Дело № 2-614/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Любинский 07 августа 2012 года Любинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Козловой М.В., при секретаре судебного заседания Гольцварт К.В., с участием помощника прокурора Любинского района Картавенко В.С., представителя администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области - Антоновой Н.В., представителя заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Любинскому району - государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Любинскому району Слюсаренко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Любинского района Омской области о признании незаконным бездействия администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения ремонта автомобильных дорог и обязании устранить выявленные нарушения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения ремонта автомобильной дороги в <адрес>. Указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере дорожного хозяйства установлены факты неисполнения администрацией Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности выявлено, что дорога местного значения находится в состоянии, не соответствующем требованиям ГОСТ Р 50597-93 и Правил дорожного движения в РФ, что создает угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, является причиной ухудшения технического состояния автомобилей. Просил обязать администрацию Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения путем проведения ремонтных работ. В судебном заседании помощник прокурора Любинского района Омской области Картавенко В.С. уточнил заявленные требования. Просил признать незаконным бездействие администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения текущего ремонта автомобильной дороги. Проведенной проверкой с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД по Любинскому району установлено, что <адрес> существуют выбоины, превышающие по длине - 3,5 м., по ширине - 1 м., по глубине - 4,5 см, а также выбоины, превышающие по длине - 1,9 м, по ширине - 70 см, по глубине 4 см. Имеется разрушение края проезжей части справа шириной 50 см., длиной 17 м., глубиной 5 см. Просил суд возложить обязанность на администрацию Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения закона путем проведения текущего ремонта автомобильной дороги в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области Антонова Н.В. требования прокурора Любинского района Омской области признала в полном объеме. Подтвердила факт нахождения дороги в <адрес> в собственности Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области. Полагала справедливой постановку вопроса об обязании администрацию Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области организовать выполнение текущего ремонта на дороге, указанной в заявлении, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Суду пояснила о том, что ямочный ремонт дороги выполняется каждый год. В связи с недостаточностью материальных ресурсов и отсутствием возможности их пополнения у сельского поселения возможность обеспечения надлежащего технического состояния всех дорог местного значения отсутствует. Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Любинскому району - государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Любинскому району Слюсаренко А.М. суду пояснил о том, что дважды в год проводит проверки состояния дорог, находящихся в собственности поселений. При этом постоянно выявляется несоответствие условий содержания внутрипоселковых дорог требованиям ГОСТа. По результатам проверок вносятся предписания, применяются меры административного воздействия. Выслушав заявителя, представителя администрации Тавричанского сельского поселения, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Так, предусмотренная Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по содержанию автомобильных дорог, в том числе по их ремонту, дифференцирована в зависимости от обладателя вещного права и назначения автомобильной дороги. Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность включает: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (в том числе капитальный), содержание автомобильных дорог. В содержание автомобильной дороги входит: поддержание ее надлежащего технического состояния, оценка технического состояния, организация и обеспечение безопасности дорожного движения. Ремонт направлен на восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. При капитальном ремонте производится замена и (или) восстановление конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей и при этом затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. При ремонте не происходит изменения класса, категории дороги или полосы отвода. Классификация работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог установлена Приказом Минтранса России от 12.11.2007 № 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них". В нем определены состав и виды дорожных работ отдельно по каждому из направлений: по содержанию автодорог, по ремонту автодорог, по капитальному ремонту автодорог, которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Установленный документом состав дорожных работ может дополняться необходимыми видами работ, определенными с учетом конструктивных особенностей автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней и ее месторасположения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится, соответственно, к расходным обязательствам муниципальных образований (п. 11 ст. 13 ФЗ № 257- ФЗ). В данной связи, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения должна осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения должно осуществляться в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик соответствующих автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. Данные нормативы и правила расчета размера ассигнований бюджета на перечисленные цели утверждаются органом местного самоуправления. Согласно ст. 212 ГК РФ,в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1). Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2). Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3). Права всех собственников защищаются равным образом (п. 4). В соответствии со ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено к вопросам местного значения Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, согласно п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", относятся к собственности поселения. Аналогичные нормы закреплены в ст.ст. 50, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Постановлением главы Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, относящихся к собственности Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области. В данный перечень дорог общего пользования местного значения <адрес> включена дорога по <адрес>. Нахождение автомобильной дороги по <адрес> (<данные изъяты>.) в собственности Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области определяет наличие обязанности по надлежащему осуществлению дорожной деятельности. Данный вывод основан на положениях ст. 210 ГК РФ. Именно собственник, по общему правилу, несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по текущему и капитальному ремонту, регистрации и т.п. Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области согласно Уставу поселения отнесено к компетенции администрации сельского поселения. Факт нахождения дороги, указанной в заявлении прокурора, в ненадлежащем эксплуатационном состоянии подтверждается материалами дела. Так, согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке по <адрес> существуют выбоины, превышающие по длине - 3,5 м., по ширине - 1 м., по глубине - 4,5 см, а также выбоины, превышающие по длине - 1,9 м, по ширине - 70 см, по глубине 4 см. Имеется разрушение края проезжей части справа, шириной 50 см., длиной 17 м., глубиной 5 см., что не соответствует требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения Российской Федерации. Акт составлен комиссией, в состав которой входили представитель прокуратуры <адрес>, государственный инспектор ОГИБДД ОМВД по <адрес> и представитель администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района <адрес>. Нахождение дороги в неудовлетворительном состоянии, необходимость ремонта дорожного покрытия, непроведение требуемых ремонтных работ, недостаточное финансирование на указанные цели при разбирательстве дела сторонами не оспаривалось. Представителем администрации Тавричанского сельского поселения не представлено суду документального подтверждения выполнения работ по текущему ремонту дороги по <адрес> в <адрес>, также как не представлено доказательств надлежащего состояния указанной дороги (соответствующего требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ФИО6 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения Российской Федерации). При изложенных обстоятельствах, суд считает незаконным бездействие администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района в части непроведения текущего ремонта автомобильной дороги в <адрес> в связи с чем, требования прокурора Любинского района Омской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р е ш и л: Требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части непроведения текущего ремонта автомобильной дороги в <адрес> Обязать администрацию Тавричанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения закона путем проведения текущего ремонта автомобильной дороги по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Судья М.В.Козлова