского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работнику МУЗ <данные изъяты> Стряпчей Т.А. в виде права на получение компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения и компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Взыскать с администрации Любинского муниципального района Омской области в лице Комитета финансов и контроля администрации Любинского муниципального района Омской области за счет казны Любинского муниципального района Омской области в пользу Стряпчей Т.А. компенсацию расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на оплату отопления жилого помещения в размере <данные изъяты> и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в размере <данные изъяты>., всего <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

                    Судья                                                                           М.В. Козлова