Решение от 05.04.2012 по жалобе директора МКОУ `Казанская СОШ` Грасса Н.Э. на постановление инспектора по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.



Дело № 12-15/2012ело

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Любинский районный суд Омской области в составе:

председательствующего: Железновой Л.В.,

с участием директора МКОУ «Казанская СОШ» Грасса Н.Э.,

представителя УНД ГУ МЧС России по Омской области Ивлева Д.П.,

представителя Управления образования Любинского муниципального района Жаргаковой Г.Н.,

при секретаре Сусленко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 апреля 2012 года дело по жалобе директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Казанская средняя общеобразовательная школа» Грасса Н.Э. на постановление заместителя главного государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ директор МКОУ «Казанская СОШ» Грасс Н.Э. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Грасс Н.Э. обратился в Любинский районный суд с жалобой, в которой просил отменить данное постановление по следующим основаниям.

Здание МКОУ «Казанская СОШ» построено и введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. В здании школы имеются три основных эвакуационных выхода с первого этажа, ширина которых более 1.2 м., пять запасных эвакуационных выходов (левое крыло здания, правое крыло здания) ширина которых менее 1,2 м. следовательно, требования к основным трем эвакуационным выходам выполнено. Все вышеназванные выходы функционируют, не загромождены посторонними предметами, двери оборудованы открывающими запорами. Расширение дверных проемов эвакуационных выходов может явиться причиной нарушения целостности здания с учетом года постройки. МКОУ «Казанская СОШ» является муниципальным образовательным учреждением. Учредителем учреждения является Любинский муниципальный район, от имени которого выступает Администрация муниципального района в лице Управления образования. Как муниципальное учреждение, учреждение финансируется Учредителем по смете, дополнительных источников дохода не имеет, так как предпринимательскую деятельность не ведет. Устранение указанных нарушений требует значительных финансовых затрат из бюджета муниципального района. В настоящее время на территории района утверждена и действует долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Любинского муниципального района (ДД.ММ.ГГГГ годы) и План Управления образования по ремонту образовательных учреждений на ДД.ММ.ГГГГ год, предусматривающие в том числе, устранение указанных в предписании нарушений.

          В судебном заседании директор МКОУ «Казанская СОШ» Грасс Н.Э. поддержал доводы, изложенные в жалобе. Просил суд отменить постановление и прекратить производство по делу, так как нет его вины в том, что не устранены все нарушения правил пожарной безопасности. На проведение работ по выполнению ширины и высоты эвакуационных выходов требуются значительные финансовые средства, деньги для этой цели будут выделены Управлением образования в середине ДД.ММ.ГГГГ года. В летний период все нарушения будут устранены, в настоящее время у образовательного учреждения на это нет денежных средств. Кроме того, указал, что школа рассчитана на 320 детей, а обучается в ней 160 детей. В школе имеется 8 эвакуационных выходов, только два из них не соответствуют правилам пожарной безопасности. В настоящее время он договорился с руководителем ООО «<данные изъяты>» об оказании помощи в переносе трубопроводов отопления, которые находятся на путях эвакуации. В летнее время эти работы будут проведены. Трубопроводы отопления в нижней части эвакуационных выходов оборудованы невысоким пологим пандусом. В связи с чем имеется реальная возможность провести эвакуационные мероприятия в случае необходимости. Осенью ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен к административной ответственности по этой же статье КоАП РФ, выплатил штраф, но устранить нарушения не смог по указанной причине.

Представитель УНД ГУ МЧС Ивлев Д.П. показал, что в ходе проведенной плановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что администрацией школы не были устранены нарушения правил пожарной безопасности, указанные в Предписании: не выполнена высота эвакуационных выходов в свету непосредственно наружу из объема лестничных клеток №№2, 3, спортивного зала в школу, пищеблока столовой наружу менее 1.9м., ширина эвакуационного выхода непосредственно наружу из объема лестничной клетки № 2 менее 1.2м., в объеме лестничных клеток №№1, 2 не ликвидированы электрические распределительные щиты, препятствующие эвакуации людей, в объеме лестничных клеток №№1,2, 3 не ликвидированы трубопроводы отопления, выступающие из плоскости стен, препятствующие эвакуации людей, в нижней части эвакуационных выходов № 4 и спортивного зала не ликвидированы трубопроводы отопления. Это серьезные нарушения, так как невыполнение данных мероприятий в случае пожара может повлечь быстрое распространение огня на путях эвакуации. Полагал, что постановление о привлечении директора школы Грасса Н.Э. к административной ответственности является законным.

          Представитель Управления образования Любинского муниципального района Жаргакова Г.Н. поддержала доводы жалобы Грасса Н.Э., суду показала, что директор школы не имел реальной возможности до ДД.ММ.ГГГГ года устранить нарушения правил пожарной безопасности по причине отсутствия финансирования данных мероприятий. Он обращался в Управление образования с просьбой выделить денежные средства для устранения нарушений, но эти средства до настоящего времени выделены не были. В соответствии с утвержденной постановлением администрации района Программой развития образования, выполнение данных мероприятий будет возможно только ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав директора МКОУ «Казанская СОШ», представителя ТО УНД ГУ МЧС, представителя Управления образования, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 и введенными в действие с 30.06.2003, и другими правовыми актами.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

          Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Часть 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года при проведении проверки государственным инспектором Любинского района по пожарному надзору в здании и помещениях МОУ «Казанская СОШ» были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу МОУ «Казанская СОШ» и законному представителю юридического лица директору Грассу Н.Э. заместителем главного государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору вынесено Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому предложено организовать выполнение следующих мероприятий: 1) выполнить высоту эвакуационных выходов в свету непосредственно наружу из объема лестничных клеток №№2, 3, спортивного зала в школу, пищеблока столовой наружу не менее 1.9м. 2) выполнить ширину эвакуационного выхода непосредственно наружу из объема лестничной клетки № 2 не менее 1.2 м. 3) демонтировать в объеме лестничных клеток №№1, 2 электрические распределительные щиты, препятствующие эвакуации людей 4) демонтировать в объеме лестничных клеток №№1, 2, 3 трубопроводы отопления, выступающие из плоскости стен, препятствующие эвакуации людей 5) демонтировать трубопроводы отопления, расположенные в нижней части эвакуационных выходов № 4 и спортивного зала, препятствующие эвакуации людей 6) выполнить люки выхода на чердак их объема лестничных клеток противопожарными 2-го типа. Срок исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ года в ходе проведения плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МКОУ «Казанская СОШ» выявлены нарушения правил пожарной безопасности.

Из протокола об административном правонарушении № 41 от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что директор МКОУ «Казанская СОШ» Грасс Н.Э. нарушил требования п.п. 3, 53 правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) в РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 30.06.2003 года, п. 6.16, 6.32, 8.4 СНиП 21-01-97, так как не выполнена высота эвакуационных выходов в свету непосредственно наружу из объема лестничных клеток №№2, 3, спортивного зала в школу, пищеблока столовой наружу менее 1.9м., ширина эвакуационного выхода непосредственно наружу из объема лестничной клетки № 2 менее 1.2м., в объеме лестничных клеток №№1, 2 не ликвидированы электрические распределительные щиты, препятствующие эвакуации людей, в объеме лестничных клеток №№1,2, 3 не ликвидированы трубопроводы отопления, выступающие из плоскости стен, препятствующие эвакуации людей, в нижней части эвакуационных выходов № 4 и спортивного зала не ликвидированы трубопроводы отопления.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года должностное лицо - директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Казанская средняя общеобразовательная школа» Грасс Н.Э. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Согласно п. 6.16 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97*
"Пожарная безопасность зданий и сооружений" ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29, а именно 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.

Согласно п. 8.4. Строительных норм и правил СНиП 21-01-97*
"Пожарная безопасность зданий и сооружений" выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.

В соответствии с пунктом 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.

Из представленных суду документов следует, что Управлением образования запланировано выделение в ДД.ММ.ГГГГ году МКОУ «Казанская СОШ» <данные изъяты> рублей для расширения дверных проемов. Данная информация содержится в Долгосрочной целевой программе Любинского муниципального района «Развитие системы образования Любинского муниципального района», в справке начальника Управления образования. Из информации о проведении замеров эвакуационных дверей МКОУ «Казанская СОШ» следует, что большая часть дверей (6 из 8) соответствуют требованиям пожарных правил, размеры одной двери имеют небольшие отступления от стандартов. Представленные суду фотоснимки нижней части эвакуационного выхода из спортивного зала свидетельствуют о том, что проходящие по полу трубы отопления, оборудованы устройством типа пандуса, что позволяет осуществлять выход из помещения без затруднений.

Исследовав доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что руководителем МКОУ «Казанская СОШ» Грассом Н.Э. были допущены нарушения Правил пожарной безопасности, в ее действиях формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, в течение всего периода своей работы в должности директора он принимал меры для устранения нарушений Правил пожарной безопасности. До настоящего времени не выполнены мероприятия по переустройству эвакуационных выходов, демонтажу труб отопления, которые требуют вложения значительных финансовых средств. Выделение Управлением образования денежных средств для проведения указанных работ планируется в летний период ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с указанным, выполнение ремонтных работ будет возможно провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ, как указано в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, в судебном заседании установлено, что в здании школы имеется три основных эвакуационных выхода, ширина которых более 1.2м., все выходы функционируют.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что действия должностного лица Грааса Н.Э., хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, но совершенное им правонарушение является малозначительным. В судебном заседании установлено, он ответственно относится к выполнению требований инспекторов по пожарному надзору, в его действиях не усматривается пренебрежительного отношения к своим должностным обязанностям. Устранение выявленных нарушений Правил пожарной безопасности в помещении МКОУ «Казанская СОШ» не в полном объеме, было вызвано отсутствием достаточного финансирования юридического лица.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу указанной нормы следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В связи с указанным, суд считает, что директор МКОУ «Казанская СОШ» Грасс Н.Э. подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. При этом суд считает возможным ограничиться устным замечанием.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь п.3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Любинского района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Казанская средняя общеобразовательная школа» Грасса Н.Э. к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ отменить.

Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Объявить директору Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Казанская средняя общеобразовательная школа» Грассу Н.Э. устное замечание.

             Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10-ти дней со дня получения копии постановления.

             Судья                                                                                        Л.В.Железнова